Государственный образовательный стандарт
Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабора-торному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
– равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
– единства образовательного пространства в Российской Федерации;
– защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
– преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
– социальной защищенности обучающихся;
– социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
– прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
– основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
– разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по предметам;
– объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
– объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
– определения объёма бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
– установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
– установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений;
– Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
– федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
– региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
– компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования).
В 2001 году был введен четвертый компонент - ученический: консультации, двигательные занятия и т. д. Но они не относятся к максимальной учебной нагрузке, поэтому являются необязательными для учеников.
В конце 2010 – начале 2011 года опубликованы проекты нового стандарта среднего (полного) общего образования, вызвавшие широкую критику. В апреле 2011 года был опубликован третий вариант стандарта, вскоре снятый с портала министерства[33].