Практическое занятие №4 (2 часа)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

По дисциплине

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ФОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

для студентов 3- 4 курса заочной формы получения образования

специальности 1-01 01 02 06 Дошкольное образование Практическая психология

социально-педагогического факультета

5-7 семестр

Лекции: 12часов

Практические занятия: 8 часов

Зачет: 6 семестр

Экзамен: 7 семестр

Составитель: Е.М. Зданович,

старший преподаватель

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

КУРС, 5 СЕМЕСТР

Практическое занятие №1 (2часа)

Тема: Общеразвивающие упражнения в физическом воспитании дошкольников.

План:

I. Вопросы для обсуждения.

1. Характеристика общеразвивающих упражнений и их классификация.

2. Требования к подбору общеразвивающих упражнений.

3. Основные исходные положения, их характеристика и правила записи ОРУ.

4. Использование ОРУ в режиме дня детского сада.

5. Валеологическая направленность ОРУ в физическом воспитании дошкольников.

II. В ходе практической части занятия студенты:

а) отрабатывают правильность подачи команд и инструкций для выполнения ОРУ; технику выполнения основных исходных положений.

б) обсуждение составленных комплексов ОРУ, их презентация.

Для портфолио.

Задание №1.

В соответствии с правилами записи ОРУ выписать основные исходные положения.

Задание №2.

Составить комплексы ОРУ для каждой из возрастных групп (один из них составляется с предметами).

Задание №3.

Подобрать и записать ОРУ, направленные на формирование правильной осанки, для профилактики плоскостопия.

Задание №4.

Изготовление нестандартного оборудования для проведения общеразвивающих упражнений (1 пособие на 2 человека).

Примечание: ОРУ выполняется в сочетании со строевыми упражнениями и основными движениями.

Литература: 1-4, 9, 10.

Практическое занятие №2 (2 часа)

Тема: Подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

План:

I. Вопросы для обсуждения.

1. Значение подвижных игр для всестороннего развития ребенка.

2. Создание теории и методики подвижных игр. Современные исследования.

3. Классификация подвижных игр.

4. Методика проведения подвижных игр (по возрастным группам):

· выбор подвижной игры;

· объяснение правил игры;

· распределение ролей;

· руководство ходом игры;

· окончание игры, подведение итогов.

5. Вариативность подвижных игр.

6. Использование подвижных игр в режиме дня детского сада.

II. Обсуждение выполненных заданий.

Для портфолио.

Задание №1.

На основе учебной программы дошкольного образования составить таблицу «Использование подвижных игр в разных возрастных группах детского сада»

Название подвижных игр «1 младшая» «2 младшая» «Средняя» «Старшая»

Задание №2.

Подобрать для каждой возрастной группы по 5 подвижных игр:

· малой;

· средней;

· высокой подвижности.

Задание №3.

Подобрать по 5 подвижных игр для развития физических качеств.

· ловкости;

· выносливости;

· быстроты реакций и т.д.

Задание №4.

Подобрать по 3-5 считалки, речевки для выбора водящего в подвижной игре.

Задание №5.

Изготовить маски и необходимые атрибуты для проведения подвижных игр.

Литература: 3-5, 8,10.

КУРС, 6 СЕМЕСТР

Практическое занятие №3 (2часа)

Тема: Физкультурное занятие как одна из форм организации физического воспитания дошкольников.

Цель: Сформировать у студентов теоретические знания о физкультурном занятии как одной из форм организации физического воспитания дошкольников и практические умения по написанию плана конспекта.

План:

I. Вопросы для обсуждения.

1. Характеристика физкультурного занятия как формы обучения детей физическим упражнениям.

2. Способы организации детей на физкультурном занятии.

3. Методика проведения физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста.

4. Медико-педагогический контроль на физкультурном занятии.

II. Обсуждение составленных планов-конспектов.

Для портфолио.

Задание №1. Составить планы-конспекты физкультурных занятий для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Задание №2. Составить план-хронометраж физкультурного занятия.

Литература: 1- 3, 10-19, 26-27.

Практическое занятие №4 (2 часа)

Тема: Активный отдых как одна из организованных форм физического воспитания в детском саду.

Цель: Сформировать у студентов представления о различных формах активного отдыха дошкольников.

План:

I. Вопросы для обсуждения.

1. Особенности организации и методики проведения физкультурных развлечений с детьми дошкольного возраста.

2. Особенности организации и методики проведения физкультурных праздников с детьми дошкольного возраста.

3. Особенности организации и методики проведения дней здоровья с детьми дошкольного возраста.

4. Элементарный туризм в дошкольном учреждении: особенности организации и методика проведения.

II. Обсуждение выполненных заданий.

Для портфолио.

Задание №1.

Составить сценарий физкультурного досуга.

Задание №2.

Составить сценарий физкультурного праздника.

Задание №1.

Составить сценарий дня здоровья.

Литература: 1-6, 10-19, 26-27.

Литература

Основная литература

1. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях : учеб. пособие для студ. высш. и сред. Пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова [и др.] ; под ред. С.А. Козлова. – М. : Академия, 2002. – 320 с.

2. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. / Л.Д. Глазырина, В.А Овсянкин. – М. : Владос, 1999. – 176 с.

3. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, А.В. Хухлаева. : Просвящение, 1981. – 94 с.

4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : Ведение в предмет / Л.П. Матвеев. – СПб., 2004. – 241 с.

5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2001. – 368 с.

6. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО; Аверсэв, 2013. – 416 с.

7. Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях : учеб. для учащихся пед. колледжей и училищ / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкин, Н.Н. Ермак. –Минск : Университетское, 1998. – 184 с.

8. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / В. Н. Шебеко. – Минск : Высш. шк., 2010. – 288 с.

Дополнительная литература:

9. Аринчин, Н.И. Здравосозидание / Н.И. Аринчин. – Минск, 1998. – 51 с.

10. Аринчин, Н.И. Периферические «сердца» человека / Н.И. Аринчин. – Минск : Наука и техника, 1980. – 124 с.

11. Аринчин, Н.И. Помощники сердца / Н.И. Аринчин. – М. : Советский спорт, 1984. – 113 с.

12. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать / Е.Н. Вавилова. – М. : Просвещение, 1983. –96 с.

13. Вильчковский, Э.С. Развитие двигательных функций у детей / Э.С. Вильчковский. – Киев : Здоровье, 1983. –208 с.

14. Глазырина, Л.Д., Овсянкин В.А. Волшебный мир движений (методика физического воспитания детей дошкольного возраста) / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. – Минск : Полымя, 1997. – 123 с.

15. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника / М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. – Минск : Полымя, 2000. – 224 с.

16. Нарскин, Г.И., и др. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников / Г.И. Нарскин. – Минск : БГПУ, 2002. – 194 с.

17. Шпак, В.Г. Спортивные упражнения и активный отдых в детском саду / В.Г. Шпак. – Минск : Полымя, 119 с.

18. Шпак, В.Г. Элементы спортивных игр в детском саду / В.Г. Шпак. Минск : Полымя, 2004. – 96 с.


УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой методик дошкольного образования Т.С. Будько протокол № 9 от 28.03.2014

Вопросы к зачету

по дисциплине «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» для студентов 3 курса специальности «Дошкольное образование Практическая психология» (ОЗО - 4,5)

1. Общая характеристика, объект, субъект и предмет физического воспитания дошкольников.

2. Источники и основные этапы развития теории и методики физвоспитания.

3. Основные понятия теории физвоспитания дошкольников

4. Национальная система физвоспитания. Характеристика ее основных звеньев.

5. Общая характеристика средств физического воспитания.

6. Методы обучения физическим упражнениям.

7. Классификация физических упражнений.

8. Закономерности формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста и этапы обучения двигательным действиям.

9. Этапы обучения детей дошкольного возраста двигательным действиям.

10. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста.

11. Общая характеристика физических качеств.

12. Сила и методика ее развития у детей дошкольного возраста.

13. Быстрота и методика ее развития у детей дошкольного возраста.

14. Гибкость и методика ее развития у детей дошкольного возраста.

15. Выносливость и методика ее развития у детей дошкольного возраста.

16. Координационные двигательные способности и методика их развития у детей дошкольного возраста.

17. Содержание деятельности руководителя физического воспитания в дошкольном учреждении.

18. Гимнастика для детей дошкольного возраста как раздел физических упражнений.

19. Общая характеристика и методика обучения бегу в разных возрастных группах детского сада.

20. Общая характеристика методика обучения прыжкам в разных группах детского сада.

21. Общая характеристика методика обучения метанию в разных возрастных группах.

22. Общая характеристика методика обучения лазанию в разных возрастных группах детского сада.

23. Общая характеристика методика обучения упражнениям в равновесии в разных возрастных группах дошкольного сада.

24. Общая характеристика методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах детского сада.

25. Общая характеристика методика обучения ходьбе в разных возрастных группах детского сада.

26. Общая характеристика и методика проведения общеразвивающих упражнений в группе «Малыши».

27. Общая характеристика и методика проведения общеразвивающих упражнений в группе «Почемучки».

28. Общая характеристика и методика проведения общеразвивающих упражнений в группе «Фантазеры».

29. Общая характеристика и методика проведения подвижных игр в группе «Малыши».

30. Общая характеристика и методика проведения подвижных игр в группе «Почемучки».

31. Общая характеристика и методика проведения подвижных игр в группе «Фантазеры».

32. Общая характеристика и методика обучения элементам спортивных игр: баскетбол, городки.

33. Общая характеристика и методика обучения элементам спортивных игр: хоккей, футбол.

34. Организация и методика обучения катанию на санках в разных возрастных группах.

35. Организация и методика обучения ходьбе на лыжах в разных возрастных группах детского сада.

36. Организация и методика обучения катанию на коньках в разных возрастных группах детского сада.

37. Организация и методика обучения катанию на велосипеде в разных возрастных группах детского сада.

38. Организация и методика обучения плаванию в разных возрастных группах детского сада.

39. Использование элементов туризма в системе физического воспитания дошкольников.

Старший преподаватель: Е.М. Зданович

УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой методик дошкольного образования Т.С. Будько протокол № 9 от 28.03.2014

Вопросы и практические задания к экзамену

по дисциплине «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» для студентов 4 курса специальности «Дошкольное образование Практическая психология» (ОЗО - 4,5)

1. Национальная система физического воспитания. Характеристика ее основных звеньев.

2. Методика формирования осанки у детей дошкольного возраста.

3. Общая характеристика средств физического воспитания.

4. Методы обучения физическим упражнениям.

5. Классификация физических упражнений.

6. Закономерности формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста и этапы обучения двигательным действиям.

7. Этапы обучения детей дошкольного возраста двигательным действиям.

8. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста.

9. Общая характеристика физических качеств.

10.Сила и методика ее развития у детей дошкольного возраста.

11.Быстрота и методика ее развития у детей дошкольного возраста.

12.Гибкость и методика ее развития у детей дошкольного возраста.

13.Выносливость и методика ее развития у детей дошкольного возраста.

14.Координационные двигательные способности и методика их развития у детей дошкольного возраста.

15.Содержание деятельности руководителя физического воспитания в дошкольном учреждении.

16.Физкультурное занятие – основная форма обучения дошкольников.

17.Виды и типы физкультурных занятий в дошкольном учреждении.

18.Особенности проведения занятий по физкультуре на воздухе с детьми дошкольного возраста.

19.Гимнастика для детей дошкольного возраста как раздел физических упражнений.

20.Общая характеристика и методика обучения бегу в разных возрастных группах детского сада.

21.Общая характеристика методика обучения прыжкам в разных группах детского сада.

22.Общая характеристика методика обучения метанию в разных возрастных группах.

23.Общая характеристика методика обучения лазанию в разных возрастных группах детского сада.

24.Общая характеристика методика обучения упражнениям в равновесии в разных возрастных группах дошкольного сада.

25.Общая характеристика методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах детского сада.

26.Общая характеристика методика обучения ходьбе в разных возрастных группах детского сада.

27.Общая характеристика и методика проведения общеразвивающих упражнений в группе «Малыши».

28.Общая характеристика и методика проведения общеразвивающих упражнений в группе «Почемучки».

29.Общая характеристика и методика проведения общеразвивающих упражнений в группе «Фантазеры».

30.Общая характеристика и методика проведения подвижных игр в группе «Малыши».

31.Общая характеристика и методика проведения подвижных игр в группе «Почемучки».

32.Общая характеристика и методика проведения подвижных игр в группе «Фантазеры».

33.Общая характеристика и методика обучения элементам спортивных игр: баскетбол, городки.

34.Общая характеристика и методика обучения элементам спортивных игр: хоккей, футбол.

35.Организация и методика обучения катанию на санках в разных возрастных группах.

36.Организация и методика обучения ходьбе на лыжах в разных возрастных группах детского сада.

37.Организация и методика обучения катанию на коньках в разных возрастных группах детского сада.

38.Организация и методика обучения катанию на велосипеде в разных возрастных группах детского сада.

39.Организация и методика обучения плаванию в разных возрастных группах детского сада.

40.Использование элементов туризма в системе физического воспитания дошкольников.

41.Индивидуальная и самостоятельная работа по физическому воспитанию дошкольников.

42.Организация и методика проведения физкультминуток в разных возрастных группах детского сада.

43.Организация и методика проведения активного отдыха (досугов, праздников, дней здоровья) в дошкольных учреждениях.

44.Организация физического воспитания в условиях семьи.

45.Организация и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах детского сада.

46.Общая характеристика и методика организации закаливания детей дошкольного возраста.

47.Сравнительный анализ программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

48.Планирование и учет работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.

49.Физическая нагрузка, ее определение, регулирование и дозировка для детей разного дошкольного возраста в различных формах организации физвоспитания.

50.Характеристика спортивных сооружений и спортивного оборудования дошкольного учреждения.

51.Диагностика двигательной активности дошкольников.

52.Диагностика физической подготовленности дошкольников

53.Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей в дошкольном учреждении.

54.Роль и характеристика деятельности воспитателя по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Старший преподаватель: Е.М. Зданович

Практические задания

к экзамену по дисциплине «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» для студентов 4 курса специальности «Дошкольное образование Практическая психология» (ОЗО - 4,5)

1. Составить план-конспект физкультурного занятия (форма и возрастная группа по выбору студента)

2. Составить план-конспект утренней гимнастики для детей младшего дошкольного возраста.

3. Составить план-конспект утренней гимнастики для детей среднего дошкольного возраста.

4. Составить план-конспект утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать комплекс физических упражнений для гимнастики после дневного сна детей младшего дошкольного возраста.

6. Разработать комплекс физических упражнений для гимнастики после дневного сна детей среднего дошкольного возраста.

7. Разработать комплекс физических упражнений для гимнастики после дневного сна детей старшего дошкольного возраста.

8. Разработать несколько комплексов физических упражнений для утренней гимнастики с предметами (возрастная группа по выбору студента).

9. Составить конспекты физкультминуток для занятий по природе, математике, развитию речи.

10. Разработать игровое физкультурное занятие для детей младшего дошкольного возраста.

11. Разработать игровое физкультурное занятие для детей среднего дошкольного возраста.

12. Разработать игровое физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста.

13. Подобрать подготовительные и специальные упражнения, используемые для обучения плаванию детей дошкольного возраста.

14. Подобрать по 5 подвижных игр для развития физического качества ловкости.

15. Подобрать по 5 подвижных игр для развития физического качества быстроты.

16. Подобрать по 5 подвижных игр для развития физического качества выносливости.

17. Подобрать по 5 подвижных игр для развития физического качества силы.

18. Составить методические указания и подобрать комплекс физических упражнений и игр для обучения детей 3-4 лет ходьбе по кругу, взявшись за руки.

19. Составить методические указания и подобрать комплекс физических упражнений и игр для обучения детей 4-5 лет лазанию по гимнастической стенке вверх, вниз любым способом.

20. Подобрать подвижные игры, игровые и специальные упражнения для формирования навыков лазанья у детей 3-4 г. жизни.

21. Подобрать подвижные игры, игровые и специальные упражнения для формирования навыков прыжков у детей 5-6 г. жизни.

22. Подобрать подвижные игры, игровые и специальные упражнения для формирования навыков метания у детей 3-4 г. жизни.

23. Подобрать подвижные игры, игровые и специальные упражнения для формирования навыков метания у детей 4-5 г. жизни.

24. Подобрать подвижные игры, игровые и специальные упражнения для формирования навыков метания у детей 5-6 г. жизни.

25. Подобрать по 1-й подвижной игре малой, средней, высокой подвижности для каждой возрастной группы.

26. Подобрать и записать упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки (не менее шести).

27. Подобрать и записать подвижные игры, направленные на формирование навыка правильной осанки (не менее трех).

28. Подобрать и записать физические упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия (не менее шести).

29. Подобрать и записать физические упражнения при сколиозах (не менее шести).

30. Разработать комплекс ОРУ для детей, имеющих отклонения в физическом развитии (избыточный вес, низкий рост). Сделать рекомендации о месте этих упражнений в режиме дня.


Наши рекомендации