Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей
Такая деятельность возникает по инициативе детей, без участия взрослого или при незначительной помощи педагога. В основе самостоятельной музыкальной деятельности ребенка лежит побудительный мотив – огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой. И не менее важный мотив самовыразиться, самореализоваться через взаимодействие с музыкальным искусством. Важно помочь ребенку осознать поставленные перед ним задачи, вникнуть в суть предложенных заданий, поддержать стремление выполнить их, подобрать нужные способы и решения. В этом и заключается формирование самостоятельной деятельности дошкольников, освоение ими способов самостоятельных действий.
От разнообразия форм организации самостоятельной деятельности детей зависит её характер – воспроизводящая она или творческая.
Вид музыкальной деятельности | Задачи формирования деятельности | Формы, методы и приемы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей |
Слушание | 1. Развитие способности слушать и вслушиваться в звучание музыкальных произведений. 2. Развитие умений различать характер музыкального произведения, характеризовать музыкальный образ, соотносить его с миром природы и человеческих взаимоотношений, миром чувств и переживаний. 3. Развитие умений определять жанр и форму музыкального произведения, автора. 4. Поддерживать музыкальные впечатления детей, развивать умение эстетической оценки музыкальных произведений, способность эмоционально, образно высказывать о ней, рассуждать. 5. Обогащение музыкального опыта способами выражения музыкальных впечатлений от воспринятой музыки. | Игровые проблемы и поисковые ситуации, связанные с музыкой. Беседы и рассказы о музыке. Музыкальная викторина. Досуг «Угадай мелодию». Музыкальные игры «На что похожа музыка», «Слушаем и рисуем музыку», «Слушаем и играем в музыку», «Слушаем музыку и читаем», «Слушаем и читаем музыку», Музыкальные метафоры. Игры- фантазирования или воображаемые ситуации. Музыкальные игры –сопереживания. Музыкальное цветомоделирование. Музыкальное рисование. Игры-инсценировки, игры-настроения, игры – размышления. |
Исполнительство (пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах) | Пение: 1. Развитие восприятия вокальных произведений, умение музыкального анализа и эстетической оценки песни. 2. Формирование любимого песенного репертуара. 3. Развитие музыкально-исполнительских умений для осуществления певческой деятельности. 4. Развитие песенного творчества. | Проектная деятельность «Моя любимая песня», или «Песни нашей группы», Музыкальный конкурс «Голос». «Музыкальная минута славы», «Битва хоров»(дуэтов), сочиняем музыку (песню) к мультфильму, сказке, истории. Интонационные игры-импровизации и игры на звукоподражание. Вокально-речевые игры. Музыкальные игры-импровизации (сочини мелодию по тексту, песенный мотив, сочини музыку к своему стихотворению и т.д.) |
Музыкально-ритмическая деятельность: 1. Развитие умений подбирать движения в соответствии с характером и образом музыкального произведения. 2. Развитие умений исполнительства характерных танцев. 3. Развитие творческого воображения. | Танцевальные игры – импровизации. Проекта деятельность «Танцуют все!». Музыкальный конкурс «Большие танцы». Музыкальные прогулки. Музыкальные игры- уподобления. Музей танца. Клуб по интересам. | |
Игры на детских музыкальных инструментах: 1. Развитие умение элементарного музицирования. 2. Развитие умений подбирать знакомые мелодии и сочинять несложные ритмические композиции. | Проблемные и поисковые ситуации с использованием детских музыкальных инструментов. Музыкально-дидактические игры. Игра «создаем художественный образ», Игры «Озвучиваем стихотворение», «Озвучиваем персонажа». Игра «Литературный сюжет и герои на языке музыкальных инструментов». Музыкальная сказка игры –инсценировка). Игры-импровизации. Игры –сотворчество. |