Психологическая диагностика
Психологическая диагностика(психодиагностика) есть измерение индивидуально-психологических свойств личности или других объектов, поддающихся психологическому анализу (группа, организация). Ее целью является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности (или других объектов) и прогнозе их дальнейшего развития.
Социальный педагог не ставит психологический диагноз, но он может выявить или использовать в качестве опорных психодиагностических признаков следующие факторы риска:
а) в младшем школьном возрасте:
- сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые не позволяют овладеть новой социальной ролью ученика;
- неуменьшающаяся двигательная расторможенность и эйфорический фон настроения, снижающие самоконтроль и самоорганизацию в деятельности и поведении;
- повышенная жажда впечатлений в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям как симптомы и склонности к девиантному поведению;
- повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию как компонент формирования детской агрессивности;
- немотивированность, неадекватность и эффективность поведения как указание на проблему личностного и психического здоровья;
- отрицательное отношение к учению, школе, стойкая неуспеваемость, побеги из дома, школьные конфликты как признаки школьной дезадаптации;
- поведенческие реакции в виде отказа, защиты, компенсации, эмансипации как следствие негармоничного отношения к ребенку и неудовлетворенности его потребности в уважении, самоутверждении, достижениях;
б) в подростково-юношеском возрасте:
- сохранение инфантильности, крайняя зависимость от ситуации, склонность к уходу от трудностей, слабоволие, отсутствие самоконтроля и саморегуляции как несформированность основных предпосылок личностного развития;
- сочетание инфантильности с большой возбудимостью, аффективностью, приводящее к неуправляемости поведения;
- раннее половое развитие в сочетании с повышенным интересом к сексуальным проблемам, приводящие к истероидному поведению, алкоголизации, токсикомании, наркомании, бродяжничеству, агрессии,
- переориентация интересов на внешкольное окружение, тенденция к усвоению внешних форм подросткового поведения, имитации его асоциальных форм как указание на средовую дезадаптацию, деформации личностного развития и угрозу асоциального поведения.
Социальная диагностика
Социальная диагностика— комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Ее целью является постановка социального диагноза, т.е. научно обоснованного заключения о состоянии социального здоровья.
Социальный диагноз (оценка) — это дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем людей и условий, равно как и их взаимосвязи, необходимое для дифференцированной помощи. Оценка предполагает сбор данных о клиентах и условиях их жизни, а также анализ информации для разработки плана помощи.
Источниками информации являются эпидемиология, исследования отношений между социальным работником и клиентом, беседы с индивидами, семейные и групповые сеансы, измерительные и наблюдательные методики.
Концентрируя работу вокруг растущей личности и ее социального окружения, социальный педагог может использовать данные социальной диагностики о проблемах участников социальной ситуации развития ребенка, анализировать их влияние на детей и прогнозировать последствия для развития детской личности.