Vi.2. конкурсы и шоу-программы
Многие виды деятельности человека имеют соревновательный характер, дух соперничества, противостояния и противоборства людей, групп. И все они отличаются степенью проявления индивидуальных качеств, условиями борьбы и экстремальностью способов соперничества: спокойные и активные, контактные и бесконтактные, с жестким и агрессивным поведением участников и интеллектуально-позиционными действиями.
В настоящее время особенно проявляется стремление молодежи к самореализации и самоутверждению в различного рода видах деятельности, многие из которых исключают непосредственные физические контакты людей и их силовое противоборство, хотя и заключаются в остром бескомпромиссном соперничестве. В связи с этим вероятно логично наблюдаемое перераспределение внимания зрителей от чисто спортивных видов (хотя интерес к ним вряд ли когда-нибудь пропадет) к набирающим популярность театрализованным конкурсам и шоу-программам.
Широкое распространение конкурсов как одной из форм соревновательной деятельности можно считать и результатом закономерных и существенных изменений в обществе (в значительной мере уставшем от войн и различного рода противостояний), культуре и творческом поиске новых форм и содержания соперничества. Конкурсы приобретают красочные игровые формы, все больше отражающие интеллект в содружестве с красотой.
Условным определением понятия «конкурс» может служить следующее: это – художественно оформленная постановка зрелищного характера, суть которой заключается в выявлении победителя в процессе решения различного рода задач (двигательно-поведенческих, интеллектуальных и др.) в соответствии с заранее оговоренными условиями и правилами.
При этом под «шоу-программами» можно понимать переходную форму деятельности от чисто спортивных конкурсов к зрелищно-игровым с акцентом на театрализацию действа и расширения степени участия зрителей в целостной постановке «спектакля».
Эти обе формы массового действа, имеющие общую организационную основу и технологические приемы, являются в определенном приближении разновидностями массовых праздников и постановок, развивающихся по законам драматургии и зрелищного искусства и имеющих зрительскую аудиторию и действующих лиц - конкурсантов. Такие формы организации соревновательной деятельности ближе всего стоят к такому известному жанру, как массовые спортивно-художественные представления.
Огромный исторический опыт подобных представлений, отработанная технология их организации и постановки, а также статус «учебного предмета» в системе подготовки специалистов – спортивных режиссеров позволяют считать массовые спортивно-художественные представления (МСХП) методической базой для развития относительно новых спортивно-игровых и развлекательных программ.
Подтверждением данного тезиса является перечень тех моментов, которые объединяют формы агитационно-пропагандистской спортивной деятельности и подчеркивают их сходство:
1) эти формы деятельности могут восприниматься как социальный заказ культурной сферы общества и связаны с одним из жанров искусства;
2) рассматриваемые формы физкультурно-спортивной деятельности – это, прежде всего, «зрелище», хотя и реализующееся с разным «набором» художественных средств и соотношением физических и психологических эффектов;
3) данные культурные мероприятия имеют агитационно-пропагандистскую направленность и адресованы массовому зрителю именно в спортивно-театрализованной постановке;
4) их объединяет образно-драматургическое решение сценария при наличии конкретной «идеи-девиза», органичное и логичное соединение отдельных эпизодов в единое действо (монтаж) с тематико-смысловым речевым и техническим обеспечением всего представления;
5) для них характерно наличие структурных элементов: частей, эпизодов, картин – которые объединяются и создают общий образ целостного представления;
6) их роднит необходимость проявления творческих способностей основных действующих лиц: участников, режиссера, постановщика, художника, композитора;
7) в обоих случаях используются типичные средства выразительности:
одиночные и групповые действия участников, художественное и музыкальное оформление, сопровождающий дикторский текст и т.п.;
8) для данных форм характерна этапность подготовки, включающая: подготовительный период, опробование элементов постановки, репетиционный период и «собственно» действие – базирующиеся на общей технологической основе (методах, приемах, способах);
9) данные формы сопровождаются такими сопутствующими и обеспечивающими факторами, как: наличие повода, которым может быть общественное явление и событие, к которому приурочивается праздник (юбилей, празднества знаменательных дат и т.п.), экономическая предопределенность (наличие средств и каналов поступления их, затраты и отчетность), а также регламентирующие условия (сцена, площадка, предоставленное время).
Данные особенности организации и проведения МСХП и конкурсов в разной степени присущи обеим формам физкультурно-спортивной агитации, что и определяет общность подходов к их организации и методики проведения.
При явном сходстве данных форм имеются и существенные особенности конкурсов и шоу-программ:
1) конкурсы – это не просто зрелище, а игровое действо с относительно малым «игровым полем» (площадка, сцена);
2) на первом плане в конкурсах выступают элементы состязательности, которые определяют характер действия участников и соответствующий эмоциональный фон как участников, так и зрителей, «соучаствующих» с конкурсантами, в то время как в шоу-программах – «сопереживающих» действо;
3) в явной или скрытой «игре со зрителем» в шоу-программах реакции на действия участников в достаточной мере оказывают помощь в решении стоящих задач и существенно влияют (иначе нет «шоу») в определении победителей;
4) при проведении конкурсов обязательны (а в шоу-программах – нет):
– наличие жюри или судейских бригад, обладающих знаниями условий конкурсов и достаточной квалификацией для объективной оценки выступления участников и ответственных за выбор победителей;
– утвержденные организаторами и оглашенными перед зрителями и участниками правила и порядок действия конкурсантов;
– публичное оглашение результатов конкурса с соответствующим ранжированием и награждением участников;
– наличие призового фонда, который складывается из различных источников финансирования мероприятия, достаточного для проведения его, но не дающего непосредственной прибыли организаторам (если не иметь в виду возможность использования явной и скрытой рекламы);
5) основными «действующими лицами» конкурса выступают, кроме конкурсантов, функционеры-организаторы и спонсоры, директор-распорядитель и режиссер-постановщик, помощники функционеров, ведущий; возможны и различные ассистенты, отвечающие за определенные разделы работы.
Перечисленные признаки определяют специфику организации и проведения на профессиональном уровне конкурсов и шоу-программ, хотя многие из этих признаков характерны и для массовых самодеятельных вариантов, отличающихся от других форм соревновательной деятельности.
Поскольку гимнастика культивирует большое количество оздоровительных видов, постольку имеется возможность в каждом из них проводить свои конкурсы и устраивать свои шоу-программы.
Одним из примеров таких мероприятий является «Конкурс по шейпингу».
Данный конкурс рассматривается его организаторами как составная часть культурного образования общества, затрагивающего молодежный контингент и решающий задачи пропаганды современных культурно-образовательных технологий.
Конкурсы шейпинга шагнули во второе десятилетие и берут свое начало с 1990 г., когда был проведен конкурс «Совершенство года». Теперь этот конкурс стал ежегодным. Основной целью конкурса является выбор «лица», отвечающего определенным требованиям: обладание совершенной фигурой и внешними данными. Это лицо выбирается на конкретный период времени (как правило, сезон) и становится «представителем» различного рода акций (культурных, гуманитарных, благотворительных и др.), носителем «эталона» молодого человека, пропагандистом здорового образа жизни и нравственно-эстетического воспитания современного человека.
Критерии «эталона» определяются в процессе социологических исследований, опросов, обсуждений, математического анализа, моделирования.
Членами жюри, определяющего победителя конкурса, являются известные и авторитетные в областях науки и культуры люди, специалисты в физкультурно-спортивной сфере.
Для конкурса характерно широкое освещение события в средствах массовой информации с выходом в сеть «Интернет» – с целью привлечения внимания широкого круга зрителей, спонсоров и административных кругов и пропаганды данной формы культурной жизни.
Для данного (и других) конкурса важна «общая идея-концепция» и «девиз», формулирование которых и художественное выражение (плакаты, эстампы, фотокомпозиции и др.) имеют особое агитационное значение. Например: «от красивой личности – к здоровому обществу», «грация и гармония – основа совершенной личности», «красота тела – залог духовности» и т.п.
Приоритетным организатором «Конкурса по шейпингу» является Международная федерация шейпинга («МФШ»), а также национальные федерации и региональные центры, которые определяют общую идею конкурса, правила и условия его проведения. Кроме того, МФШ занимается лицензионной деятельностью, дающей право на проведение подобных конкурсов.
В организации Конкурса важным является подготовительный период, который включает решение следующих задач:
1) выявление учредителей и спонсоров конкурса;
2) образование оргкомитета;
3) назначение главной судейской коллегии и определение судейских бригад и секретарей – обработчиков протоколов;
4) назначение функционеров, обеспечивающих конкурс: секретаря, врача, ревизора, дисциплинарную комиссию, администратора и др.;
5) документальное оформление и закрепление условий деятельности всех лиц – функционеров, получение заявок и заключение договоров. Среди документов особое значение имеют два:
– положение о конкурсе, в котором указываются: название конкурса, его статус, сроки и место проведения, специальные требования к программе выступления и участникам, условия проезда к месту проведения и проживания, условия страхования, интернет-сайт и др.;
– «спонсорский пакет», включающий: размер призового фонда, описание программ всех мероприятий, возможности спонсорской поддержки, рекламные возможности, призовое обеспечение и др.
Особой задачей подготовительного периода является предварительный отбор участниц и определение допуска к конкурсу, который подкрепляется заключением соответствующего договора.
Для этого проводится: а) оценка внешних данных по двум фотографиям, отражающим состояние фигуры «до» и «после» занятий шейпингом, б) анализ динамики антропометрических показателей «до» и «после» занятий шейпингом, в) анализ словесного описания «истории успехов» участницы. Кроме того, «досье» каждой участницы дополняется информацией следующего характера: анкетные данные, шейпинг-квалификация («класс»), уровень здоровья, наличие (отсутствие) вредных привычек и использование стимуляторов, знание правил конкурса, дисциплинированность, вежливость и т.п. качества.
Типичные итоговые конкурсы по шейпингу – «Совершенство года» и «Ты достойна восхищения». Эти конкурсы проводятся среди:
– индивидуальных участниц в комплексном зачете;
– индивидуальных участниц в номинациях «Лучшее в шейпинге»: стиль, фигура, образ, лицо шейпинга;
– шейпинг-групп в разных номинациях;
– специалистов: шейпинг-хореографов, модельеров-стилистов одежды, парикмахеров, визажистов.
При этом выделяются и возрастные группы участниц:
1-я – женщины 19 лет и старше (программа включает 4 раунда),
2-я – подростки 12-18 лет (программа включает 3 раунда),
3-я – дети до 12 лет (программа включает 2 раунда).
Основным содержанием программы являются «раунды», в которых оцениваются действия конкурсанток определенного характера.
Раунд «Ухоженность» связан с оценкой внешних данных конкурсанток по критерию «фотогеничность».
Раунд «Фигура» состоит из двух частей: обязательная программа, включающая регламентированные действия (с оценкой параметров фигуры участницы) и произвольная программа (произвольные по стилю действия, совершаемые с целью демонстрации достоинства фигуры и умений создать привлекательный образ).
Раунд «Стиль» включает три части: 1) предварительная оценка одежды и особенностей внешности конкурсанток, 2) оценка макияжа и прически, 3) оценка привлекательности образа, демонстрируемого с помощью шейпинг-стиля одежды, походки, осанки, макияжа и прически.
Раунд «Образ» представляет собой произвольное по стилю выступление с целью демонстрации умений создать привлекательный образ на произвольно выбранную тему – с соответствующей сценкой.
Конкурс среди шейпинг-групп включает два раунда: оценку фигур участниц группы (обязательная часть) и оценку произвольной по стилю хореографической композиции со специальными обязательными требованиями.
Оценка действий конкурсанток осуществляется бригадой судей из 3-5 человек. Количество судейских бригад для каждого раунда различно, поскольку каждая бригада оценивает выступление по отдельному критерию: фотогеничность, стиль одежды, походка, осанка и т.п.
По каждому из разработанных критериев оценка определяется из 10 баллов с точностью до 0,1 по принципу «шкалирования качеств» от превосходной до плохой (4 балла), без впечатления (2 балла) и отрицательное впечатление (1 балл). Средняя оценка по каждому показателю (критерию) рассчитывается путем отбрасывания наибольшей и наименьшей из 3-х или 5 оценок, суммирования остальных оценок и последующего деления на количество судей и вычитания «коэффициента 2». Сумма средних оценок по каждому показателю и является результатом выступления в раунде.
Таблица 15. Нормативная весомость критериев оценки для раунда «Фигура»
Критерий оценки «Фигуры» | Весомость критерия (балл) |
1. Фигура в целом (22 области) 2. Соответствие фигуре движений, поз, жестов 3. Соответствие фигуре одежды 4. Стильность одежды 5. Соответствие прически и макияжа 6. Стильность прически 7. Стильность макияжа | 25,00 2, 50 3,50 3,50 3,00 1,50 1,0 |
Для каждой номинации разработаны «нормативно-расчетные» критерии и их «весовые» (балльные) значения, являющиеся основой для оценки результатов выступления конкурсанток.
Определение победителей. Победительницей «Конкурса по шейпингу» считается участница, получившая более высокий шейпинг-рейтинг, чем в предыдущем конкурсе, в котором она выступала. При одинаковом рейтинге у нескольких участниц главный титул получает участница с наивысшим рейтингом фигуры.
Участницам, показавшим лучшие результаты в отдельных раундах и номинациях, присваиваются звания: «Лицо шейпинга» (ухоженность и фотогеничность). «Шейпинг-профи» (фигура), «Стиль шейпинга» (раунд «стиль»), «Шейпинг-грация» (раунд «образ») и др.
Кроме того, разыгрываются различные призы, которые стимулируют участниц к достижению высоких результатов в совершенствовании («золотая игла», «золотой локон» и т.п.).
Таким образом, подобные конкурсы представляют собой одну из оригинальных форм агитационно-пропагандистской направленности, популяризации культурно-образовательных идей и физического совершенствования.
Однако показанной на примере шейпинга формой и, естественно, содержанием виды конкурсов не исчерпываются. Более того, в массовой оздоровительной физической культуре они значительно проще и по организации, и по содержанию, и по вопросам финансового и материально-технического обеспечения, – что, несомненно, делает их значительно доступнее.
К примеру, оздоровительную направленность гимнастики удачно отражает конкурс «Сила каждому нужна». Этот конкурс был организован еще в 1981 г. редакцией газеты «Комсомольская правда» и проводился в заочной форме. В конкурсе использовались два доступных и полезных упражнения: подтягивания на перекладине (для юношей) и «отжимания» в упоре лежа (для девушек). К конкурсу приглашались учащиеся старших классов общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и техникумов, студенты. В составе участвующей команды должно было быть как можно больше участников. Этому способствовал и способ определения победителей, согласно которому место в конкурсе зависело от суммы результатов всех участников (для уравнивания условий выступления, например, учебного класса с 30 учениками и учебной группы с 20 студентами, суммарный результат делился на количество участников и по этому – среднему показателю определялось место в конкурсе).
Это – лишь один пример содержания конкурса и способа определения победителей. По такому же (или другому) типу можно придумать массу вариантов, рассматривая конкурсы как важную составную часть организации процесса оздоровления. При этом в конкурс целесообразно включать теоретический раздел, подразумевающий проверку знаний по истории физической культуры и гимнастики, правил соревнований и условий безопасности занятий разными видами гимнастики. Причем, для большего интереса ставить вопросы в необычной, каверзной, шутливой форме.
Значение конкурсов в физическом воспитании в целом и, в частности, в оздоровлении здесь не преувеличивается, потому что они:
– заинтересовывают (а значит, в определенной мере и приобщают) людей самых разных возрастов;
– могут способствовать профессиональной ориентации молодежи и пробуждению интереса к учебно-методической деятельности в области оздоровительной гимнастики;
– пробуждают и развивают творческие способности в конструировании различных тренажеров, художественно-оформительского мастерства;
– способствуют развитию и проявлению инициативности, самостоятельности и ответственности занимающихся, самоутверждения как личности.
В плане организации даже некрупные конкурсы – достаточно хлопотное мероприятие. При его подготовке нужно:
– определить предмет конкурса;
– разработать программу;
– выработать систему оценки деятельности конкурсантов;
– найти соответствующего ведущего (или несколько ведущих и распределить между ними согласованные обязанности);
– составить жюри из опытных и компетентных в вопросах физической культуры и оздоровительной гимнастики представителей общественных и профессиональных областей;
– провести пробные испытания нормативов конкурса и, если нужно, сразу же внести соответствующие поправки, официально сообщив об этом ведущим и руководству конкурса;
– разработать сценарий конкурса и определить способы его художественного оформления;
– уточнить виды награждения и вопросы обеспечения призами;
– проработать вопросы размещения участников и зрителей, их удобства и безопасность;
– продумать вопрос приглашения в качестве зрителей ветеранов спорта, оздоровительного движения, родителей участников и их младших братьев и сестер, товарищей, обеспечив им «комфортные» для просмотра места.
Участники конкурса должны быть активными проводниками идей оздоровления, а значит, и обладать специальными (пусть и начальными) знаниями в области физической культуры, оздоровления как ее части. Поэтому теоретическая часть, специально выделяемая в конкурсе, или используемая, как правило, «разминка» могут содержать вопросы по основам оздоровления. Например: «Какие упражнения обязательно нужно выполнять перед растягиванием мышц», «за сколько часов или минут до занятия можно принимать пищу» (и тут же – каверзная шутка после ответа: «А перед каким занятием – по алгебре или по физкультуре»), «что такое «молочная кислота» и в каком магазине она продается», «чем отличаются ноги живого и гимнастического коня», «чем физкультурник отличается от спортсмена», «что такое «правильное» питание», «почему аэробика называется аэробикой», «как можно определить степень нагрузки во время упражнения», «почему во время работы нужно делать перерыв для выполнения физических упражнений», «когда мышцы участвуют в дыхании» и т.п.
В плане профессиональной ориентации школьников, привития им инструкторских умений и навыков весьма интересным может быть проведение конкурса по «инструкторско-методической подготовленности», который адресуется школьникам средних и старших классов (разработчик - В.С. Титов). Представление о нем дает приводимое ниже примерное Положение.