Принципы антиалкогольного воспитания
Учитель должен знать, что алкоголизм подростков отличается от алкоголизма взрослых. Если у взрослых тяга к вину проявляется через несколько лет, то у подростка может развиться в считанные недели. Алкоголизм у молодых людей начинается с катастрофически быстро нарастающей деградации личности. Для молодого организма алкоголь опасен не только возможностью заболеть алкоголизмом: любое употребление алкоголя, сколь бы «редким», «умеренным» или «культурным» оно ни было, искажает или затрудняет развитие личности подростка. Психика подростка очень чувствительна к наркотизации, которая, раз начавшись, быстро становится ведущей потребностью в жизни. Она легко конкурирует с социальными потребностями (в учёбе, труде, духовном совершенствовании и других), неминуемо вытесняя их, причем задолго до возникновения у юноши собственно алкоголизма. Начало употребления алкоголя подростками – явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины: воспитание окружающими у подростка некритического отношения к алкоголю как к естественному компоненту жизни; недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, отчуждение от школы.
Для организации противоалкогольной работы учителю, как и родителям, необходимо знать факторы риска алкоголизма.
Способствует приобщению подростка к алкоголю незрелость личности. Подросток стремится жить «по-взрослому», не имея для этого ни опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в различных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшее. Педагогам принадлежит основная роль в профилактике и такого предрасполагающего фактора, как нездоровая психологическая атмосфера в школьном коллективе, классе (группировки, частые конфликты, лидерство школьников с антиучебными, антисоциальными установками, начавших выпивать, разделение класса на хорошо и плохо успевающих, неприязнь и презрение первых по отношению ко вторым). Все это приводит к разобщению класса: школьники утрачивают интерес к учебе, приобщаются к вину. Один из факторов риска приобщения к вину – отсутствие единой, общей для всего педагогического коллектива школы позиции трезвенничества.
Алкогольному воспитанию способствует доброжелательное отношение к алкоголю в семье. Нередко еще в среде педагогов приходится слышать мнение, что не следует слишком широко и открыто вести разговоры о пагубном влиянии алкоголя. Это ложное мнение. Во-первых, практически все дети до 16 лет пробовали спиртное, а во-вторых, подросткам пойдет только на пользу, если они заранее узнают, что по мировой статистике более 60% неполноценных детей рождаются от родителей – любителей выпить и алкоголиков, что настоящим мужчиной становится не тот, кто, подражая пьянице-отцу, смело опрокидывает стопку, а в ком воля и твердое слово противостоят дурному примеру. Необходимо создавать обычаи трезвого образа жизни. Отказ от рюмки по традиционным поводам: день рождения, проводы в армию, свадьба, первая получка или стипендия и т.д. – потребует сначала немалого мужества, но именно такой отказ и является наиболее радикальным средством против пьянства. Проводя беседу на антиалкогольную тему, педагог должен быть готов к анализу любого факта, который предложат учащиеся. Совершенно недопустимо аргументировать за трезвый образ жизни тем, что «вам нельзя пить, потому что вы еще молоды». Такой запрет унижает подростка, который как раз спешит повзрослеть, усвоить нормы взрослых. В профилактике алкоголизации среди молодежи играют определенную роль инспекции по делам несовершеннолетних. Они работают с неблагополучными детьми, родители которых пьянствуют, не занимаются воспитанием. В этой работе инспекции участвуют педсоветы школы. Антиалкогольная работа в школе требует умелого использования всех возможностей урочного и внеурочного времени, повседневной, вдумчивой работы всего педагогического коллектива школы. Учитель должен знать особенности алкогольной ситуации как в школе, так и в микрорайоне школы, в семьях учащихся.
Наиболее плодотворной антиалкогольная работа является в младшем школьном и подростковом возрасте. Если эту работу начать в 9-10 классах, то она, как правило, не дает желаемого результата. Учителя 1-4 классов, знакомя учащихся с Правилами для учащихся, дают первую информацию о вреде алкоголя. К.Д.Ушинский утверждал, что задача воспитания – формирование характера, а характер складывается из прирожденных наклонностей и приобретенных убеждений и привычек.
Приобретение привычки и есть тот процесс, в ходе которого убеждения превращаются в наклонности, а мысль переходит в дело. Вырабатывая у школьников трезвеннические привычки, учитель должен предоставить ученикам возможность самим оценивать свои действия и поступки. Воспитание трезвости у учащихся 5-7 классов имеет свою специфику, так как начинается предметное обучение и возникает возможность для учителя расширить антиалкогольное воздействие, вырабатывая у детей отрицательное отношение к алкоголю.
В 8-9 классах антиалкогольная работа углубляется, учащиеся шире знакомятся с историей вопроса, с нравственными категориями. Подростки проявляют большую социальную активность: у них повышается интерес и к вопросам алкоголя. Антиалкогольное воздействие будет более эффективным, если будет опираться на значимые для этого периода жизни ценностные ориентации подростка. В старшем школьном возрасте (10-11 кл.) происходит нравственное становление личности, закрепляются трезвеннические убеждения. Учителя углубляют научную противоалкогольную информацию.
Большую пользу приносит изучение в школе основ антиалкогольного законодательства. Законодательством предусмотрены меры предупреждения распространения алкоголизма среди молодежи. Родители, подверженные пьянству, могут быть лишены родительских прав, запрещена продажа алкогольных напитков несовершеннолетним. На родителей и других виновных в состоянии опьянения несовершеннолетних накладывается штраф. Если до состояния опьянения несовершеннолетнего довело лицо, от которого он находится в служебной зависимости, то на него накладывается штраф, исправительные работы или лишение свободы до 1 года. Вовлечение несовершеннолетнего в пьянство, то есть систематическое доведение до состояния опьянения, независимо от родственных связей предусматривает лишение свободы виновного сроком до 5 лет. Запрещен прием несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками.
На практике учитель вместо того, чтобы найти правильный подход к ученику, прибегает к угрозам, наказаниям, в то время как должна использоваться стимулирующая, поощрительная сила положительных примеров. Хороший способ, с помощью которого можно повлиять на подростка, - это говорить с ним не о том, чего хочет добиться педагог, а о том, что волнует подростка. У любого мальчика или девочки есть какие-то привязанности, склонности, любимое занятие. Поэтому в беседе с мальчиком, употребляющим спиртное, не следует говорить ему о том, что он поступает плохо, а лучше напомнить о том, что алкоголь может стать серьёзным препятствием для игры в хоккей или футбол (если подросток увлекается спортом), может ослабить мышечную силу. Секрет успеха воспитателя часто заключается в способности рассматривать проблему или конфликтную ситуацию с точки зрения подростка и разрешить её как с учетом своих педагогических интересов, так с учетом интересов подростка. Понять подростка, а тем более заставить расстаться со своими привычками очень трудно. И здесь педагогу может помочь прием: делать для детей то, что вам бы хотелось получить от них. Подросток так же, как и педагог, хочет признания и одобрения. Не следует начинать разговор с подростками со слов: «А вот я тебе сейчас докажу…» Это все равно, что сказать: «Ты еще молод, а я умнее». Такие беседы сразу же настраивают подростка против педагога. Лучше, если подросток не предполагает, что учитель хочет в чем-то переубедить, делать это надо тонко, тактично.
Антиалкогольное воспитание в школе складывается из ряда взаимосвязанных этапов.
1 этап – подготовительный: анализируется обстановка в семье, состояние правопорядка в микрорайоне, изучаются потребности школьника.
2 этап – непосредственное планирование работы с учетом обстановки и рекомендаций. При этом учитывают особенности школы: материальная база, педагогические кадры, возможности родительского комитета.
3 этап – координация действий с общественными организациями.
4 этап – контроль за мероприятиями, подведение итогов на педсовете.
Противоалкогольная работа педагога начинается с ликвидации факторов риска приобщения подростков к вину. Изучаются семьи школьников. В результате учитель может заранее предвидеть, кто из школьников может стать «алкогольным» лидером среди ребят. Вместе со школьным врачом учитель выявляет отклонения в состоянии здоровья школьников. Для переориентации детей с отрицательной направленностью возможны различные способы воспитательного воздействия: через лидера группы, через шефа.
Взгляды на алкоголь формируются у человека очень рано. Опросы школьников (и дошкольников) показывают, что у них уже есть определенная система знаний и представлений о своем «алкогольном» поведении в будущем, формирующаяся под воздействием взрослых, из наблюдений ребёнка за их «алкогольным поведением».
Количество детей как бы запрограмированных на последующее приобщение к вину с возрастом увеличивается, в итоге большая часть молодежи еще до встречи с вином заранее как бы психологически подготовлена к нему и ждет его. «Сознание наше и наша воля должны постоянно стоять настороже против дурной привычки, которая, залегши в нашей нервной системе, подкарауливает всякую минуту слабости, чтобы ею воспользоваться», - как говорил К.Д.Ушинский. Привычка к пьянству не исчезает механически, как результат совершенствования объективных условий жизни и повышения общей воспитанности и культуры. Исторический и современный опыт доказывает, что без специальных мер против «пьянства и алкоголизма» их искоренение затруднено.
Наибольшую эффективность дает профилактическая воспитательная работа с детьми и подростками.
Профилактика включает санитарное просвещение, а также выявление групп повышенного риска. Информационными каналами санитарного просвещения служат лекции, беседы, брошюры, популярные книги, специальные телевизионные и радиопередачи, кино- и видеофильмы.
13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
Наркомания – социально опасное психическое заболевание, проявляющееся болезненным пристрастием к приёму всё возрастающих доз наркотиков, приводящее к глубоким изменениям личности и нарушениям функций внутренних органов.
Как видно из определения, это заболевание вызвано болезненным пристрастием к наркотикам. А что такое наркотик?
Наркотики – это общее название наркотических веществ и наркотических лекарственных средств, внесённых законодательством в список наркотиков, способных вызвать наркоманию. В настоящее время наркотические вещества иногда называют психоактивными веществами (ПАВ).
Наркотики были известны человечеству с древнейших времен. Они применялись в культовых обрядах, чтобы смягчить гнев богов. В древнекитайских рукописях есть упоминания о применении препаратов мака и других одурманивающих веществ. Археологические исследования указывают на то, что родиной наркотических веществ была Азия, где для их выращивания и по сей день существуют благоприятные условия.
В Европе в средние и более поздние века наркотики применялись исключительно с лечебной целью. В 1807 году из опия был получен алколоид морфин. Годом подлинного рождения наркомании как медицинской и социальной проблемы следует считать 1870-й год, когда был изобретён шприц, и стало возможным внутривенное введение наркотических веществ. Это связано с тем, что при внутривенном введении наркотика проявляется его самое быстрое и яркое воздействие на организм.
В настоящее время в соответствии с общепринятой классификацией наркотики делятся на ряд основных групп:
1. Препараты опия, получаемые из мака (опий-сырец, кокнар), его алколоиды (героин, морфий, омнопон, кодеин, дионин), а также препараты с подобным действием, полученные синтетическим путём (промедол, фентанил, бупренорфин).
2. Препараты индийской и южноамериканской конопли (гашиш и другие его названия: марихуана, анаша, шмаль и другие).
3. Стимуляторы ЦНС (фентамин, эфедрол, кокаин, первитин).
4. Галлюциногены (ЛСД – диэтиламид лизергиновой кислоты, мескалин, псилобицин).
5. Снотворные (калипсол, кеталар, метаквалон, нембутал, ноксирон, сомбревин).
В последние годы появилось много новых синтетических наркотиков, у которых наркотическая зависимость выражена даже сильнее, чем у героина.
Наркотики, применяющиеся в медицинской практике, называют наркотическими лекарственными средствами. Они обладают очень сильным обезболивающим эффектом. Введение их в организм позволяет предупредить болевой шок. Такое разовое или кратковременное введение в организм наркотического лекарственного средства оправдано и не вызывает, как правило, болезненного привыкания.
В последние 20-30 лет ХХ-го века возникла вспышка наркомании вначале в странах Запада, а с конца 80-х годов прошедшего столетия она стала стремительно распространяться в России и в республиках Советского Союза. Ради справедливости надо отметить, что и раньше в СССР наркомания была, но в основном в республиках Средней Азии и в определённых слоях населения (дети из, так называемых «сливок общества», заключенные и другие).
В настоящее время наркомания в нашей стране стала социальной болезнью. Наркотизации подверглись люди из всех слоёв населения, а не отдельных его групп.
Сегодня наркомания превращается в настоящую эпидемию. В 2001 году в нашей стране наркоманов было около 5 млн., а в мире – 194 млн. Каждый из них способен «заразить» ещё до 10 человек.
Как показывают исследования, 80% наркоманов – люди до 25 лет, и в последние годы наркомания «молодеет», то есть приобщаются к наркотикам всё в более раннем возрасте, даже в 10-11 лет.
Возникают вопросы: каковы же причины наркотизации такого огромного количества людей? Почему наркомания возникает в основном в молодёжной среде? Если серьёзно решать вопрос профилактики наркомании, то на эти вопросы надо обязательно найти ответы.
Причины наркотизации. На сегодняшний день основными причинами столь быстрого распространения наркомании надо назвать следующие:
1. Социальные (неудовлетворенность общественным устройством, отсутствие значимой идеи, падение моральных устоев в обществе, бездуховность, двойные критерии в идеологических и моральных вопросах, неуважительное отношение к человеческому труду, миграция населения, разрушение внутрисемейных связей).
2. Биологические (алкоголизм и различные личностные нарушения у ближайших родственников, травмы мозга и др.).
3. Микросоциальные (неполные семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, дефекты воспитания, влияние старших по возрасту и компании сверстников).
4. Психологические (несформированность высших эмоций, ограниченность интересов, отсутствие установок на общественно полезную деятельность, низкий внутренний контроль, психическая неуравновешенность, чувство внутренней напряженности, патологическое стремление к самоутверждению, эмоционально-волевой дисбаланс с расторможенностью влечений и нарушением психологических адаптивных механизмов).
5. Доступность наркотических веществ в связи с их широким распространением наркодельцами, получающими от их продажи огромные прибыли.
Распространение наркомании в основном в молодёжной среде связано со следующими причинами:
1. Любопытство, желание испытать неизведанное;
2. Неосведомлённость о последствиях употребления наркотиков;
3. Личностная незрелость, отсутствие психологического иммунитета к употреблению наркотиков, невозможность или нежелание противостоять наркотической среде;
4. Мода на употребление наркотиков;
5. Протест против опеки взрослых;
6. Подражание старшим, желание не быть «белой вороной»;
7. Желание пережить эмоционально приятное состояние («кайф»), красочно описанное сверстниками;
8. Усилить воздействие алкоголя;
9. Алкоголизм родителей и жестокость в семье;
10. Несостоятельность в учёбе.
По данным различных исследователей от 50 до 80% наркоманов при анкетных опросах сообщили, что в первый, второй и третий раз попробовали наркотики исключительно из любопытства, а потом уже не смогли или не пожелали остановиться.
Уже давно подмечено, что разные веянья и хорошие и плохие приходят к нам почему-то с Запада. Молодёжь очень подвержена различным веяниям моды. Какая-то неведомая сила влечёт их следовать моде на одежду, музыку, поведению в обществе, даже в идеологических симпатиях. Распространилось веяние моды и на употребление наркотиков. Если это наслаивается на неосведомлённость о последствиях их употребления, то очень скоро человек оказывается крепко привязанным к наркотику.
Здесь возникают ещё вопросы на которые надо ответить обязательно. Почему появляется тяга к наркотикам после первого опыта применения? Что мешает человеку прекратить приём наркотиков, если он этого захотел? Ответы на эти вопросы кроются в действии наркотика на организм.
Действие наркотических веществ на организм. Первый приём наркотика может вызывать неприятные ощущения (тошнота, рвота, головокружение, головная боль и др.). Это связано с защитной реакцией организма, вызванной токсическим действием наркотического вещества. При повторных приёмах защитная реакция ослабевает и на смену её приходит эйфория – психическое состояние, при котором усиливаются положительные эмоции (приподнятое благодушное настроение, беспечность, уход от действительных жизненных проблем). Это связано с тем, что наркотики раздражают рецепторы и нервные клетки головного мозга, так называемые опиаты. Ту область, где находятся опиаты, в нейрофизиологии условно называют «раем», банком положительных эмоций.
У психически здорового человека в повседневной жизни преобладают положительные эмоции. Он всегда стремится к получению положительных эмоций. Большинство людей получают их естественным путём (занятиями физическими упражнениями, водными процедурами, посещение театра, концертов, музеев, чтением книг, общением с друзьями, организацией праздников и т.д.), пополняя свой банк положительных эмоций.
Люди, употребляющие наркотические средства получают положительные эмоции не естественным путём, а через наркотик, погружаясь в состояние эйфории. Вот почему они хотят испытать это состояние ещё и ещё раз.
Но при этом под действием наркотика в определённых структурах ЦНС возникает патологический очаг возбуждения, который для своего поддержания требует новых порций наркотика. В это же время всякие другие желания подавляются. Возникает психологическая зависимость от наркотика. Она постепенно захватывает всю сферу психической деятельности человека. Эпизодическое желание ощутить наркотическое состояние переходит в постоянное и уже не остаётся свободного от этого периодов, когда человек способен отвлечься чем-то другим и на время забыть о наркотиках.
Такое состояние называют психологической зависимостью от наркотика. Это начальная стадия заболевания. Сроки её развития зависят от индивидуальных особенностей ЦНС, частоты употребления наркотика, вида наркотика и некоторых других причин. Так при приёме препаратов опия психологическая зависимость появляется в сроки от 2-3 недель до 2-3 месяцев, причем при приёме героина (а он в последнее время получил широкое распространение среди наркоманов) этот срок бывает ещё короче. При употреблении гашиша это время более продолжительно (до нескольких лет).
Если по каким-то причинам употребление наркотика прерывается (переезд в другую местность, сильное увлечение каким-то делом, что прекращает контакт с сообщниками), то явления психологической зависимости у некоторых лиц могут на какое-то время угасать.
В том случае, когда приём наркотика продолжается, все описанные явления закрепляются, усиливаются, и человек вдруг четко начинает осознавать, что обходиться без наркотика не может. Если он это осознал, то встаёт перед выбором: порвать с наркотиками или продолжать их принимать. Некоторые люди в этой ситуации пытаются бороться со своей страстью, сдерживать себя, даже обращаются за помощью. Большинство же из них продолжают «плыть по течению».
В последующем наркотическое вещество становится необходимым компонентом биохимических процессов в организме и он уже требует определённой (с каждым разом всё большей) дозы наркотика. При его отсутствии возникает тяжелое состояние - абстиненция, а на языке наркоманов – ломка, когда появляются боли во всём теле, особенно в мышцах. Их «сводит», «тянет», «крутит», настроение угнетённое, враждебно-злобное. Находясь в таком состоянии наркоман видит единственный выход из него – ввести себе наркотик. В поисках средств на приобретение наркотиков он может пойти на любые преступления.
По мере продолжения наркотизации происходит глубокое изменение личности, связанное с поражением ЦНС и серьёзные нарушения в деятельности всех органов и систем организма.
Последствия употребления наркотиков. Самым опасным последствием употребления наркотиков является психологическая и особенно физическая зависимость, когда человек оказывается полностью во власти наркотика.
Наркотическая зависимость может сформироваться за несколько месяцев и процесс деградации личности наступает в 15 раз быстрее, чем при алкоголизме. Многие из тех, кто начал принимать наркотики, желая покейфовать, закончили это «баловство» весьма печально.
Когда по какой-либо причине возникает период воздержания от наркотика у наркомана развивается описанное выше тяжелейшее состояние абстиненции, которое может толкнуть его к самоубийству.
У некоторых из них смерть может наступить от передозировки наркотика.
У женщин – наркоманок дети нередко рождаются с многочисленными уродствами или мертворождённые.
Из-за того, что наркоманы часто пользуются нестерильными шприцами и иглами, а также одним шприцом вводят наркотик несколько человек, у них бывают различные воспалительные процессы, заражение крови, заболевания гепатитом и СПИДом. Самой многочисленной группой людей, больных ВИЧ-инфекцией, являются наркоманы.
В связи с перечисленными последствиями употребления наркотиков наркоманы рано уходят из жизни, часто не доживая до 30-35 лет.
Если человеку специалистами поставлен диагноз наркомания, то вылечить его практически невозможно. Результатом лечения наркомана может быть только ремиссия (светлый промежуток в жизни больного наркоманией, когда он может обходиться без наркотика). Чтобы добиться ремиссии требуется сильное желание самого больного человека и очень длительное лечение. Продолжительность сроков ремиссии варьирует в широких пределах (от нескольких месяцев, до нескольких лет).
Признаки употребления некоторых наркотических веществ. В начальной стадии наркотической зависимости есть шанс вытащить человека из наркотического омута. Однако многие родители оказываются перед трагическим для них фактом, что их сын или дочь наркоман, слишком поздно.
Для того, чтобы вовремя заметить отклоняющееся поведение детей, связанное с употреблением наркотиков, надо знать признаки употребления наркотиков.
Эти признаки зависят от вида наркотика. Так после употребления гашиша (наиболее частый способ употребления – курение) появляется жажда, голод, сухость во рту. Появляется желание смеяться, прыгать, принимать вычурные позы. Среди веселья могут возникнуть приступы гнева, злобности. Появляются безудержные фантазии, иллюзии и слабые галлюцинации. Через несколько минут стадия опьянения переходит в стадию угнетения. В этой стадии появляются страхи. Лицо краснеет, зрачки расширены, руки дрожат, координация движений нарушена.
Подросток, употребляющий данный наркотик, становится замкнутым, раздражительным, нередко злобным, меняется круг его друзей. Появляются красные отёки под глазами, запах жжёных листьев. Кожа на кончиках пальцев обесцвечивается. В складках карманов можно обнаружить мелкие семена.
Люди, употребляющие гашиш, часто на этом не останавливаются и переходят затем к другим наркотикам, формирующим более сильную наркотическую зависимость, прежде всего к препаратам опия.
Опийная наркомания развивается быстрее. После приёма препарата (часто введением его в вену) человек становится вялым, благодушным, сонливым, не проявляет агрессии. Зрачки сужены, реакция их на свет вялая. Глазные яблоки как бы закатываются вверх и опьяневший с некоторым усилием держит глаза открытыми. Лицо бледное. Кожные покровы и слизистые оболочки сухие. Отмечаются жажда и хриплый голос.
Педагоги и родители подростка, употребляющего наркотики из группы опия, могут заметить, что он стал лживым, изворотливым, замкнутым. Вечерние прогулки становятся всё более регулярными и длительными, никакие уговоры не помогают задержать его дома. Появляется новый круг друзей. Из дома начинают исчезать вещи. В начальной стадии заболевания эти подростки мало спят, снижен аппетит.
По ходу поверхностных вен их рук появляются следы уколов, которые подростки стараются маскировать дополнительными царапинами. На одежде можно обнаружить следы крови, а в карманах – шприцы с иглами, обожжённые ложки и крышки от бутылок.
В любой ситуации при подозрении на употребление наркотика педагоги должны сообщить об этом родителям, а тем обязательно надо проконсультироваться по этому поводу у врача-нарколога.
13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
Токсикомания – пристрастие к употреблению широкого, довольно беспорядочного и всё расширяющегося круга веществ, официально не относящихся к наркотическим, но способных воздействовать на психику.
К веществам, вызывающим токсикомании относят химические, биологические, растительные или лекарственные средства, которые вызывают явления привыкания, но республиканскими законодательствами и международными конвенциями наркотическими не признаются. При изменении их юридического статуса, а, именно, при признании их наркотическими веществами, люди, употребляющие эти средства, должны быть переведены в категорию наркоманов.
Большое место среди веществ, вызывающих токсикомании занимают некоторые снотворные и стимуляторы, а также ингалянты (летучие вещества, которые при вдыхании вызывают токсическое опьянение).
Токсикоманию могут также вызвать димедрол, анальгин, амидопирин, фенацетин, прием больших доз кофеина (кофе, очень крепкий чай). При этом, как правило, используются дозы в несколько раз превышающие терапевтические.
При длительном употреблении этих веществ возникает головокружение, головные боли, бессонница, кошмарные сновидения, судороги, перебои в работе сердца, сопровождающиеся тревогой, страхом.
В последнее время самой распространенной группой стали ингалянты (летучие вещества). Подростки доводят себя до состояния своеобразного опьянения, вдыхая различные летучие вещества – пары бензина, ацетона, пятновыводителей, разного рода технических растворителей, лаков, некоторых красок, жидкости для снятия лака. Это явление распространено в основном среди подростков.
Способы применения препаратов бытовой химии различны: вдыханием (так называемые «нюхачи»), аппликацией (воздействием через кожу). Наиболее распространено вдыхание паров бензина. Основное токсическое действие, видимо, связано с входящими в его состав ароматическими углеводородами – бензином, толуолом, ксилолами. Вдыхание в течение 5-10 минут вызывает раздражение верхних дыхательных путей, кашель, покраснение лица и особенно склер глаз. Зрачки расширяются, пульс учащается, нарушается координация движений. Затем возникает эйфория. Но повышение настроения не сопровождается заметным усилением двигательной активности. Если в этот момент ингаляция прекращается, то эйфория и другие признаки опьянения исчезают через 15-30 минут и сменяются вялостью, адинамией, головной болью, раздражительностью. Если же ингаляция продолжается, то постепенно на фоне оглушения возникают зрительные галлюцинации, часто устрашающего характера. К зрительным галлюцинациям могут присоединяться и слуховые галлюцинации. Спасаясь от мнимых преследователей и кошмаров, подросток может выпрыгнуть в окно. Существует и опасность передозировки, что может привести к тяжелому отравлению со смертельным исходом.
После прекращения ингаляции галлюцинации исчезают, отмечается головная боль, тошнота, вялость, апатия. Несколько часов может сохраняться запах бензина в выдыхаемом воздухе.
Хроническая интоксикация ингалянтами возникает, когда на протяжении ряда недель и даже месяцев ингаляции следуют одна за другой почти ежедневно. Её развитие ускоряется, если ингаляции продолжаются по несколько часов подряд или повторяются в течение дня. Те же явления могут развиваться при более редких (1-2 раза в неделю)., но в течение большего срока (несколько месяцев – год-два) злоупотреблениях.
Итогом хронической интоксикации становится довольно стойкий психоорганический синдром и симптомы токсического поражения ЦНС (энцефалопатия).
У таких подростков снижена потребность в учении, интересы отсутствуют, замечена эмоциональная тупость. Они медленнее и хуже ориентируются в окружающей обстановке, особенно в случаях, когда требуется быстрота реакции. У них резко падает способность усваивать новый материал, что служит причиной того, что они часто бросают учёбу. У одних преобладают нарастающая пассивность, вялость, медлительность, у других отмечается злобность, драчливость, агрессия по малейшему поводу.
Психологическое обследование таких подростков обнаруживает низкий интеллект. Но особенно выражены нарушения внимания, выявляется трудность сосредоточения, лёгкая отвлекаемость, неспособность долго удерживать внимание на чем-либо одном.
Токсическая энцефалопатия сопровождается жалобами подростков на головокружение, головные боли, плохой сон. Может появиться своеобразный симптом, свидетельствующий об изменениях нервной системы -–белые полоски на ногтях, нечто вроде «паспорта токсикомана».
При интоксикации бензином токсическое его действие на нервную систему особенно выражено. В несколько меньшей степени оно проявляется при злоупотреблении пятновыводителями.
Для хронической интоксикации бензином характерно также поражение печени и почек. Может развиваться малокровие. При злоупотреблениях пятновыводителями часто встречаются хронические бронхиты.
Наблюдения свидетельствуют о том, что у тех кто в подростковом возрасте злоупотреблял ингалянтами, в дальнейшем имеет высокий риск злокачественного течения хронического алкоголизма с быстрым развитием деградации личности, переходу к наркотическим веществам.
Следует обращать повышенное внимание на различные симптомы токсического опьянения у подростков. Был жизнерадостным, бодрым и вдруг – подавлен, заторможен. Или наоборот, меланхолического склада подросток непривычно эмоционален, слабо контролирует себя, чересчур подвижен. Возможна и такая картина: подросток необычно разговорчив, безудержно фантазирует, а видимых причин для повышенного настроения нет, в то же время отмечается непоследовательность мышления. А через некоторое время, после такого эмоционального фантазирования, заметна сонливость школьника, которая может перейти в неглубокий сон. Нельзя упускать из виду и такой признак как запах растворителя от рук, лица, одежды подростка. Этот запах держится довольно долго. Кроме того, врачи отмечают расстройства зрения у детей, употребляющих растворители.
Закона об обязательном лечении токсикоманий в настоящее время нет Большинство злоупотребляющих ингалянтами – дети и подростки до 16 лет, поэтому для их лечения требуется согласие родителей. После 16 лет требуется согласие самого подростка.
Для прекращения злоупотребления токсикоманическими препаратами иногда оказывается достаточным изолирование подростка от асоциальной компании. При сформировавшихся токсикоманиях лечение проводится в стационарных условиях – прежде всего с целью изоляции от асоциальной компании и возможности строгого контроля за поведением подростка. Лечение включает дезинтоксикацию и терапию психоорганического синдрома.