Дидактический наглядный материал. Демонстрационный материал
Демонстрационный материал. Картинка с изображением космического пространства и космического корабля, мяч, карточки с изображением предметов разной формы (по количеству детей), силуэтное изображение ракеты, состоящей из геометрических фигур, соответствующих эмблемам детей, шнуры, физкультурные палки.
Раздаточный материал. Геометрические фигуры-эмблемы (по количеству детей), наборы плоских геометрических фигур, листы бумаги, круги.
Методические указания
Игровая ситуация «Полет в космос».
Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации с изображением космического пространства и космического корабля. Предлагает совершить полет в космос и раздает эмблемы в форме разных геометрических фигур.
I часть.Тренировка «космонавтов» перед полетом.
• Дидактическая игра «Считай дальше».
Игра проводится с мячом. Воспитатель называет число, передавая мяч ребенку, а дети считают от названного числа до 10.
• Игра «Назови соседей».
Воспитатель называет число, а дети его соседей (на один больше и на один меньше).
Под музыку дети имитируют полет.
II часть.Игровое упражнение «Найди свой сувенир».
Дети приземляются на неизвестную планету. На стульчиках и подоконниках разложены карточки с изображением предметов разной формы. Дети находят «сувенир», форма которого соответствует форме эмблемы, и объясняют свой выбор.
Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет.
III часть.Игровое упражнение «Соберем ракеты».
Воспитатель показывает макет ракеты (силуэтное изображение) и предлагает детям помочь инопланетянам собрать космические корабли. Дети запоминают строение ракеты и выкладывают такие же из геометрических фигур, стоя у столов.
Под музыкальное сопровождение полет продолжается.
IV часть.Продолжение полета.
Воспитатель предлагает продолжить полет с помощью ручного управления. Дети берут листы бумаги и устанавливают круг – пульт управления в середине листа.
Воспитатель дает команды:
– впереди планета Марс, ее надо облететь, переведя пульт управления в верхний правый угол;
– навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол;
– приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний правый угол;
– пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол;
– переходим на автоматическое управление, переводя пульт управления на середину.
Полет продолжается под музыку.
V часть.Игра «Найди свой космодром».
Дети приземляются на свои космодромы, формы которых соответствуют формам эмблем (космодромы составлены из шнуров и физкультурных палок и имеют формы квадрата, круга, прямоугольника, овала, треугольника).
Занятие 3
Программное содержание
• Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
• Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
• Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке – числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробки с остальными частями фигур (одна на двоих детей).
Методические указания
I часть.Дидактическая игра «Отсчитай-ка».
Воспитатель предлагает детям выполнить задания:
– отсчитайте на верхней полоске карточки на один треугольник больше, чем число 9. Сколько треугольников вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько треугольников?
– отсчитайте на нижней полоске карточки на один квадрат меньше, чем число 10. (Вопросы те же.)
Затем воспитатель уточняет: «Какими числами можно обозначить это количество треугольников (квадратов)? Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше: девять или десять? На сколько число десять больше числа девять? На сколько число девять меньше числа десять? Как можно уравнять эти числа?»
Дети уравнивают числа выбранным способом и объясняют свои действия. Одновременно несколько детей выполняют это задание на фланелеграфе.
II часть.Дидактическая игра «Найди соседей».
Воспитатель объясняет детям правила игры: «У каждого числа есть два соседа. Мы должны их найти. Например, у числа два старший сосед число три, оно на один больше, а младший сосед – число один, оно на один меньше. (По мере называния чисел воспитатель демонстрирует соответствующие числовые карточки и закрывает ими пустые квадраты.) А теперь заполните свои карточки».
Дети по сигналу воспитателя выполняют задание и обосновывают свой выбор.
Игра повторяется 3–4 раза со сменой карточек.
III часть.Дидактическая игра «Составь целое по его части».
В конверте каждого ребенка находится по одной второй (одной четвертой) части какой-либо геометрической фигуры.
Воспитатель предлагает составить целую геометрическую фигуру по ее части, выбрав недостающие из коробки.
После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из скольких частей они состоят.
Затем воспитатель уточняет: «Как можно назвать каждую часть вашей фигуры? Что больше: целое или одна вторая (одна четвертая) часть? Что меньше: одна вторая (одна четвертая) часть или целое?»
IV часть.Игровое упражнение «Определи правильно».
Дети встают полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, который должен ответить на него. Например: «Что выше: здание детского сада или береза на нашем участке? Что ниже: кусты сирени на нашем участке или рябина?» и т. д.
Занятие 4
Программное содержание
• Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.
• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
• Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.