Образовательные учреждения, их типы и организационная структура

1. Университеты относятся к учебным заведениям ________ образования.

a) среднего профессионального

b) общего среднего

c) начального профессионального

d) высшего профессионального

2. Профессиональные училища относятся к учебным заведениям ________ образования.

a) высшего профессионального

b) начального профессионального

c) дополнительного

d) общего среднего

3. Общеобразовательное учреждение повышенного типа с усложненной учебной программой называется…

a) школой

b) вечерней школой

c) профессиональным училищем

d) гимназией

4. К учреждениям общего среднего образования относятся…

a) профессиональные училища, музыкальные школы, вузы

b) техникумы, колледжи, институты

c) вечерние школы, интернаты, детские сады

d) школы, лицеи, гимназии

5. Коллегиальный орган управления образовательным учреждением, объединяющий представителей общественности, администрации, педагогов, родителей, учащихся, называется…

a) методическим советом

b) советом образовательного учреждения

c) педагогическим советом

d) педагогическим консилиумом

6. Государственный статус образовательного учреждения фиксируется его …

a) Советом

b) аттестацией

c) аккредитацией

d) уставом

7. Техникумы и колледжи относятся к учреждениям __________ профессионального образования.

a) начального

b) высшего

c) послевузовского

d) среднего

8. Аспирантура и докторантура относятся к учреждениям….

a) повышения квалификации и переподготовки

b) высшего профессионального образования

c) общего образования

d) послевузовского профессионального образования

9. Вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций, называется …

a) повышением квалификации

b) докторантурой

c) аттестацией

d) аспирантурой

Типология образовательных учреждений и их организационная структура

1. Разработка государственного стандарта образования вызвано следующими обстоятельствами…

a) информатизацией общества

b) необходимостью обеспечения в стране единого уровня общего образования

c) вхождением России в мировое образовательное пространство

d) демократизацией общества

2. Необходимыми разделами в структуре Устава образовательного учреждения являются…

a) методы и формы обучения

b) основные задачи учреждения

c) образовательный процесс

d) финансово-хозяйственная деятельность

3. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть…

a) созданные общественными организациями

b) государственными

c) частными

d) созданные религиозными организациями

4. К общеобразовательным учреждениям относятся…

a) профтехучилища

b) гимназии

c) общеобразовательные школы

d) лицеи

5. К учреждениям дополнительного образования относятся…

a) школы искусств

b) дома детского творчества

c) реабилитационные центры

d) колледжи


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.– М., 2006.

Кукушин Вадим Сергеевич. Теория и методика обучения: учеб. пособие для вузов /В.С.Кукушин. - Ростов н/Д:Феникс. - 2005 .- 474 с.

Педагогика: учеб. Пособие по дисциплине "Педагогика и психология" (часть I"Педагогика") /под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Высшее образование. - 2008.-430 с.

Педагогика: учебник для вузов по пед. специальностям/под ред. Л. П. Крившенко.-М.: Проспект. - 2008.-432 с.

Подласый Иван Павлович. Педагогика: в 3 кн.: учеб. для вузов по направлению подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика"/И. П. Подласый.-2-е изд., испр. и доп.-М. : ВЛАДОС.-(Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы. - 2007.-527 с.

Сластёнин Виталий Александрович. Педагогика: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина.-5-е изд., стер. - М.: Академия. - 2008.-576 с.

Дополнительная

1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544с.

2. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по дисциплине «Теория обучения»

(2012-2013 учебный год, 2 курс ЕГФ Педобразование)

Преподаватель Бизина Н.М.

1. Дидактика как наука, ее объект и предмет.

2. Категории дидактики: обучение, преподавание, учение, их взаимосвязь. Связь

3. дидактики с другими науками.

4. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах

человека, общества и государства.

5. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

6. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

7. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.

8. Закономерности и принципы обучения.

9. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

10. Двусторонний и личностный характер обучения.

11. Единство преподавания и учения.

12. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

13. Анализ современных дидактических концепций.

14. Методы обучения: понятие, классификации, выбор

15. Характеристика словесных и наглядных методов обучения.

16. Практические методы обучения.

17. Средства обучения и их классификации.

18. Компьютерные средства обучения: электронные носители информации, веб-сайты,

веб-страницы, веб-квесты.

19. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

20. Формы организации обучения и их развитие в дидактике.

21. Урок как целостная система. Типы уроков и их структура.

22. Основные требования к современному уроку.

23. Классно-урочная система обучения и ее альтернативы.

24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

25. Теории формирования содержания образования.

26. Принципы и критерии отбора содержания образования.

27. Государственный образовательный стандарт. Компетентностный подход в

образовании.

28. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

29. Учебные планы государственных и негосударственных школ.

30. Учебные программы и способы их использования в школьной практике.

31. Характеристика учебников и учебных пособий, требования к ним.

32. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.

33. Инновационные образовательные процессы.

34. Образовательные технологии: понятие, уровни, структура, критерии

технологичности.

35. Классификации образовательных технологий.

36. Характеристика одной (на выбор) образовательной технологии, связанной со

спецификой наук естественного профиля.

37. Дистанционное обучение.

38. Дидактические основы проблемного обучения.

39. Программированное обучение.

40. Технологии контроля и оценки учебных достижений.

41. Предметное тестирование.

42. Модульно- рейтинговая система контроля в обучении.

Терминологический словарь

Преподавание – педагогическая деятельность по управлению познавательной деятельностью учащихся.

Развитие личности –процесс количественныхи качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека.

Образование –1) целенаправленная и систематическая передача уч-ся содержания образования, ценностных ориентаций и отношений. 2) процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, формирования ценностных отношений и мировоззрения. 3) единый процесс физического и духовного становления личности, ее социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны

Гуманизация образования – ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на раскрытие ее индивидуальности

целенаправленный процесс формирования личности в соответствии с потребностями общественно-экономического развития; 3) целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью формирования характера, морально-волевых качеств, норм и правил поведения в обществе; 4) целенаправленное развитие мировоззрения и мотивационно-ценностной сферы личности; 5) профессионально педагогическая деятельность, содействующая максимальному развитию личности ребенка, обеспечивающая вхождение его в контекст современной культуры.

Обучение –целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки, развивается мировоззрение, нравственные и другие качества личности.

Теория обучения – наука, изучающая процесс обучения, содержание образования, принципы, формы способы и средства реализации обучения.

Педагогический процесс – 1)целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования в условиях педагогической системы. 2) специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателя и воспитанников, направленное на достижение педагогической цели.

Педагогический процесс как целостная структура объединяет в себе воспитание и обучение.

Движущие силы педагогического процесса– противоречия возникающие между знаниями и умениями учащихся; условиями и результатами обучения и воспитания; идеальными целями педагогического процесса и реальными результатами

Дидактика (теория обучения)

Основные характеристики процесса обучения (ПО):1)организованное взаимодействие учителей и учащихся; 2) вооружение учащихся знаниями и способами учебной деятельности, в результате осуществляется их умственного развитие; 3) соответствие результата обучения его целям.

Сущность ПО – единство преподавания и учения.

Функции ПО: образовательная - передача и усвоение ЗУНов, развивающая- ориентация на зону ближайшего развития, воспитывающая - формирование нравственно-эстетических представлений, дисциплинированности ученика и способности к взаимодействию с учителем и лругими учащимися.

Движущая сила ПО – противоречия, возникающие в ходе обучения между требуемыми и достигнутыми ЗУНами; между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению

Признаки ПО– целенаправленность, двусторонний характер, управляемость .

Модели обучения -объяснительно-иллюстративное (сообщающее), программированное, проблемное.

Технологии обучения –строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Виды современных технологий обучения – развивающие, личностно-ориентированные.

Ученик в процессе обучения– выступает как объект педагогической деятельности (формирование ЗУНов в результате целенаправленной деятельности учителя) и субъект собственной познавательной деятельности (процесс самообразования).

Преподавание– 1) упорядоченная деятельность педагога по реализации образовательных задач, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний; 2)целенаправленная деятельность учителя по организации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Учение – 1) усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности; 2) учебно-познавательная деятельность, в ходе которой происходит усвоение ЗУНов.

Знания– отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.

Умение – освоенный человеком способ выполнения действия.

Навык – способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным.

Способности– индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности.

· ХОД ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

· Внимательно прочитайте план семинарского занятия. Вспомните, какие занятия из философии, педагогики, психологии и других дисциплин, полученные на предыдущих курсах, вы можете использовать при ответе. Если данная тема или отдельные вопросы рассматривались на лекциях по дисциплине «Педагогическая антропология», посмотрите свои записи.

· Подберите всю рекомендованную литературу, просмотрите ее и наметьте, в какой последовательности лучше читать, с учетом того, что на некоторые вопросы плана можно ответить, изучив один источник, для ответа же на другие требуется работа с несколькими источниками.

· Приступайте к чтению источников, используя оба вида чтения: ознакомительное (первичное) и повторное. При первичном чтении следует понять суть содержания, отметить, какие части текста к какому пункту плана, данного к семинарскому занятию, относятся, то есть сгруппировать материал по источникам, проявив умения анализа и синтеза.

· При повторном чтении надо осмыслить не только отдельные части изучаемого источника, но и содержание в целом и его логику.

· После этого можно приступить к конспектированию. Наиболее распространенная ошибка студентов при конспектировании такова: прочитав статью, а порой даже не дочитав, студент тут же начинает переписывать в тетрадь большие части текста, притом в той же авторской последовательности, без всякого осмысления, без всякого соотношения с формулировкой поставленных в плане семинарского занятия вопросов, без учета их логической последовательности, а на семинаре затем считывает из своей тетради эти отрывки. Для кого и зачем это «чтение вслух»? При подготовке вначале прочитывается весь материал, осмысливается с учетом поставленных вопросов, классифицируется и только потом можно делать записи.

· Конспект может быть сжатым, тезисным, а может быть развернутым. Главное – раскрытие в нем сути вопросов, поставленных в плане семинара. Записи можно делать в виде уже готового ответа на вопросы, перетасовывая для этого отдельные части статьи, группируя их вместе, т.е. записывать все то, что относится к первому пункту и т.д. А можно законспектировать все ценные положения статьи полностью, включая и те, которые в плане данного семинара не находят отражения, но понадобятся студенту в его будущей работе. Однако в этом случае в тексте конспекта следует четко выделить те фрагменты записей, которые будут использованы на данном семинаре, продумать логику их изложения.

· Конспект старайтесь писать своими словами, в отдельных случаях подкрепляя выделенные мысли цитатами.

· Обратите внимание, как автор раскрывает сущность изучаемого педагогического явления, какое он дает ему определение (формулировку). Процитируйте определение понятия автором и проанализируйте его, сравните с определением этого понятия предшественниками и с тем, которое дается в «Педагогическом словаре».

· Определение педагогических понятий разными авторами выписывайте в тетрадь под названием «Педагогический словарь».

· При составлении конспекта отметьте, насколько полно и глубоко раскрыто автором исследуемое явление, что им внесено нового, прогрессивного в теорию и практику решения проблемы по сравнению с его предшественниками и современниками.

· Итак, конспект написан. Но работа с ним еще не заключена. Теперь его нужно прочитать, посмотреть еще раз, все ли основные положения выделены и подчеркнуты.

· Составьте план своего ответа. Запишите для себя вопросы, требующие уточнения с учетом темы семинарского занятия.

· В конце конспекта по каждому пункту плана сформулируйте контрольные вопросы, которые вы после своего ответа зададите аудитории с целью проверки усвоения изложенного вами материала. В свою очередь, каждый может задать вопросы выступающему.

· Работа с учебниками при подготовке к семинарскому занятию поможет понять материал, запомнить его, сконцентрировав внимание на главном. Для этого надо сначала внимательно прочитать всю главу, найти ответы на вопросы, которые возникли в ходе конспектирования источников и при чтении своих записей прослушанной лекции. Особое внимание сосредоточьте на вопросах, поставленных в плане семинара, но не рассмотренных в лекциях, а вынесенных целиком на самостоятельную работу.

· Готовясь к семинару, определите, какую часть материала можете преподнести при ответе наглядно, какие термины напишете па доске.

· Если самостоятельно найдете интересную дополнительную литературу, подготовьте краткую аннотацию и порекомендуйте другим студентам ознакомиться с этими книгами.

· Используя творческий подход, продумайте и предложите группе в соответствии с темой семинара своеобразную форму проведения занятия: диспут, конференцию, деловую или ролевую игру, заочную экскурсию, аукцион идей, презентацию педагогических книг, заседание редакционной коллегии, фрагмент театрализованной инсценировки, ресурсный круг и др.

· ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА СЕМИНАРЕ

· Выступающие по основным вопросам делают свои сообщения с кафедры.

· Их манера держаться перед аудиторией (речь, поза, жесты, одежда, прическа, контакт со слушателями) оценивается всей группой как поведение будущего учителя.

· Студент начинает ответ с сообщения цели, формы своего выступления, изложения плана.

· Пользуясь этим планом, студент должен рассказывать, говорить, объяснять, доказывать, но не читать. Необходимо научиться выступать без шпаргалок, конечно, отдельныe положения можно подкрепить цитатой.

· Форма выступления допускает различная, даже с использованием элементов деловой игры. Отвечающий студент может выступить в роли учителя, излагающего новый материал, в роли освобожденного классного руководителя, проводящего какое-либо внеклассное мероприятие, в роли учителя, ведущего родительское собрание или выступающего на научно-методической конференции и т.д.

· По содержанию студенческое выступление должно быть лаконичным и полным, основательным, глубоким, логичным с использованием примеров, с высказыванием студентом собственных оценочных суждений.

· Ответ желательно сделать эмоциональным, пропущенным сквозь свое, личностное отношение к излагаемой проблеме, с сообщением своего собственного мнения.

· Речь выступающего требует богатого словарного запаса, владения терминологией (философской, политической, психологической, педагогической, культурологической, искусствоведческой и т.д.), грамотного стилистического построения фраз, четкой дикции, ясного, внятного, литературного, в соответствии с правилами орфоэпии, произношения слов. Громкость определяется степенью отдаленности слушателей от кафедры. Темп речи избирается наиболее удобный для осознанного восприятия излагаемого.

· Для того чтобы речь не была монотонной, следует поработать и над модуляцией голоса, его звуковой, интонационной, тембровой палитрой, придавая ему многокрасочные оттенки.

· Выступающий должен видеть всех слушателей, управлять их вниманием, пользуясь образностью своей речи, сменой интонации, жестами, риторическими вопросами, а порой и прямым непосредственным обращением к аудитории.

· В конце выступления студент предлагает слушателям сделать выводы, а затем сам обобщает сказанное, используя свои выводы, ранее записанные в конспекте.

· Если у студентов окажется различное понимание сути вопроса, различные оценки тех или иных явлений, то на семинаре заслушиваются и обсуждаются все точки зрения.

· Перечень использованной литературы выступающий может сообщить или в начале своего выступления после изложения плана, или в самом конце выступления. Если это дополнительная литература, не указанная в списке к семинару, то желательно дать краткую рецензию.

· После ответа выступающего всей группе предлагается сделать дополнения, задать вопросы.


Наши рекомендации