Методы оценки физического развития детей и подростков
Цель: 1. Ознакомиться и овладеть наиболее простыми, доступными методиками определения уровня физического развития и здоровья детей и подростков. 2. Оценить уровень физического развития студентов группы.
Оборудование: весы медицинские, ростомер, динамометр, сантиметровая лента, спирометр, спирт, вата, секундомер, тонометр.
Вопросы для теоретической подготовки:
1. Определение понятия «физическое развитие».
2. Показатели физического развития.
3. Типы телосложения.
4. Понятие осанка, ее виды.
5. Понятие здоровья.
6. Физическое развитие как ведущий показатель здоровья.
7. Группы физического развития. Группы здоровья.
8. Возрастные и половые особенности здоровья.
9. Внутренние и внешние факторы, влияющие на здоровье.
Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения необходимо изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития.
Под физическим развитием понимают размеры и форму тела, соответствие их возрастной норме. Количественная оценка физического развития может быть выражена как в абсолютных (кг, см), так и в относительных (доля в процентах от возрастной нормы) величинах. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание. Выраженные отклонения от нормативов физического развития, как правило, означают нарушения процессов роста и созревания организма. Часто они бывают связаны с теми или иными метаболическими нарушениями, а также с патологией эндокринной и центральной нервной систем. При этом существенное отставание в физическом развитии иногда даже менее опасно, чем значительное опережение, которое почти всегда свидетельствует о наличии гормональных нарушений.
Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. Изучение физического развития начинается с установления его календарного (хронологического) возраста. У каждого обследуемого ребенка должен определяться точный возраст на момент обследования, выраженный в годах, месяцах и днях. Это необходимо в связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, поэтому с учетом меняющихся темпов развития возрастная группировка проводится с различными интервалами («временным шагом»).
Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.
Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца.
Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев.
Для детей старше 7 лет – каждый год.
Именно поэтому при возрастной группировке было бы неправильным считать число полных прожитых лет, так как при этом к 8-летним детям, например, пришлось бы относить и тех, кому только исполнилось 8 лет, и тех, кому 8 лет 11 месяцев 20 дней. Поэтому применяют другой прием, по которому к 8-летним детям относят детей в возрасте от 7 лет и 6 месяцев до 8 лет и 5 месяцев 29 дней, к детям 9 лет – от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев и 29 дней и т.д.
Для оценки физического развития используют данные измерений человека, которые принято называть антропометрическими. В программу унифицированных антропометрических исследований входит определение из всего многообразия морфологических и функциональных признаков ряда основных. К ним относятся соматометрические, соматоскопические и физиометрические признаки.
Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки, талии и др. длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме. Это наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития. Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться даже под влиянием кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.
Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличие функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные. Соматоскопия включает:
- оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;
- определение степени жироотложения;
- оценку степени полового созревания;
- оценку состояния кожных покровов;
- оценку состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;
- осмотр зубов и составление зубной формулы.
Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (что является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук, характеризующую степень развития мускулатуры, и становую силу – динамометрия.
В зависимости от возраста детей программа антропометрических исследований может и должна меняться. Характеристика физического развития детей раннего и дошкольного возрастов должна дополняться данными о развитии моторики речи, но исключать некоторые функциональные исследования (определение ЖЕЛ, мышечной и становой сил). При изучении физического развития подростков целесообразно включать в программу обследования ряд функциональных проб для определения состояния основных систем организма.
При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо, прежде всего, учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:
- гетероморфность и гетерохронность развития;
- наличие полового диморфизма и акселерации;
- зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.
Для оценки показателей физического развития используют нормативные таблицы и шкалы, основанные на сигмальных отклонениях, когда показатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. При проведении оценки физического развития сначала оценивают длину тела, затем соответствие массы тела и длин окружностей измеренной длине тела. Это делается с помощью стандартных уравнений линейной регрессии. Для количественной оценки используют специально разработанные стандарты физического развития.
Стандарты физического развития представляют собой результаты антропометрического обследования больших групп населения данной местности – не менее 100-150 человек на возрастно-половую группу. Поскольку физическое развитие населения подвержено колебаниям в зависимости от географических, климатических, социальных, биогенных, экологических и иных факторов, стандарты и нормативы физического развития требуют регулярного (не реже 1 раза в 5-10 лет) обновления. Стандарты физического развития всегда имеют региональный характер, причем внутри регионов, населенных разными этническими группами, должны использоваться стандарты, разработанные на основании обмеров представителей соответствующих этнических групп. Это имеет большое значение в районах крайнего Севера, Дальнего Востока, а также Поволжья, на Кавказе и в других регионах России, где вместе проживают представители разных этносов и рас, имеющих существенные генетически предопределенные антропологические различия.
Телосложение определяется размерами, формами, пропорцией и особенностями взаимного расположения частей тела. Выделяют три основных типа телосложения (или соматотипа): мезоморфный, брахиморфный и долихоморфный. К мезоморфному типу телосложения (от греч. mesos – средний) относятся люди, чьи анатомические пропорции приближаются к средним параметрам нормы (их называют также нормостениками). К брахиморфному типу (от греч. brachys – широкий) относятся люди обычно невысокого роста, у которых преобладают переднезадние размеры (гиперстеники). Они отличаются круглой головой, большим животом, относительно слабыми руками и ногами. Люди, относящиеся к третьему – долихоморфному (от греч. dolychos – длинный) типу, отличаются стройностью, легкостью, относительно более длинными конечностями, слабо развитыми мышцами и тонкими костями. Подкожный жировой слой почти отсутствует. У людей этого типа (астеников) часто худое вытянутое лицо, длинные тонкие руки и ноги, высокий лоб, узкая грудная клетка, сердце расположено почти вертикально.
Прослеживается связь между определенным соматическим типом человека и предрасположенностью к ряду заболеваний, а также с характером поведения. Так, туберкулезом чаще болеют астеники, чем люди коренастые. Инфаркт миокарда чаще поражает лиц мезоморфного телосложения. Безусловно, существует связь между типом телосложения и физиологическими процессами, уровнем обмена веществ, однако вопрос этот мало изучен. Различия в поведении также достаточно отчетливы.
Осанка – это индивидуальные особенности положения тела при сидении, стоянии, ходьбе. Формироваться она начинает с раннего детства и к 6-7 годам заканчивает. У каждого человека осанка изменяется в зависимости от строения скелета, состояния нервной системы, тонуса, развития мышц и от питания.
Правильной считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования, как двигательного аппарата, так и всего организма.
Осанка характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, симметрично расположенными лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп.
Существует несколько видов нарушения осанки (рис. 1):
1. Сутулость – возникает при слабом развитии, главным образом, мышц спины. При этом голова и шея отклонены вперед, живот несколько выпячен.
2. Кифотическая осанка – это такие же признаки, как и при сутулости, только резче выражены.
3. Лордотическая осанка характеризуется чрезмерным выпячиванием живота вперед (хождение животом вперед).
4. Сколиозная осанка характеризуется асимметричным положением плеч, лопаток и таза.
5. Выпрямленная осанка – это плоская спина и голова наклонена вперед.
Рис. 1. Виды осанки: а – нормальная; б – выпрямленная; в – кифотическая;
г – лордотическая; д – сутуловатая; е – сколиотическая
Причиной сколиозов (при отсутствии заболеваний позвоночника) является неравномерность тонуса и сокращений скелетных мышц по обеим сторонам позвоночника.
Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, снижается аппетит, ребенок становится вялым и апатичным.
На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При плоскостопии нарушается опорная функция конечностей, ухудшается их кровообращение, появляются боли, стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы ведет к нарушению осанки.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее
Здоровье – естественное состояние организма, при котором гармонично взаимодействуют все его органы и системы, обеспечивая эффективность приспособительных реакций к изменяющимся условиям внешней среды. Здоровье объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей. Эти показатели определяются в соответствии с возрастом, полом, условиями воспитания и обучения, а также с учетом климатических и географических условий.
Для анализа состояния здоровья детских и подростковых коллективов служат такие показатели, как общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость; индекс здоровья, процент длительно и часто болеющих; распространенность и структура, процент лиц с нормальным физическим развитием и лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии; распределение по группам здоровья.
Заболеваемость является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье детского населения. В широком понимании под заболеваемостью подразумеваются данные о распространенности, структуре и динамике различных болезней, зарегистрированных среди населения в целом или его отдельных группах (территориальных, возрастных, половых и др.).
Заболеваемость (первичная заболеваемость) – число заболеваний, нигде не зарегистрированных ранее и впервые выявленных в данном календарном году.
Распространенность (болезненность) – общее число всех имеющихся заболеваний, как выявленных в данном году, так и в предыдущие годы, по поводу которых больной вновь обратился за медицинской помощью в данном календарном году.
Заболеваемость по обращаемости позволяет установить также кратность обращений, выявить детей, болеющих длительно и многократно и не болевших в календарном году ни разу.
Количество часто болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Часто болеющими принято считать детей, которые в течение года болели 4 раза и более.
Количество детей, длительно болеющих в течение года, определяется в процентах к числу обследованных. Длительно болеющими принято считать детей, которые по одному заболеванию болеют более 25 календарных дней.
Количество детей, не болевших за год ни разу, в процентах к общему числу обследованных определяется как «индекс здоровья».
Инвалидность у детей (по ВОЗ) – это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
За последние 5 лет число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс. человек, распространенность детской инвалидности составляет 200 случаев на 10000 детского населения. При этом более 65% инвалидов – это дети подросткового возраста (10-17 лет включительно). В структуре причин детской инвалидности ведущее место занимают инфекционные и соматические заболевания (25,7%).
В зависимости от морфологического и функционального состояния органов и систем организма, физического развития и полового созревания, заболеваемости все дети подразделяются на четыре группы (табл.1).
Таблица 1
Группы здоровья
Группа здоровья | Медицинская характеристика групп |
группа | Здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфологических отклонений. |
группа | Здоровые дети, но с некоторыми функциональными и морфологическими отклонениями, имеющие сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (например, со слабым развитием мышц, с нарушением осанки, увеличение щитовидной железы 1-2 степени, единичный кариес, повышение массы тела за счет жироотложения, но не более чем на 19 % от возрастной нормы). |
группа | Дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями |
группа | Дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями. |
группа | Дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды. |
Заболевания– хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушения остроты зрения и слуха не только существенным образом сказываются на работоспособности детей и подростков, но являются препятствиями к освоению выбранной ими профессии, лишают возможности плодотворного умственного и физического труда.
Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии и для одномоментной оценки состояния здоровья в коллективе. Распределение детей по группам здоровья важно для:
- характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья;
- сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени;
- оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую;
- определения потребности в специализированных службах и кадрах.
В кабинете школьного врача должны храниться индивидуальные медицинские карты детей, с которыми необходимо знакомиться как классным руководителям, так и учителям, работающим в данном классе. Ведь несоответствие условий воспитания на той или иной стадии развития детского организма гигиеническим требованиям ведет к разного рода расстройствам и заболеваниям.
Эксперты ВОЗ в 80-х гг. прошлого столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные (табл. 2). Используя последние, в 1994 г. Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях "Охрана здоровья населения" и "К здоровой России" определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом (в скобках данные ВОЗ):
· генетические факторы - 15-20% (20%),
· состояние окружающей среды - 20-25% (20%),
· медицинское обеспечение - 10-15% (7-8%),
· условия и образ жизни людей 50-55% (52-53%).
Таблица 2