Особенности ребенка, проявляющиеся в первые месяцы обучения
Следует отметить, что даже у подготовленных к школе детей в первый месяц обучения могут проявляться новые, подчас неожиданные свойства. Как показывают наблюдения, сложность учебной деятельности и необычность переживаний часто вызывают тормозную реакцию у подвижных и возбудимых детей и, наоборот, делают возбудимыми спокойных и уравновешенных. Это происходит в результате смены условий жизни и деятельности, которая, по данным А. А. Люблинской, выражается в следующем:
1. Меняется содержание жизни детей. В детском саду весь день был заполнен увлекательной и интересной деятельностью. Хотя учебные занятия и проводились, но даже в старшей группе они занимали только очень небольшую часть времени. Дошкольники много рисовали, лепили, играли, гуляли, свободно выбирали себе игру и товарищей, которые им больше нравились. Содержание же школьной жизни, особенно в первом полугодии, очень однообразно. Ученики должны ежедневно готовиться к урокам, выполнять школьные правила, следить за чистотой тетрадей и учебников, наличием письменных принадлежностей.
2. Совершенно по-новому складываются отношения с учителями. Для ребенка, посещавшего детский сад, воспитательница была самым близким человеком после мамы, ее «заместителем» в течение целого дня. Понятно, что отношения с ней отличались большей свободой, сердечностью и интимностью, чем с учителем. Нужно время, чтобы между учащимся и педагогом установились деловые и доверительные отношения.
3. Очень резко изменяется и положение самого ребенка. В детском саду в подготовительной группе дети были старшими, выполняли много обязанностей, часто помогали взрослым, поэтому и чувствовали себя большими. Старшим дошкольникам доверяли, и они выполняли порученные дела с чувством гордости и сознанием долга. Попав в школу, дети оказались самыми маленькими и потеряли занятую в детском саду позицию. Это осложняет приспособление учеников к новым условиям.
Внимание учеников на этом этапе отличается узостью и неустойчивостью. Ребенок всецело прикован к тому, что делает учитель, и не замечает ничего вокруг. Вместе с тем, увлекшись выполнением задания, он может иногда отойти от поставленной цели, делать что захочется. Всякое случайно возникшее желание или посторонний раздражитель быстро отвлекают ребенка. Например, увидев красивый карандаш, первоклассник может подняться, пройти по классу и взять его.
Вместо того чтобы мыслить самостоятельно, дети в этот период быстро поддаются внушению, не проявляют собственной активности. Их общая скованность отмечается и в общении с коллективом сверстников. Это объясняется тем, что в новой обстановке дети не могут применить имеющиеся знания и опыт общения, накопленный до школы. На уроках и переменах они тянутся к учителю или предпочитают сидеть за партами, не проявляя инициативы в играх и общении.
Перечисленные особенности обнаруживаются не у всех детей в одинаковой мере. Это зависит от индивидуальных качеств, в частности от типа высшей нервной деятельности. Так, быстрее привыкают к школьной обстановке дети сильного, уравновешенного, подвижного типа. Учителю важно знать все эти особенности первоклассников, чтобы правильно наладить взаимоотношения с каждым из них и со всем коллективом.
Вопросы и задания
1. Выделите основные достижения психического развития ребенка к концу 1 - го года жизни.
2. Какова роль общения младенца со взрослым?
3. Понаблюдайте за поведением ребенка 10—12 месяцев. Как ребенок привлекает к себе внимание взрослого?
4. Какова специфика развития предметной деятельности в раннем возрасте?
5. Как формируются орудийные действия у ребенка и какова их роль в общем психическом развитии ребенка?
6. Как идет развитие речи в раннем возрасте?
7. Какова роль общения дошкольника со взрослыми и сверстниками в формировании его личности?
8. Почему игровая деятельность является ведущей деятельностью школьника?
9. Какие личностные новообразования начинают формироваться у дошкольника?
10. Продумайте систему вопросов, позволяющих получить представление о самооценке. Проведите беседу по этим вопросам со старшим дошкольником и учеником II класса. Проверьте ответы путем наблюдения за свободным поведением обоих детей. Определите, в какой мере их самооценка соответствует их реальному поведению и есть ли возрастная разница.
11. Каковы особенности сенсорного развития дошкольника?
12. Как идет развитие мышления в дошкольном возрасте?
13. Покажите, в чем различие мышления дошкольника и младшего школьника.
14. Какие типы экспериментов можно провести для установления особенностей развития познавательных процессов дошкольника?
15. В чем заключается готовность ребенка к обучению в школе?
16. Каковы психологические предпосылки обучения шестилеток?
Литература
Амочашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1983.
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского.. 2 - е изд. М., 1979. с. 37—49.
Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 - ти томах. М., 1982, т. I. с. 362—454.
Генезис сенсорных способностей/Под ред. Л. А. Венгера. М., 1976, с. 3—13; 233—249.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. М., 1981, с. 3—13.
Истомин 3. М. Развитие памяти. М., 1978.
Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971.
Мухина В. С. Психология дошкольника. М., 1975.
Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981, с. 9—40.
Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М . 1980, с. 49—59.
Развитие общения у дошкольников/Под ред. А. В. Запорожца. М., 1074. с 250—383.
Содержание и методы умственного воспитания дошкольников/Под ред. Н. И. Подчьякова. М, 1980, с 5—54.
Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978, с. 271—285.