Краткое описание особенностей задания. Данное задание относится к высокому уровню естественнонаучной грамотности Учащиеся, продемонстрировавшие высокий уровень естественнонаучной грамотности
Данное задание относится к высокому уровню естественнонаучной грамотности Учащиеся, продемонстрировавшие высокий уровень естественнонаучной грамотности, как правило, могли выполнить задания, в которых требовалось объяснить или спрогнозировать явления на основе их моделирования, проанализировать результаты ранее проведенных исследований, сравнить данные, привести научную аргументацию для подтверждения своей позиции или оценки различных точек зрения. Учащимся приводились отрывки из дневника Игнаца Семмельвайса, известного врача, жившего в 18 веке и описавшего последствия родильной горячки, от которой умерло большое число женщин после родов. В дневнике приводились данные о различной смертности женщин в двух палатах больницы. Современники Семмельвайса считали, что причинами смерти могут быть «изменения в воздухе или какое-то внеземное влияние, или движение самой земной поверхности, землетрясение». В ответе нужно было проанализировать диаграмму, показывающую смертность женщин в двух палатах на 100 рожениц, выявить значительные различия этих данных и сделать вывод, о том, что если бы причиной было землетрясение, то смертность женщин была бы одинаковой в обеих палатах. Трудность данного задания по международной шкале - 666 баллов. Данное задание правильно выполнило только 14% российских учащихся.
Дневник семмельвайса. текст 2
Одним из видов диагностики в больнице было вскрытие. Тело умершего вскрывали, чтобы найти причину смерти. Семмельвайс записал в дневнике, что студенты, работавшие в первой палате, обычно участвовали во вскрытии женщин, умерших днем раньше, а потом осматривали женщин, которые только что родили. Они не обращали особого внимания на то, чтобы как следует отмыться после вскрытий. Некоторые даже гордились тем, что по их запаху можно было сказать, что они работали в морге, так как это свидетельствовало об их трудолюбии!
Один из друзей Семмельвайса умер, порезавшись во время такого вскрытия. Вскрытие его тела показало, что у него были те же симптомы, что и у матерей, умерших от родильной горячки. У Семмельвайса появилась новая идея.
Вопрос 2: ДНЕВНИК СЕММЕЛЬВАЙСА S195Q04
Новая идея Семмельвайса должна была быть связана с высоким процентом женщин, умиравших в родильных палатах, и поведением студентов.
Какой была эта идея?
A Если бы студенты тщательно мылись после вскрытий, это привело бы к уменьшению случаев заболевания родильной горячкой.
B Студенты не должны были принимать участие во вскрытиях, потому что они могли порезаться.
C От студентов исходил запах, потому что они не мылись после вскрытия.
D Студенты хотели показать, какие они трудолюбивые, что приводило к халатности по отношению к женщинам, которых они осматривали.
Оценка выполнения задания
Деятельность: распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами
Содержание: Биология человека
Ситуация: Историческая
Код 1: Ответ А – «Если бы студенты тщательно мылись после вскрытий, это привело бы к уменьшению случаев заболевания родильной горячкой»
Код 0: Другие ответы.
Вопрос 3: ДНЕВНИК СЕММЕЛЬВАЙСА S195Q05-01 02 11 12 13 14 15 99
Семмельвайс преуспел в своих попытках уменьшить число смертей, связанных с родильной горячкой. Но родильная горячка даже сейчас остается болезнью, от которой трудно избавиться.
Трудноизлечимые горячки все еще являются проблемой в больницах. Предпринимается множество определенных мер для решения этой проблемы. Среди них - стирка простыней при высоких температурах.
Объясните, почему высокая температура при стирке простыней способствует уменьшению риска заболевания пациентов горячкой.
Оценка выполнения задания
Деятельность: применение знаний в заданной ситуации
Содержание: Биология человека
Ситуация: Историческая
Код 1(1): Говорится о том, что убиваются бактерии
· Потому что при высокой температуре многие бактерии погибают.
· Бактерии не выносят высокой температуры.
· Бактерии сгорают от высокой температуры.
· Бактерии свариваются. [Обратите внимание: Хотя выражения “сгорают” и “свариваются” не правильные с научной точки зрения, каждый из двух последних ответов в целом можно рассматривать как правильный.]
Код 1(2): Говорится о том, что убиваются микроорганизмы, микробы или вирусы
· Потому что при высокой температуре убиваются маленькие организмы, которые вызывают болезнь.
· Микробы не выдерживают такую высокую температуру.
Код 1(3): Говорится о перемещении (смывании), а не уничтожении бактерий
· Бактерии смываются
· Число бактерий уменьшится
· Вы смываете бактерии при высокой температуре.
Код 1(4): Говорится о перемещении (смывании), а не уничтожении микроорганизмов, микробов или вирусов
· Потому что на ваше тело не попадут микробы.
Код 1(5): Говорится о стерилизации простыней
· Простыни стерилизуются
Код 0(1): Говорится о том, что убивается болезнь
· Потому что при высокой температуре воды убивается любая болезнь на простынях
Код 0(2): Другие неправильные ответы
· Поэтому они не заболевают гриппом.
· Когда вы что-нибудь стираете, при этом вымываются микробы.