Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
проводить языковой анализ;
фонетический анализ: соотносить звуки и буквы; различать гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
правильно писать:
непроизносимые согласные;
сочетания чк, чн;
удвоенные согласные;
безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением;
ьи ъ разделительные;
словообразовательный анализ (корень, приставка, суффикс, окончание);
морфологический анализ изучаемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение, предлог);
правильно писать:
ьпосле шипящих на конце имен существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода;
безударные падежные окончания имен существительных;
безударные падежные окончания имен прилагательных;
ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
безударные личные окончания глаголов (простейшие случаи);
- ться и - тся в глаголах;
не с глаголами;
синтаксический анализ:
словосочетания;
главные члены предложения: подлежащее, сказуемое;
второстепенные члены предложения (без деления на виды);
простые и сложные предложения;
предложения с прямой речью (простейшие случаи).
Правильно писать:
запятые между однородными членами (при перечислении);
запятую в сложном предложении; знаки препинания (в простейших случаях) в предложениях с прямой речью;
уметь пользоваться дидактическим материалом в наиболее доступных случаях грамматического разбора слов и предложений;
читать сознательно, правильно и выразительно незнакомый текст целыми словами вслух (40—50 слов в минуту) и «про себя» (40—50 слов в минуту);
работать с текстом (понимать смысл прочитанного произведения, озаглавливать текст, разделяя его на части, составлять план прочитанного текста с помощью учителя, находить в тексте слова и выражения по заданию учителя, характеризовать главных героев, уметь оценивать поступки персонажа, находить в тексте примеры образности и выразительности (эпитеты, сравнения), пересказывать прозаические произведения;
воспринимать на слух чтение другими лицами книг напечатанных плоским шрифтом и в звукозаписи;
самостоятельно читать детские книги и периодику, напечатанные рельефно-точечным шрифтом (для слепых) и крупным плоским шрифтом с реалистическими красочными иллюстрациями (для слабовидящих);
составлять устные высказывания с элементами описания и рассуждения на темы, близкие опыту ребенка (об интересном случае из своей жизни, о любимом занятии и др.);
писать изложение текста (не более 40—50 слов) по данному учителем плану;
писать буквами письменного шрифта отдельные слова и короткие предложения для слепых, а печатным шрифтом небольшие тексты (до 30 слов) для детей с остаточным зрением;
писать отдельные буквы письменного шрифта, предложения и небольшой текст (печатным шрифтом по системе Гебольда) для абсолютно слепых детей;
знать наизусть 25 стихотворений, в том числе в 4-м классе — 10—12 стихотворений.