Индивидуальные творческие задания в технологической подготовке девочек-подростков
Проблеме учебных заданий, их классификации и рекомендациям по разработке отдельных видов посвящено достаточно большое число исследований. В последнее время, в связи с актуализацией задачи улучшения качества образования и обращением в обучении к личностно-ориентированной парадигме, возросла потребность в нахождении дидактических и методических средств, способствующих индивидуальному развитию учащихся [1,2]. В этой связи существенно повышается интерес к разработке индивидуальных творческих заданий и исследованию их дидактических возможностей.
Термин «задание» в педагогической литературе используется в нескольких значениях [3]:
· инструкция (требование), которое следует выполнить в процессе работы над упражнением. (примером может служить фраза: «перед выполнением упражнения внимательно прочитайте задание»);
· упражнение (задача), имеющее практический характер и соответствующее той части теории, которая содержится в тексте (примером может служить фраза: «разработайте задание к тексту»)
· совокупность задач и упражнений, в процессе выполнения которых учащийся приобретает знания, уме ния, навыки.
В рамках настоящего исследования под «заданием» понимаются различные виды умственной и практической деятельности, выполняемые учащимся в процессе обучения. Задания могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Целью групповых заданий является закрепление знаний и умений учащихся. Индивидуальные задания, кроме этого, призваны учитывать индивидуальные особенности учащегося и направлены на его индивидуальное развитие.
Исследований, посвященных вопросам использования индивидуальных творческих заданий в технологической подготовке подростков не много. Известны работы С.И. Масловой о системе творческих задач на уроках трудового обучения в национальной школе [4], О.И. Нагель - о творческих индивидуальных задачах различной степени сложности [5], Е.В. Рогалевой - проектные задания для развития творческой активности учащихся [6], Т.А. Синицыной - творческие задания как основной метод обучения информационным технологиям [7].
Комплекс заданий, применительно к техническому труду, разработан Г.В. Терещуком [8]. В зависимости от содержания, исследователь разделяет их на задания для изучения объектов техники, труда и задания для изучения действий с объектами техники и труда. Автор также разделяет задания на несколько уровней сложности. При их конструировании исследователь использовал методику, предложенную В.П. Беспалько [9].Первый уровень составляют задания на опознание, различение, классификацию и упорядочение. Второй – задания на воспроизведение и применение полученных знаний. Третий - нетиповые задания, требующие «эвристических, нестандартных действий». Задания – проблемы, для решения которых недостаточно преобразования ранее усвоенных технико-технологических сведений или способов действий, образуют четвертую группу заданий [8, c. 8]. Итоговые задания автор дифференцирует на тестовые и творческие. К последним он относит «комплексные задания на конструирование (доконструирование) изделий, разработку и собственно практическую работу по изготовлению сконструированных изделий» и определяет их как задания третьего либо четвертого уровня сложности [8, с. 15 -16].
В известной нам литературе отсутствуют сведения об исследованиях, связанных с разработкой системы заданий творческого характера, применительно к обучению девочек-подростков в пределах образовательной области «Технология», учитывающих индивидуальные характеристики и личностные качества девочек-подростков и решающих задачи:
· организации индивидуализированного обучения девочек-подростков в рамках классно-урочной системы;
· предоставления девочкам-подросткам возможности реализовать потенциал индивидуальной зоны «ближайшего развития» в ходе допрофессиональной технологической подготовки;
· создания условий для профессионального самоопределения учащихся.
Этими обстоятельствами и продиктована проведение настоящего исследования, имеющего целью разработать систему индивидуальных творческих заданий и определить их возможности как инструментального средства реализации индивидуального подхода в допрофессиональной технологической подготовке девочек-подростков.
Система индивидуальных творческих заданий разрабатывалась с соблюдением следующих принципов :
· соответствия заданий последовательности (логике) изучаемого материала;
· наличия теоретических, практических, заданий, а также заданий для cамоконтроля и контроля;
· наличия различных типов заданий;
· наличие заданий различной степени сложности.
Pазработанная в соответствии с этими принципами система представляет собой совокупную группу индивидуальных творческих заданий, различных по виду, типу и уровню сложностии поддающихся содержательной интеграции. По виду задания дифференцируются на следующие: «Теория», «Практика», «Контроль», «Самоконтроль». Под типом понимается форма представления задания, например, графическая форма. Различный уровень сложностизаданий позволяет индивидуализировать процесс обучения в соответствии с индивидуальными характеристиками учащихся.
Система индивидуальных творческих заданий направлена на развитие пространственных представлений, творческих и сенсомоторных способностей, целеустремленности, усидчивости, организованности, трудолюбия, а так же повышения уровня мотивации учащихся к изучению образовательной области "Технология". Ниже представлена краткая обобщенная характеристика заданий различных видов.
Задания вида «Теория» содержат теоретический материал, который дифференцирован на подразделы в соответствии с государственным образовательным стандартом образовательной области «Технология».
Задания вида «Практика» содержат руководство по реализации практической деятельности учащихся, способствующей формированию технологических умений и навыков.Нами было выделено несколько типов индивидуальных творческих заданий, относящихся к данному виду:
· графические (на построение чертежей; на выполнение зарисовок эскизов и т.п.);
· технологические :
- составление плана работы над изделием; работа с цветной бумагой и ножницами (выполнение моделирования из цветной бумаги);
- работа на швейной машине (выполнение строчек на швейной машине);
- выполнение расчетов необходимого количества материла для пошива изделия;
- ручные работы над изделием (раскрой изделия, обмеловка изделия);
-выполнение технологических узлов швейного изделия (обработка пояса, карманов и т.п.).
Задания вида «Контроль» предназначено для промежуточного и итогового контроля знаний по изучаемому подразделу «Технологии обработки тканей». Задания этого компонента представлены в форме вопросов, тестов, а также практическими работами, которые предусматривают самостоятельную работу учащихся. Практические работы направлены на актуализацию и проверку приобретенных учащимися знаний, умений и навыков.
Задания вида «Самоконтроль»решает задачувыработки у школьников внимательности при выполнении заданий; глазомера. Задания этого компонента представляют собой различные измерительные операции при изготовлении швейных изделий: снятие мерок, проверка ширины швов и величины деталей; посадка изделия на фигуре.
В ходе выполнения индивидуальных творческих заданий реализуются основные принципы обучения:
принцип наглядности(предполагает, что эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств учащихся к восприятию и переработке учебного материала): поскольку учащиеся имеют различные уровни развития способностей представления, рисунки, схемы и чертежи, включенные в индивидуальные творческие задания, имели различную проработанность деталей.
принцип сознательности и активности учащихся(согласно этому принципу обучение эффективно тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являясь субъектами учебной деятельности): индивидуальные творческие задания носили развивающий характер.
принцип прочности(знания должны усваиваться учащимися в полном объеме): осваивая учебный материал с помощью предложенной системы индивидуальных творческих заданий, учащиеся вначале изучали теоретический материал каждого из подразделов в своем индивидуальном темпе, но в соответствии с календарно-тематическим планом. Затем - выполняли практические задания, с одновременным самоконтролем выполнения заданий, после которых осуществлялся контроль знаний, умений и навыков. Это способствовало более глубокому и прочному усвоению знаний и приобретению технологических умений и навыков.
принцип систематичности и последовательности (предполагает усвоение знаний в определенном порядке, требует логически обоснованного построения, как содержания, так и процесса обучения): предложенная система заданий была выстроена в соответствии с логикой изучения подразделов «Технологии обработки тканей» образовательной области «Технология». Индивидуальные творческие задания в технологической подготовке девочек-подростков были использованы и во внеклассной работе (в форме подросткового кружка «Театр моды»). Программа кружка была составлена на основе программы для средних общеобразовательных учреждений «Трудовое обучение. Технология. 1-4 кл. 5-11 кл» [10], и включала основное содержание образовательной области «Технология» и дополнительные блоки: «Основы разработки эскизов костюмов», «Хореография».
Опытно-экспериментальная работа по применению индивидуальных творческих заданий в допрофессиональной технологической подготовке девочек-подростков была организована на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31», МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 42», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52» г.Курска в период с 2000 по 2005 год. Формирующий эксперимент проводился с двумя группами учащихся (экспериментальной и контрольной), равными по начальному уровню развития творческих и сенсомоторных способностей, и одинаковой успеваемостью. О последней мы судили по средней годовой оценке учащихся за 4 класс по трудовому обучению, математике и рисованию. Эти предметы, по нашему мнению, более всего взаимосвязаны с «Технологией». Всего в контрольной группе насчитывалось 145, а в экспериментальной – 139 учащихся. Для сопоставления результатов обучения в экспериментальной и контрольной группах проводились диагностические срезы в V, VI и VII классах до и после изучения раздела «Технология обработки тканей».
В контрольной группе занятия проводились с использованием традиционных форм и методов обучения «Технологии». В экспериментальной группе применялась разработанная нами система индивидуальных творческих заданий. Планирование занятий осуществлялось по стандартной программе образовательной области «Технология» [10]. Дополнительных часов для изучения «Технологии» не выделялось.
В первый год обучения «Технологии» (V класс) диагностика успеваемости проводилась в конце каждой четверти. В течение первой и второй четвертей уровень успеваемости контрольной группы был несколько выше по сравнению с экспериментальной (см. таблицу). В течение третьей четверти по календарно-тематическому плану предусматривалось изучение раздела «Технология обработки тканей».
В конце изучения раздела «Технология обработки тканей» (третья четверть) нами было отмечено, что у учащихся экспериментальной группы наблюдается повышение количества отличных оценок. К концу четвертой четверти V класса оценки по предмету «Технология» экспериментальной и контрольной групп практически сравнялись.
В течение VI класса уровень успеваемости контрольной группы менялся незначительно (на 2% выросло количество отличных оценок), а в экспериментальной группе количество отличных оценок выросло на 10%.
В VII классе сохраняется тенденция к незначительному (на 3%) росту количество отличных оценок в контрольной и экспериментальной группах. При этом количество отличных оценок в экспериментальной группе стабильно выше.
Исследование позволяет заключить, что использование индивидуальных творческих заданий в допрофессиональной технологической подготовке девочек-подростков повышает уровень успеваемости учащихся по образовательной области «Технология». Можно предположить, что это является следствием повышения уровня мотивации учащихся к обучению, развития у них пространственных представлений, творческих и сенсомоторных способностей.
Литература
1. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. (На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). М., «Педагогика», 1975. 184 с.
2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 188 с.
3. Уман А.И. Учебные задания и процесс обучения. М.: «Педагогика», 1989. – 55 с.
4. Маслова С.И. Система творческих задач на уроках трудового обучения в национальной школе // Новые исследования в педагогической науке / АПН СССР. – 1990. - №1. – С. 58 – 61.
5. Нагель О.И. Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ин-т повыш. квал. и переподготовки работ. народ обр. Московской области, 2001. – 21 с.
6. Рогалева Е.В. Дидактические основы проектных заданий как средство развития творческой активности учащихся 5-7 класса в образовательной области «Технология»: Дис. ...канд. пед. наук. - Москва, 1999.
7. Синицына Т.А. Метод творческих заданий как основной метод обучения информационным технологиям. // Технология. Творчество. Личность: Материалы IX Международной научно-практической конференции (Курск, 10-12 ноября 2003 г.). Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. – С. 219 - 221.
8. Терещук Г.В. Дифференцированные задания по техническому труду для учащихся 5 - 7 классов. Методическое пособие. - М.: НИИ труд. подгот. и профориент. АПН СССР, 1991. - 94 с.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
10. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1-4 кл. 5-11 кл. /Под ред. Ю.Л.Хотунцева, В.Д.Симоненко. – М.: Просвещение, 1997. – 224 с.
Рекомендовано к публикации:
А.Н.Ходусов, доктор педагогических наук, научный руководитель работы
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционного совета
Информационные технологии в образовании
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Рыкова Е.В.
PDF (152 K) | стр. 108-110
В последние годы широкое распространение получила практика разработки силами студентов обучающих систем по различным предметам на основе информационных технологий. Задания по разработке таких систем представляют собой индивидуальные творческие задания и в большинстве своем пока распространяются на студентов старших курсов, которые выполняют их в качестве курсовых и дипломных работ по специальности. Между тем, такие задания могут быть предложены и студентам младших (в том числе и первого) курсов, вовлекая студентов с самых первых дней обучения в работу научно-исследовательского уровня. Особую роль при этом играет разработка информационных обучающих систем по физике в силу большего набора методических и педагогических задач. Приведенные ниже рассуждения, вообще говоря, справедливы для любых индивидуальных творческих заданий, но основой для наиболее общих выводов послужили именно задания по разработке обучающих систем по курсу общей физики.