Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу» в начальной школе
История и культура Санкт-Петербурга изучается на различных уроках в начальной школе, а также материалы по истории города широко используются во внеклассных мероприятиях. Для облегчения труда учителя создано множество наглядных пособий: мультимедийных, печатных, видеосюжетов. При изучении города невозможно обойтись без путешествий и экскурсий по историческим местам города, по его многочисленным музеям. Каждый учитель ищет для себя оптимальный вариант подачи учебного материала с целью достижения максимального результата при его освоении. В настоящее время для формирования индивидуального опыта творческой деятельности всё большее значение приобретает использование развивающих возможностей ИКТ. С помощью новых технологий учащиеся под руководством учителя могут совершать удивительные виртуальные экскурсии по родному городу. Занятия в форме виртуальных экскурсий можно использовать как на уроках, так и вовнеурочной деятельности. Особенно эффективной является взаимосвязь познавательного материала с элементами игры. В ходе виртуальных экскурсий на внеклассных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга учителем решаются следующие задачи:
· Познакомить учащихся с городом, как средой «обитания»
· Сформировать у детей представление о неповторимости, уникальности Санкт-Петербурга
· Познакомить с историей возникновения города на берегах Невы, значением этого события в истории нашей страны
Проведение занятий должно способствовать формированию у учащихся умений и навыков, таких, как:
1. Умение пользоваться различными дополнительными источниками: словарями, энциклопедиями, справочниками,
2. Умение составлять устные и письменные описания достопримечательностей города,
3. Используя карту, уметь ориентироваться в городе,
4. Делать выводы, сравнивать, анализировать данные.
Ожидаемые результаты проведения виртуальных экскурсий:
· Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, истории и культуры Санкт-Петербурга
· Развитие навыков самостоятельных исследований, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
· Развитие коммуникативно-речевых умений.
Виртуальные экскурсии проводятся как путешествия по уголкам Санкт-Петербурга. Каждое занятие - знакомство с достопримечательностями города, его прекраснейшими уголками, архитекторами.
Приведем пример виртуальной экскурсии по теме «История моего города»
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с историей и культурой Санкт-Петербурга
2. Научить бережно относиться к культурному богатству города;
3. Сформировать представление об уникальности и неповторимости Санкт-Петербурга.
На уроке используются компьютер,, интерактивная доска, наглядность в форме мультимедийной презентации
В начале урока учительзачитывает стихи А.С.Пушкина и рассказывает учащимся о значении Санкт-Петербурга в истории нашей страны.
Далее, используя карту на презантации, учитель рассказывает о значении территории Приневья для Русского государства, о первых победах русского флота над шведами, о начале освоения дельты Невы, о выборе места для строительства крепости.
При этом отрабатываются такие понятия, как дельта, крепость, рукава реки, острова в дельте Невы, истоки и устье реки.
На следующем этапе урока учитель, используя презентацию, кратко рассказывает о строительстве Петропавловской крепости, ее основных достопримечательностях. При это используется схема Петропавловской крепости и ее основные достопримечательности помечены гиперрсылками, по которым осуществляется переход к сладом, где рассказано об этой достопримечательности.
В качестве повторения проводится викторина для внимательных - учащиеся вписывают правильные ответы в пустые клеточки.
На следующем этапе занятия учитель рассказывает учащимся о первых постройках города: домике Петру Первого, Летнем саде, Кунсткамере. При этом эти достопримечательности также помечены гиперссылками на карте, при нажатии на которые осуществляется переход к данной достопримечательности. При этом учитель может спросить у учеников, о какой достопримечательности они мы хотели узнать.
В конце занятия учащимися выполняются задания на закрепление изученного материала.
В качестве самостоятельной работы по итогам подобного мероприятия учащимся можно дать задание посетить с родителями изученные достопримечательности (предварительно выдав им схемы), провести мини-экскурсию для родителей и написать о ней отчет.
Таким образом, виртуальные экскурсии является новым эффективным презентационным инструментом на занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места и любой достопримечательности города, стимуляция самостоятельной познавательной активности обучающихся, что, безусловно, способствует развитию познавательных учебных действий обучающихся.
Заключение
Целью нашей курсовой работы было определение возможностей использования виртуальных экскурсий с целью развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга.
В ходе решения первой задачи исследования мы выявили, что под универсальными учебными действиями понимают совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его развитию у него способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также умения учиться.
К основным видам универсальных учебных действий относят личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
В аспекте темы нашей курсовой работы нас интересовали познавательные универсальные учебные действия, поэтому мы дали им более подробную характеристику. Мы выяснили, что познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
В ходе решения второй задачи курсовой работы, мы выяснили, что при формировании познавательных УУД необходимо учитывать особенности развития их познавательных процессов – памяти, воображения, внимания. Также необходимо учитывать особенности мышления детей данного возраста, в первую очередь конкретно-образный характер мышления, который может вызвать трудности в восприятии учебной информации. Поэтому она должна быть как можно более наглядной и образной, при этом сочетающей в себе элементы индуктивного и проблемного подходов.
В ходе решения третьей задачи курсовой работы мы рассмотрели понятие «виртуальной экскурсии» и особенности ее организации в начальной школе. Так, под виртуальной экскурсией понимают организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д., сочетающую рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей.
Также нами были выделены методические рекомендации по подготовке и организации виртуальной экскурсии в начальной школе:
К ним относятся необходимость планирования работы над экскурсией, подготовка фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы и т.д., продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию всего комплекса УУД, в том числе познавательных.
Также следует учесть, что в 3-4 классах учащиеся сами могут создавать виртуальные экскурсии по своему городу. В качестве самостоятельной работы по итогам подобного мероприятия учащимся можно дать задание посетить с родителями изученные достопримечательности (предварительно выдав им схемы), провести мини-экскурсию для родителей и написать о ней отчет.
В ходе решения четвертой задачи нами был проанализирован конкретный пример организации виртуально экскурсии на внеклассном занятии по истории и культуре Санкт-Петербурга по теме «История моего города».
Таким образом, виртуальные экскурсии является новым эффективным презентационным инструментом на занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места и любой достопримечательности города, стимуляция самостоятельной познавательной активности обучающихся.
Мы не утверждаем, что использование виртуальных экскурсий на внеклассных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга является уникальным средством, способствующим развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников за несколько занятий, однако их использование целесообразно в комплексе с использованием других средств обучения, а также постоянной связью с самостоятельной работой обучающихся. Только при учете данных условий можно обеспечить формирование познавательной познавательных УУД младших школьников.
Мы считаем, что тема нашей курсовой работы имеет теоретическую и практическую значимость, а сделанные нами теоретические выводы будут апробированы в ходе преддипломной практики.
Список литературы
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе – М., «Владос»,2004 г. – 240с
2. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы //Литература в школе. – 2010. – №10. –22-24 с.
3. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя — М.: «Просвещение», 2011. — 151 с.
4. Василенко Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ – М.: «Грамотей», 2013. – 32 с.
5. Гудалина Г.М. Методика проведения виртуальной экскурсии – [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/04/08/metodika-provedeniya-virtualnoy-ekskursii
6. Елисеева Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа, 2013. — С. 91-94.
7. Казачкова С.П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности //. – 2- е изд., стереотип. – М.: «Планета», 2013. – 256 с.
8. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования — М.: «Линка-Пресс», 2012. – 284 с.
9. Козина Е.Ф., Степанян, Е.Н. Методика преподавания естествознания — М.: «Академия»,2008.
10. Корнеева А.А. Виртуальная экскурсия как метод обучения в начальной школе – [Электронный ресурс]:http://www.prodlenka.org/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=150455&cf_id=24
11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: «Питер», 2005. — 940 с.
12. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника. //Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии — Оренбург: « ОГПУ», 2005. — 240 с
13. Кузьменкова О.В. и др. —Возрастная и педагогическая психология. // учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии — Оренбург: «ОГПУ», 2005. — 288 с.
14. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании :// Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11. –59 с.
15. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: «Академия»,2006. — 608 с.
16. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов :// Начальная школа. – 2012. - № 10. –6 с.