Задания для самостоятельной работы. 1. При решении каких дидактических задач оптимально использование словесных, наглядных или практических методов обучения?
1. При решении каких дидактических задач оптимально использование словесных, наглядных или практических методов обучения?
2. Какие приемы способствуют усилению дидактического и воспитательного влияния словесных методов обучения?
3.Назовите приемы усиления дидактического и воспитательного влияния наглядного метода обучения.
Темы для реферата:
1. Активизация деятельности учащихся в процессе использования различных методов обучения.
2. Методы обучения и личность учителя.
3. Дидактическая игра как активный метод обучения.
Творческое задание:Успешное проведение беседы на уроке во многом зависит от правильной формулировки вопросов. Сформулируйте вопросы, предполагающие:
- воспроизведение изученного материала;
- оценку того или иного события, поступка;
- установление причин или следствий;
- классификацию явлений или предметов;
- перечисление признаков явления или предмета;
- выражение своего отношения к кому-либо или чему-либо;
- раскрытие содержания понятия.
При формулировке вопросов самостоятельно выберите тему для обсуждения и воспользуйтесь примерным перечнем вопросов и рекомендациями.
Примерный перечень вопросов:
1. Кто изображен на картинке?
2. Что спрашивается в задаче?
3. Почему воробей не улетает от нас на зиму?
4. Чем отличается ворона от галки?
5. Чему учит этот рассказ?
6. Почему ты так думаешь?
7. Что мы узнали сегодня на уроке? и другие.
Контрольные задания
1. На основе характеристики методов обучения покажите возможность превращения дидактического приема в метод и метода обучения в прием.
2. Раскройте преимущество того или иного конкретного метода обучения перед другими.
3. Укажите на ограниченные возможности конкретного метода обучения при решении дидактических задач.
4. Письменно. Выберите метод, раскройте его сущность, определите оптимальные условия его выбора.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 12
ПО ТЕМЕ «КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В ОБУЧЕНИИ»
Требования к компетентности:
· знать сущность, виды, функции, формы и методы контроля в обучении; уметь их использовать для решения педагогических задач, а также для организации собственной учебно-познавательной деятельности, в целях самообразования;
· знать сущность, функции и критерии оценивания в обучении; уметь соотносить их с педагогической реальностью, использовать для решения педагогических задач, а также для организации собственной учебно-познавательной деятельности.
Основная литература
1. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с. С.329-343.
2. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 608с. С. 407-409.
3. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
Дополнительная литература
1. Педагогика: учебник для вузов / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2005. – 432 с.
2. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.
3. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащ., студ., аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М.Коджаспирова. – Москва; Ростов на Дону: МарТ, 2005. – 448 с.
4. Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. – М., 1986. – 158 с.
5. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской [и др.]. – СПб: Питер, 2001. – 536 с.
Основные понятия
Диагностика – это исследование, выяснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса с целью повышения его эффективности и определения результатов обучения.
Критерии оценки знаний – требования, на которые следует ориентироваться при оценке знаний (полнота знаний, их правильность, точность, уровень знаний, их осознанность, прочность).
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике.- М., 2004. - С. 67
Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса.
Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - С. 331.
Методы контроля знаний – процедуры выявления достижений учащихся с помощью специально подобранных вопросов, заданий, упражнений, ответы на которые свидетельствуют об усвоении знаний, умений и навыков.
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. - С. 67
Обучаемость – восприимчивость обучаемого к обучению и накоплению опыта, зависящая от его способностей.
Современный словарь по педагогике. - Мн., 2001. - С.507.
Обучаемость – способность индивида усваивать общие и специальные знания, умения и навыки в процессе обучения с разной скоростью и полнотой.
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. - С. 34.
Обученность – достигнутыйуровень усвоения, результат усвоения обучаемым основ наук на момент осуществления диагностики.
Контроль знаний - оценка знаний по определенной программе, где все вопросы заранее известны и не зависят от ответов, которые могут быть даны учащимися.
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. - С. 67.
Под оценкойзнаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, определенными в учебной программе.
Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996. - С. 336
Оценка – определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Современный словарь по педагогике. - Мн., 2001. - С.553.
Отметка - определение и выражение в условных знаках-баллах степени усвоения учащимися знаний и, умений, установленных программой.
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в СУЗах. - М., 1990. - С 159.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Принципы контроля
1. Объективность (научность, обоснованность содержания заданий, вопросов; равное отношение педагога конкретное всем обучаемым, адекватным критерием оценок оцениванием).
2. Систематичность – на всех стадиях дидактического процесса (от восприятия до практического применения знаний), регулярность опросов, каждодневность.
3. Принцип наглядности (гласности) – оглашение и мотивация оценок, составление планов ликвидации пробелов. Контролировать в той последовательности, как проводиться изучение материала.
Функции контроля:
– обучающая
– развивающая
– воспитывающая
– побуждающая
– контрольно-коррекционная
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.