Индивидуальные творческие задания в технологической подготовке девочек-подростков

Проблеме учебных заданий, их классификации и рекомендациям по разработке отдельных видов посвящено достаточно большое число исследований. В последнее время, в связи с актуализацией задачи улучшения качества образования и обращением в обучении к личностно-ориентированной парадигме, возросла потребность в нахождении дидактических и методических средств, способствующих индивидуальному развитию учащихся [1,2]. В этой связи существенно повышается интерес к разработке индивидуальных творческих заданий и исследованию их дидактических возможностей.

Термин «задание» в педагогической литературе используется в нескольких значениях [3]:

· инструкция (требование), которое следует выполнить в процессе работы над упражнением. (примером может служить фраза: «перед выполнением упражнения внимательно прочитайте задание»);

· упражнение (задача), имеющее практический характер и соответствующее той части теории, которая содержится в тексте (примером может служить фраза: «разработайте задание к тексту»)

· совокупность задач и упражнений, в процессе выполнения которых учащийся приобретает знания, уме ния, навыки.

В рамках настоящего исследования под «заданием» понимаются различные виды умственной и практической деятельности, выполняемые учащимся в процессе обучения. Задания могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Целью групповых заданий является закрепление знаний и умений учащихся. Индивидуальные задания, кроме этого, призваны учитывать индивидуальные особенности учащегося и направлены на его индивидуальное развитие.

Исследований, посвященных вопросам использования индивидуальных творческих заданий в технологической подготовке подростков не много. Известны работы С.И. Масловой о системе творческих задач на уроках трудового обучения в национальной школе [4], О.И. Нагель - о творческих индивидуальных задачах различной степени сложности [5], Е.В. Рогалевой - проектные задания для развития творческой активности учащихся [6], Т.А. Синицыной - творческие задания как основной метод обучения информационным технологиям [7].

Комплекс заданий, применительно к техническому труду, разработан Г.В. Терещуком [8]. В зависимости от содержания, исследователь разделяет их на задания для изучения объектов техники, труда и задания для изучения действий с объектами техники и труда. Автор также разделяет задания на несколько уровней сложности. При их конструировании исследователь использовал методику, предложенную В.П. Беспалько [9].Первый уровень составляют задания на опознание, различение, классификацию и упорядочение. Второй – задания на воспроизведение и применение полученных знаний. Третий - нетиповые задания, требующие «эвристических, нестандартных действий». Задания – проблемы, для решения которых недостаточно преобразования ранее усвоенных технико-технологических сведений или способов действий, образуют четвертую группу заданий [8, c. 8]. Итоговые задания автор дифференцирует на тестовые и творческие. К последним он относит «комплексные задания на конструирование (доконструирование) изделий, разработку и собственно практическую работу по изготовлению сконструированных изделий» и определяет их как задания третьего либо четвертого уровня сложности [8, с. 15 -16].

В известной нам литературе отсутствуют сведения об исследованиях, связанных с разработкой системы заданий творческого характера, применительно к обучению девочек-подростков в пределах образовательной области «Технология», учитывающих индивидуальные характеристики и личностные качества девочек-подростков и решающих задачи:

· организации индивидуализированного обучения девочек-подростков в рамках классно-урочной системы;

· предоставления девочкам-подросткам возможности реализовать потенциал индивидуальной зоны «ближайшего развития» в ходе допрофессиональной технологической подготовки;

· создания условий для профессионального самоопределения учащихся.

Этими обстоятельствами и продиктована проведение настоящего исследования, имеющего целью разработать систему индивидуальных творческих заданий и определить их возможности как инструментального средства реализации индивидуального подхода в допрофессиональной технологической подготовке девочек-подростков.

Система индивидуальных творческих заданий разрабатывалась с соблюдением следующих принципов :

· соответствия заданий последовательности (логике) изучаемого материала;

· наличия теоретических, практических, заданий, а также заданий для cамоконтроля и контроля;

· наличия различных типов заданий;

· наличие заданий различной степени сложности.

Pазработанная в соответствии с этими принципами система представляет собой совокупную группу индивидуальных творческих заданий, различных по виду, типу и уровню сложностии поддающихся содержательной интеграции. По виду задания дифференцируются на следующие: «Теория», «Практика», «Контроль», «Самоконтроль». Под типом понимается форма представления задания, например, графическая форма. Различный уровень сложностизаданий позволяет индивидуализировать процесс обучения в соответствии с индивидуальными характеристиками учащихся.

Система индивидуальных творческих заданий направлена на развитие пространственных представлений, творческих и сенсомоторных способностей, целеустремленности, усидчивости, организованности, трудолюбия, а так же повышения уровня мотивации учащихся к изучению образовательной области "Технология". Ниже представлена краткая обобщенная характеристика заданий различных видов.

Задания вида «Теория» содержат теоретический материал, который дифференцирован на подразделы в соответствии с государственным образовательным стандартом образовательной области «Технология».

Задания вида «Практика» содержат руководство по реализации практической деятельности учащихся, способствующей формированию технологических умений и навыков.Нами было выделено несколько типов индивидуальных творческих заданий, относящихся к данному виду:

· графические (на построение чертежей; на выполнение зарисовок эскизов и т.п.);

· технологические :
- составление плана работы над изделием; работа с цветной бумагой и ножницами (выполнение моделирования из цветной бумаги);
- работа на швейной машине (выполнение строчек на швейной машине);
- выполнение расчетов необходимого количества материла для пошива изделия;
- ручные работы над изделием (раскрой изделия, обмеловка изделия);
-выполнение технологических узлов швейного изделия (обработка пояса, карманов и т.п.).

Задания вида «Контроль» предназначено для промежуточного и итогового контроля знаний по изучаемому подразделу «Технологии обработки тканей». Задания этого компонента представлены в форме вопросов, тестов, а также практическими работами, которые предусматривают самостоятельную работу учащихся. Практические работы направлены на актуализацию и проверку приобретенных учащимися знаний, умений и навыков.

Задания вида «Самоконтроль»решает задачувыработки у школьников внимательности при выполнении заданий; глазомера. Задания этого компонента представляют собой различные измерительные операции при изготовлении швейных изделий: снятие мерок, проверка ширины швов и величины деталей; посадка изделия на фигуре.

В ходе выполнения индивидуальных творческих заданий реализуются основные принципы обучения:

принцип наглядности(предполагает, что эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств учащихся к восприятию и переработке учебного материала): поскольку учащиеся имеют различные уровни развития способностей представления, рисунки, схемы и чертежи, включенные в индивидуальные творческие задания, имели различную проработанность деталей.

принцип сознательности и активности учащихся(согласно этому принципу обучение эффективно тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являясь субъектами учебной деятельности): индивидуальные творческие задания носили развивающий характер.

принцип прочности(знания должны усваиваться учащимися в полном объеме): осваивая учебный материал с помощью предложенной системы индивидуальных творческих заданий, учащиеся вначале изучали теоретический материал каждого из подразделов в своем индивидуальном темпе, но в соответствии с календарно-тематическим планом. Затем - выполняли практические задания, с одновременным самоконтролем выполнения заданий, после которых осуществлялся контроль знаний, умений и навыков. Это способствовало более глубокому и прочному усвоению знаний и приобретению технологических умений и навыков.

принцип систематичности и последовательности (предполагает усвоение знаний в определенном порядке, требует логически обоснованного построения, как содержания, так и процесса обучения): предложенная система заданий была выстроена в соответствии с логикой изучения подразделов «Технологии обработки тканей» образовательной области «Технология». Индивидуальные творческие задания в технологической подготовке девочек-подростков были использованы и во внеклассной работе (в форме подросткового кружка «Театр моды»). Программа кружка была составлена на основе программы для средних общеобразовательных учреждений «Трудовое обучение. Технология. 1-4 кл. 5-11 кл» [10], и включала основное содержание образовательной области «Технология» и дополнительные блоки: «Основы разработки эскизов костюмов», «Хореография».

Опытно-экспериментальная работа по применению индивидуальных творческих заданий в допрофессиональной технологической подготовке девочек-подростков была организована на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31», МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 42», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52» г.Курска в период с 2000 по 2005 год. Формирующий эксперимент проводился с двумя группами учащихся (экспериментальной и контрольной), равными по начальному уровню развития творческих и сенсомоторных способностей, и одинаковой успеваемостью. О последней мы судили по средней годовой оценке учащихся за 4 класс по трудовому обучению, математике и рисованию. Эти предметы, по нашему мнению, более всего взаимосвязаны с «Технологией». Всего в контрольной группе насчитывалось 145, а в экспериментальной – 139 учащихся. Для сопоставления результатов обучения в экспериментальной и контрольной группах проводились диагностические срезы в V, VI и VII классах до и после изучения раздела «Технология обработки тканей».

В контрольной группе занятия проводились с использованием традиционных форм и методов обучения «Технологии». В экспериментальной группе применялась разработанная нами система индивидуальных творческих заданий. Планирование занятий осуществлялось по стандартной программе образовательной области «Технология» [10]. Дополнительных часов для изучения «Технологии» не выделялось.

В первый год обучения «Технологии» (V класс) диагностика успеваемости проводилась в конце каждой четверти. В течение первой и второй четвертей уровень успеваемости контрольной группы был несколько выше по Индивидуальные творческие задания в технологической подготовке девочек-подростков - student2.ru сравнению с экспериментальной (см. таблицу). В течение третьей четверти по календарно-тематическому плану предусматривалось изучение раздела «Технология обработки тканей».

В конце изучения раздела «Технология обработки тканей» (третья четверть) нами было отмечено, что у учащихся экспериментальной группы наблюдается повышение количества отличных оценок. К концу четвертой четверти V класса оценки по предмету «Технология» экспериментальной и контрольной групп практически сравнялись.

В течение VI класса уровень успеваемости контрольной группы менялся незначительно (на 2% выросло количество отличных оценок), а в экспериментальной группе количество отличных оценок выросло на 10%.

В VII классе сохраняется тенденция к незначительному (на 3%) росту количество отличных оценок в контрольной и экспериментальной группах. При этом количество отличных оценок в экспериментальной группе стабильно выше.

Исследование позволяет заключить, что использование индивидуальных творческих заданий в допрофессиональной технологической подготовке девочек-подростков повышает уровень успеваемости учащихся по образовательной области «Технология». Можно предположить, что это является следствием повышения уровня мотивации учащихся к обучению, развития у них пространственных представлений, творческих и сенсомоторных способностей.

Литература

1. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. (На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). М., «Педагогика», 1975. 184 с.
2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 188 с.
3. Уман А.И. Учебные задания и процесс обучения. М.: «Педагогика», 1989. – 55 с.
4. Маслова С.И. Система творческих задач на уроках трудового обучения в национальной школе // Новые исследования в педагогической науке / АПН СССР. – 1990. - №1. – С. 58 – 61.
5. Нагель О.И. Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ин-т повыш. квал. и переподготовки работ. народ обр. Московской области, 2001. – 21 с.
6. Рогалева Е.В. Дидактические основы проектных заданий как средство развития творческой активности учащихся 5-7 класса в образовательной области «Технология»: Дис. ...канд. пед. наук. - Москва, 1999.
7. Синицына Т.А. Метод творческих заданий как основной метод обучения информационным технологиям. // Технология. Творчество. Личность: Материалы IX Международной научно-практической конференции (Курск, 10-12 ноября 2003 г.). Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. – С. 219 - 221.
8. Терещук Г.В. Дифференцированные задания по техническому труду для учащихся 5 - 7 классов. Методическое пособие. - М.: НИИ труд. подгот. и профориент. АПН СССР, 1991. - 94 с.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
10. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1-4 кл. 5-11 кл. /Под ред. Ю.Л.Хотунцева, В.Д.Симоненко. – М.: Просвещение, 1997. – 224 с.

Рекомендовано к публикации:
А.Н.Ходусов, доктор педагогических наук, научный руководитель работы
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционного совета

Информационные технологии в образовании

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Рыкова Е.В.

PDF (152 K) | стр. 108-110

В последние годы широкое распространение получила практика разработки силами студентов обучающих систем по различным предметам на основе информационных технологий. Задания по разработке таких систем представляют собой индивидуальные творческие задания и в большинстве своем пока распространяются на студентов старших курсов, которые выполняют их в качестве курсовых и дипломных работ по специальности. Между тем, такие задания могут быть предложены и студентам младших (в том числе и первого) курсов, вовлекая студентов с самых первых дней обучения в работу научно-исследовательского уровня. Особую роль при этом играет разработка информационных обучающих систем по физике в силу большего набора методических и педагогических задач. Приведенные ниже рассуждения, вообще говоря, справедливы для любых индивидуальных творческих заданий, но основой для наиболее общих выводов послужили именно задания по разработке обучающих систем по курсу общей физики.

Наши рекомендации