Иван Грозный (C. Прокофьев / Юрий Григорович) | Ivan the Terrible (Y.Grigorovich) 2007г
Краснодарский Театр Балета Юрия Григоровича
Описание: Про молодого Царя Ивана Грозного.
Премьера "Ивана Грозного" в постановке Юрия Григоровича состоялась в Большом театре в 1975 году. В следующем сезоне Григорович воспроизвел этот спектакль в Париже. Проект стал новым словом театрального менеджмента: так оперативно Париж не получал русских новинок со времен дягилевских сезонов. Зарубежный успех "Ивана Грозного" с участием Жана Гизерикса (Иван IV) и Доминик Кальфуни (Анастасия) был воспринят как прорыв советского искусства, то есть явление не только театральное, но и общественно-политическое. Этот спектакль показал, что метод Григоровича, открывшего оригинальные способы представить танец не украшением драматического действия, а его главным носителем, дает возможность не только превращать сказки в психологические драмы, но и выступать с концептуальными высказываниями на исторические темы.
Сделать это открытие балетмейстеру помог знаменитый художник Симон Вирсаладзе, постоянный соавтор Григоровича. В "Иване Грозном" экспрессивный, насыщенный сложными элементами танец подчинен строгому сценографическому решению, которое стало настоящим художественным открытием. Три вращающиеся апсиды напоминают то интерьеры теремов и соборов, то внешние стены кремлевских башен. За ними высвечиваются иконописные лики и группы персонажей. Когда артисты начинают двигаться, кажется, что оживают фрески.
Напластования картин, проступающих одна сквозь другую, и перемены декораций, то мгновенные, то замедленные, создают ощущение фантасмагории, в которую вовлечено все пространство.
Хотя балет поставлен на музыку Прокофьева к фильму Сергея Эйзенштейна, действие не следует киносценарию, а развивается по оригинальному либретто постановщиков, которые ориентировались на форму шекспировских трагедий и старались максимально точно следовать историческим источникам. Разумеется, тщательнее всего Григорович и Вирсаладзе "прописали" образ самого царя, чья роль получилась едва ли не самой сложной в мужском балетном репертуаре.
Quot;Каменный цветок" The Stone of Flower Хор.Григорович, 1990 г.
Первым к партитуре Прокофьева обратился Леонид Лавровский в 1954 году. К сожалению, этот спектакль оказался нежизнеспособным (если верить историкам балета - а почему бы нам им не верить). Но уже через три года, в 1957, на сцене Кировского театра был поставлен балет Юрия Григоровича. Затем он поставил его в Новосибирске, а в 1961 году - уже в Большом, где балет жил более 30 лет. «Каменный цветок» открыл удивительный талант Ю. Григоровича, который поднял современный по эстетике и языку сказочный балет на уровень классического наследия.
В основу сюжета положен сказ П. Бажова о «Каменном цветке», где глубокая и верная любовь уральского мастера-камнереза Данилы и его невесты Катерины преодолевает все испытания.
Обрученный с Катериной, Данила отправляется на поиски Каменного цветка - символа красоты и совершенного мастерства. Он, попадает в подземное царство Хозяйки Медной горы. Растроганная любовью Материны и Данилы, Хозяйка Медной горы решает помочь им. Она отпускает мастера на волю и помогает влюбленным встретиться…
Раймонда (Юрий Григорович / Большой театр) | Raymonda (Grigorovich / Bolshoi theate) 1989
В ролях: Наталья Бессмертнова, Юрий Васюченко, Гедеминас Таранда
Описание: Вершина 'золотого века' русского классического балета. Феерическое зрелище, доносящее неповторимый аромат средневековой рыцарской легенды. Великолепная музыка Глазунова и блестящий танец очаруют вас и приоткроют занавес в чудесный мир балета.