Организация коррекционно-педагогического процесса
Для достижения и реализации задач коррекционной работы с детьми создаются следующие педагогические условия:
· оценка уровня познавательного развития (ознакомление с окружающим миром) каждого ребёнка;
· включение раздела «Познавательное развитие» - раздел «Ознакомление с окружающим» в индивидуальные коррекционно-развивающие программы обучения и воспитания на основе результатов комплексного обследования;
· подбор предметно-развивающей среды по ознакомлению с окружающим миром;
· проведение систематических коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим миром;
Оценка по разделу «Ознакомление с окружающим миром» ребёнка проводится учителем-дефектологом с целью определения уровня познавательного развития. Педагогическое обследование проводится воспитателями и является частью комплексного обследования, направленного на выявление уровня сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной). Результаты комплексного психолого-педагогического обследования учитываются при разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы обучения и воспитания ребёнка.
Раздел «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром» в индивидуальных коррекционно-развивающих программах обучения и воспитания включает систему последовательных задач, направленных на знакомство с окружающим миром ребёнка с ОВЗ.
Основной формой коррекционного воздействия в группе для детей со сложными нарушениями развития являются индивидуальные занятия и занятия в малых группах (по 2 ребёнка).
Индивидуальное занятие – одна из форм организации коррекционной помощи ребёнку, которая позволяет построить обучение с учётом его индивидуального темпа психического развития, специфических образовательных потребностей и личностных особенностей.
Данная форма коррекционного воздействия предполагает непосредственное воздействие специалиста-дефектолога с каждым ребёнком в отдельности. Содержание индивидуальных занятий определяется на основании данных первичного диагностического обследования об уровне сформированности социального развития.
В ходе коррекционно-педагогического занятия ребёнку предлагается 4-5 игровых заданий.
Структура индивидуального занятия:
1 этап – налаживание эмоционального контакта специалиста с ребёнком.
2 этап – закрепление усвоенных умений и навыков на различном дидактическом материале;
3 этап – предъявление новых заданий;
4 этап – активизация собственных действий ребёнка на новом материале;
5 этап – подведение итога занятия.
Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми направлено на развитие движений (общей и мелкой моторики), познавательного развития ребёнка при знакомстве с окружающим миром, его самостоятельности, навыков коммуникативного поведения, развитие активной речи.
Планируя индивидуальное занятие, специалист учитывает, что переход ребёнка на новый уровень познания совершается постепенно, причём каждый новый этап обязательно включает в себя элементы знакомого материала, а новые задачи включаются в занятие тогда, когда они подготовлены всем предшествующим обучением.
Критериями эффективности проведённых индивидуальных занятий являются: уровень овладения ребёнком поставленными задачами, возросшая самостоятельность, повышение познавательной активности, работоспособности, совершенствование навыков общения, появление мотивов к взаимодействию с педагогом. Эффективность занятий оценивается только путём сравнения достижений ребёнка не с абстрактным эталоном, а с его же собственными прежними результатами.
Занятия в малых подгруппах (2 ребёнка) направлены на формирование у детей положительного взаимодействия со сверстниками. Вначале эти занятия объединяют одних и тех же детей, предлагая им подвижные или музыкальные игры по ознакомлению с окружающим миром с использованием различных предметов, игрушек и действия с ними. Со временем продолжительность занятия увеличивается за счёт разнообразных игр (дидактических, сюжетных). Постепенно в малую группу вовлекаются разные дети для взаимодействия и продуктивных видах деятельности.
Содержание работы в группах
Содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ разрабатывается на основе возрастного и дятельностного подходов к развитию личности ребёнка, согласно которым процесс присвоения ребёнком опыта происходит в ходе интериоризации внешних действий, т.е когда из внешних средств общения и совместной деятельности (руками ребёнка) происходит усвоение определённых наглядных действий. Становление действия осуществляется поэтапно, на каждом из этапов происходит новое отражение и воспроизведение действия на качественно ином уровне. Заинтересованность ребёнка конечным результатом предопределяет успешность овладения практическими действиями, а в социальном плане – жизненно важными умениями и навыками.
Образовательный процесс направлен на формирование познавательного развития, в котором реализуются задачи по знакомству с предметами, явлениями окружающего мира, формированию способов усвоения общественного опыта, положительного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а также средств общения; на развитие интереса к окружающим предметам, к игровым действиям; на воспитание самостоятельности в быту; на формирование интереса к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию и др.).