Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

проводить языковой анализ;

фонетический анализ: соотносить звуки и буквы; различать гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные, со­гласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

правильно писать:

непроизносимые согласные;

сочетания чк, чн;

удвоенные согласные;

безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением;

ьи ъ разделительные;

словообразовательный анализ (корень, приставка, суффикс, окончание);

морфологический анализ изучаемых частей речи (имя существи­тельное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение, предлог);

правильно писать:

ьпосле шипящих на конце имен существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода;

безударные падежные окончания имен существительных;

безударные падежные окончания имен прилагательных;

ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единст­венного числа;

безударные личные окончания глаголов (простейшие случаи);

- ться и - тся в глаголах;

не с глаголами;

синтаксический анализ:

словосочетания;

главные члены предложения: подлежащее, сказуемое;

второстепенные члены предложения (без деления на виды);

простые и сложные предложения;

предложения с прямой речью (простейшие случаи).

Правильно писать:

запятые между однородными членами (при перечислении);

запятую в сложном предложении; знаки препинания (в про­стейших случаях) в предложениях с прямой речью;

уметь пользоваться дидактическим материалом в наиболее до­ступных случаях грамматического разбора слов и предложений;

читать сознательно, правильно и выразительно незнакомый текст целыми словами вслух (40—50 слов в минуту) и «про себя» (40—50 слов в минуту);

работать с текстом (понимать смысл прочитанного произведе­ния, озаглавливать текст, разделяя его на части, составлять план прочитанного текста с помощью учителя, находить в тексте слова и выражения по заданию учителя, характеризовать главных геро­ев, уметь оценивать поступки персонажа, находить в тексте при­меры образности и выразительности (эпитеты, сравнения), пере­сказывать прозаические произведения;

воспринимать на слух чтение другими лицами книг напечатанных плоским шрифтом и в звукозаписи;

самостоятельно читать детские книги и периодику, напечатан­ные рельефно-точечным шрифтом (для слепых) и крупным плос­ким шрифтом с реалистическими красочными иллюстрациями (для слабовидящих);

составлять устные высказывания с элементами описания и рас­суждения на темы, близкие опыту ребенка (об интересном случае из своей жизни, о любимом занятии и др.);

писать изложение текста (не более 40—50 слов) по данному учителем плану;

писать буквами письменного шрифта отдельные слова и ко­роткие предложения для слепых, а печатным шрифтом неболь­шие тексты (до 30 слов) для детей с остаточным зрением;

писать отдельные буквы письменного шрифта, предложения и небольшой текст (печатным шрифтом по системе Гебольда) для абсолютно слепых детей;

знать наизусть 25 стихотворений, в том числе в 4-м классе — 10—12 стихотворений.

Наши рекомендации