IV. Вступительное слово учителя.
— С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города и села , шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Но, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, приходится уничтожать леса. А с заводов и фабрик в воздух попадают дым, разрушающие атмосферу газы; в реки, озера — сточные воды с различными вредными веществами.
Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают и человек, и животные, и растения. Кроме того, люди часто рвут красивые растения ради минутного удовольствии, жестоко истребляют животных ради меха или мяса, а иногда и просто так, ради развлечения. Вот почему многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкостью. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет — это сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли уже многие представители животного и растительного мира.
Это было примерно 250 лет назад. Один путешественник обнаружил в море, у самого берега, невиданных животных. Огромные, неповоротливые, они мирно жевали подводные растения. Назвали эти животных морскими коровами. Доверчивые животные не боялись людей, подплывали к лодкам. А люди стали безжалостно убивать их... Прошло несколько лет, и морских коров стало гораздо меньше. А еще через несколько лет их не осталось совсем. Морские коровы исчезли, исчезли навсегда. Никто никогда уже не увидит этих удивительных животных. И виноват в этом человек.
В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями пере летали они с одного места на другое. Называли их странствующими голубями. Люди ради вкусного мяса стали убивать птиц. С каждым годом редели голубиные стаи, по люди не прекратили охоту на них до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного странствующего голубя.
И. Г. Холод
— Но вине человека исчезли не только морские коровы, странствующие голуби, но и немало других зверей, птиц, насекомых, растений. Со временем люди поняли, что природа планеты в опасности, поэтому во многих странах ведется работа по ее охране.
V. Работа с текстом стихотворения С. Михалкова «Будь человеком»
Лексическая работа.
• Эгоист — человек, который заботится только о себе.
Чтение произведения учителем (с. 63).
Проверка эмоционального восприятия произведения.
— За кого вы переживали, когда слушали произведение?
Обсуждение прочитанного.
— Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
— Как живут муравьи в лесу?
— Что сделал мальчик?
— Как муравьи спасались от беды?
— Назовите черту характера главного героя.
— Почему поэт назвал мальчика эгоистом?
— Сможет ли этот мальчик узнать тайны природы?
— Как нужно вести себя в лесу?
— К чему призывает поэт людей? Прочитайте.
— Что новое о муравьях вы узнали из этого стихотворения?
— Что интересное наблюдали вы в природе?
— С чего начинается Родина?
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение «цепочкой» по одной строчке;
б) «чтение за диктором» (одни ученик читает вслух, другие стараются читать в том же темпе).
Физкультминутка
Дети по лесу гуляли. Ходьба на месте.
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели, Поднять руки вверх, взгляд
И их лучики согрели. на кончики пальцев.
Бабочки летали,
Крылышками махали. Взмахи руками
Дружно хлопали. хлопки
Ножками топали! потопать
Хорошо мы погуляли, ходьба на месте
И немножечко устали. Сесть за парты.
VI. Работа с текстом рассказа «Отчего погибли киты?»
Чтение рассказа учителем.
— Очень часто для природы бывает опасно то, что нам кажется совершенно безвредным. Как вы думаете, опасны ли для нее прозрачные пакеты из полиэтилена? Те самые, в которых носят и фрукты, и хлеб, и книги?
Сидел я как-то на большом пляже. Рядом играли два мальчика. Они отыскивали в песке брошенные полиэтиленовые пакеты, надували их и пускали в море. Сначала пакеты плыли, как кораблики с раздутыми парусами, а потом медленно тонули.
Прошло несколько месяцев, и я прочел в газете о беде, случившейся у далеких берегов: там стали погибать киты. Ученые стали искать причину смерти этих больших и красивых животных. Думаешь, они погибли от какой-то страшной болезни? Нет. Они просто задохнулись. Ученые установили, что дыхательные пути китов были забиты полиэтиленовыми пакетами или кусками полиэтилена. И я подумал — а ведь это могли быть и те пакеты, которые бросали в море мальчики на пляже.
По-разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор, и исправить этот вред не всегда удается. Что же делать, чтобы наша планета становилась чище? Чтобы не исчезали с лица Земли степи, реки и озера, чтобы жили рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре наши города и деревни?
Обсуждение рассказа.
— Что стало причиной гибели китов?
— Могли ли мальчики с пляжа оказаться в числе людей, виноватых в смерти животных?
— Что должны были сделать мальчики с пакетами, которые они находили в песке?
— Начиная любое дело, надо сначала его хорошо обдумать и организовать так, чтобы оно не принесло вреда природе.
С. Гаврилова, И. Холод
VII. Обсуждение ситуаций
1. Сережа поймал необычайно красивую бабочку и попытался затолкать ее в спичечный коробок... Нежное тельце и тонкие великолепные крылышки бабочки не выдержали грубого обращения...
2. «Ах, какая красивая черемуха! — воскликнула Таня иналомала целую охапку веток с пахучими белыми цветками. Пока дошли до электрички, листья и цветы черемухи поникли. Девочка выбросила букет...
3. Вот и отдохнул, могу идти,
А бутылка — лишняя в пути.
О сосну сейчас я разобью её,
На стволе я имя вырежу своё.
VIII. Закрепление.
Разгадайте анаграммы
РОВОАК КУШАГЛЯ НОСЛ ЛЬОМ ЦАРИЩЕЯ ХЕТУП
(корова, слон, лягушка, моль, ящерица, петух)
Какое из этих животных может прыгать на расстояние в 100 раз больше своей длины? (лягушка)
Какое из этих животных потомок динозавров? (ящерица)
— Отгадайте загадки.
Миллионы долгих лет
Всем дарю тепло и свет. (Солнце)
Я — не овца, не сена куча,
А просто дождевая... (Туча.)
Ягодку нашла в лесу.
На гостинец отнесу
Маленькой Маринке
Синюю малинку. (ежевика)
У меня полно хлопот,
В очередь встаёт народ.
Мамы просят: — Поскорей
Принеси-ка в дом детей! (Аист.)
Очень храбрый я, не скрою,
Птица из родни героев,
И полёт люблю высокий.
Говорят: <Он смел, как...> (Сокол.)