IV. Вступительное слово учителя. €

— С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Стро­ят города и села , шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Но, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, приходится уничтожать леса. А с заводов и фабрик в воздух попадают дым, разрушающие атмосферу газы; в реки, озера — сточные воды с различными вредными веществами.

Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают и человек, и животные, и растения. Кроме того, люди часто рвут красивые растения ради минут­ного удовольствии, жестоко истребляют животных ради меха или мяса, а иногда и просто так, ради развлечения. Вот почему многие растения и животные, которые раньше встречались ча­сто, сейчас стали редкостью. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет — это сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает огромная опасность: они могут на­всегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли уже многие пред­ставители животного и растительного мира.

Это было примерно 250 лет назад. Один путешественник обнаружил в море, у самого берега, невиданных животных. Огромные, неповоротливые, они мирно жевали подводные рас­тения. Назвали эти животных морскими коровами. Доверчи­вые животные не боялись людей, подплывали к лодкам. А люди стали безжалостно убивать их... Прошло несколько лет, и мор­ских коров стало гораздо меньше. А еще через несколько лет их не осталось совсем. Морские коровы исчезли, исчезли навсегда. Никто никогда уже не увидит этих удивительных животных. И виноват в этом человек.

В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями пере летали они с одного места на другое. Называли их странствующими голубями. Люди ради вкусного мяса стали убивать птиц. С каждым годом редели голубиные стаи, по люди не прекратили охоту на них до тех пор, пока на Земле не оста­лось ни одного странствующего голубя.

И. Г. Холод

— Но вине человека исчезли не только морские коровы, стран­ствующие голуби, но и немало других зверей, птиц, насекомых, растений. Со временем люди поняли, что природа планеты в опас­ности, поэтому во многих странах ведется работа по ее охране.

V. Работа с текстом стихотворения С. Михалкова «Будь че­ловеком»

Лексическая работа.

• Эгоист — человек, который заботится только о себе.

Чтение произведения учителем (с. 63).

Проверка эмоционального восприятия произведения.

— За кого вы переживали, когда слушали произведение?

Обсуждение прочитанного.

— Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

— Как живут муравьи в лесу?

— Что сделал мальчик?

— Как муравьи спасались от беды?

— Назовите черту характера главного героя.

— Почему поэт назвал мальчика эгоистом?

— Сможет ли этот мальчик узнать тайны природы?

— Как нужно вести себя в лесу?

— К чему призывает поэт людей? Прочитайте.

— Что новое о муравьях вы узнали из этого стихотворения?

— Что интересное наблюдали вы в природе?

— С чего начинается Родина?

5. Чтение произведения учащимися:

а) чтение «цепочкой» по одной строчке;

б) «чтение за диктором» (одни ученик читает вслух, другие стараются читать в том же темпе).

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли. Ходьба на месте.

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели, Поднять руки вверх, взгляд

И их лучики согрели. на кончики пальцев.

Бабочки летали,

Крылышками махали. Взмахи руками

Дружно хлопали. хлопки

Ножками топали! потопать

Хорошо мы погуляли, ходьба на месте

И немножечко устали. Сесть за парты.

VI. Работа с текстом рассказа «Отчего погибли киты?»

Чтение рассказа учителем.

— Очень часто для природы бывает опасно то, что нам ка­жется совершенно безвредным. Как вы думаете, опасны ли для нее прозрачные пакеты из полиэтилена? Те самые, в которых носят и фрукты, и хлеб, и книги?

Сидел я как-то на большом пляже. Рядом играли два маль­чика. Они отыскивали в песке брошенные полиэтиленовые паке­ты, надували их и пускали в море. Сначала пакеты плыли, как кораблики с раздутыми парусами, а потом медленно тонули.

Прошло несколько месяцев, и я прочел в газете о беде, слу­чившейся у далеких берегов: там стали погибать киты. Ученые стали искать причину смерти этих больших и красивых живот­ных. Думаешь, они погибли от какой-то страшной болезни? Нет. Они просто задохнулись. Ученые установили, что дыхательные пути китов были забиты полиэтиленовыми пакетами или куска­ми полиэтилена. И я подумал — а ведь это могли быть и те пакеты, которые бросали в море мальчики на пляже.

По-разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор, и исправить этот вред не всегда удается. Что же делать, чтобы наша планета становилась чище? Чтобы не исчезали с лица Земли степи, реки и озера, чтобы жили рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре наши города и деревни?

Обсуждение рассказа.

— Что стало причиной гибели китов?

— Могли ли мальчики с пляжа оказаться в числе людей, виноватых в смерти животных?

— Что должны были сделать мальчики с пакетами, которые они находили в песке?

— Начиная любое дело, надо сначала его хорошо обдумать и организовать так, чтобы оно не принесло вреда природе.

С. Гаврилова, И. Холод

VII. Обсуждение ситуаций

1. Сережа поймал необычайно красивую бабочку и попытался затолкать ее в спичечный коробок... Нежное тельце и тонкие вели­колепные крылышки бабочки не выдержали грубого обращения...

2. «Ах, какая красивая черемуха! — воскликнула Таня ина­ломала целую охапку веток с пахучими белыми цветками. Пока дошли до электрички, листья и цветы черемухи поникли. Девочка выбросила букет...

3. Вот и отдохнул, могу идти,

А бутылка — лишняя в пути.

О сосну сейчас я разобью её,

На стволе я имя вырежу своё.

VIII. Закрепление.

Разгадайте анаграммы

РОВОАК КУШАГЛЯ НОСЛ ЛЬОМ ЦАРИЩЕЯ ХЕТУП
(корова, слон, лягушка, моль, ящерица, петух)

Какое из этих животных может прыгать на расстояние в 100 раз больше своей длины? (лягушка)

Какое из этих животных потомок динозавров? (ящерица)

— Отгадайте загадки.

Миллионы долгих лет

Всем дарю тепло и свет. (Солнце)

Я — не овца, не сена куча,

А просто дождевая... (Туча.)

Ягодку нашла в лесу.

На гостинец отнесу

Маленькой Маринке

Синюю малинку. (ежевика)

У меня полно хлопот,

В очередь встаёт народ.

Мамы просят: — Поскорей

Принеси-ка в дом детей! (Аист.)

Очень храбрый я, не скрою,

Птица из родни героев,

И полёт люблю высокий.

Говорят: <Он смел, как...> (Сокол.)

Наши рекомендации