Этика госслужащих как условие развития общества
«Слушай, Василий Петрович, как дела делаются. Весною, после осенних и зимних непогод, мы собираемся и ставим вопрос: сколько в этом году размыло постели? Берем чертежи и отмечаем. Ну и пишем, куда следует: размыло, дескать, бурями столько-то и столько–то сажен начатых работ. Оттуда отвечают: стройте, чините, черт с вами! Ну мы и чиним.
-Да что же вы чините-то?
-Да карманы себе чиним, - сострил Кудряшов и сам рассмеялся своей остроте… Чудной ты человек, я посмотрю: ничего-то ты не понимаешь. Разве я один… как бы это повежливее сказать… приобретаю? Все вокруг, самый воздух - и тот, кажется, тащит. Недавно явился к нам один новенький и стал было по части честности корреспонденции писать. Что ж? Прикрыли… И всегда прикроем. Все за одного, один за всех. Ты думаешь, что человек сам себе враг? Кто ж решится меня тронуть, когда может через это дело сам пошатнуться?» В.М.Гаршин. Встреча. Рассказ.
Проблема мотивации труда государственных чиновников не является новой. Интересно, что более века тому назад (в 1862 г.) ее существо очень точно сформулировал барон М.А.Корф в записке, поданной им в Совет министров.: «По единогласному признанию, вредное влияние чинов состоит особенно в том, что они образуют из служащих какую-то отдельную, разобщенную с прочим населением касту, которая живет своею собственной жизнью, считает себя выше остального общества и на которую общество также смотрит как на что-то чуждое и почти враждебное. Среди этой касты постоянно питается и поддерживается чувство самого ложного честолюбия, жажда к повышениям и внешним отличиям... Человек, который мог бы с успехом заняться любимым ремеслом или промыслом, поступает на казенную службу и бедствует на ней десятки лет единственно потому, что эта служба ставит его на искусственные ходули в обществе и ласкает его оображение обманчивой картиной иногда отдаленных, но все-таки возможных повышений и отличий. … Редко решатся на то и сын, и внук его, и таким образом размножаются целые поколения самой несчастной породы нищих во фраке» (Цит по: Оболонский А.В.На государевой службе. Бюрократия в старой и новой России. М., 1997. 32 с.) Государственные служащие – профессия и социальная прослойка, от моральных установок, личных качеств и профессионализма которой в значительной степени зависит авторитет государства в глазах общества. Как показывают материалы опроса 1 351 работника государственных органов исполнительной власти, проведенного в конце октября 1997 г. информационно-социологическим центром РАГС по заказу Министерства труда и социального развития РФ, должностные лица, занятые в центральных аппаратах 6 федеральных министерств и ведомств, в территориальных структурах Министерства финансов РФ и Государственной налоговой службы России, в правительствах и администрации 12 субъектов РФ, придают значение вопросам культуры личности и этики служебного поведения. Большинство из них довольны своей работой. Сам характер службы, дающей высокий статус и при этом связанной исключительно с канцелярией и бумагами определяет решающий фактор профотбора при переходе специалистов из других структур. В госслужбе многие ценят близость к властным структурам, саму принадлежность к аппарату, причастность к протокольным мероприятиям, всякого рода торжествам, банкетам, формирующимся в процессе работы неформальным связям. Людей возвышает в собственных глазах особый дух безусловной соподчиненности, ритуальности в служебных отношениях. Все это представляется для большинства безусловными социально-нравственными ценностями, сопряженными с профессией При этом многие видят в любой должности на государственной службе начало карьеры. (См.:Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы // Социологические исследования, 1999, № 2. –С.34-40).