Становление и развитие педагогики как науки.
Педагогика - с греческого «детоводство». В Древней Греции называли педагогом раба, который отводил ребенка в школу, в школе раб-ученый. Слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни, т.е. воспитывать и обучать, направляя духовное и телесное развитие. Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Этапы становления педагогики: 1) эмпирический (первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный строй). Народные педагогика, решавшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создавал оригинальные и удивительные жизнестойкие системы нравственного и трудового воспитания. Особое место - семейное воспитание. Основные воспитательные системы - спартанская, афинская, римская; 2) формирование педагогики как науки (17-20 вв.). Особого внимания в этот период заслуживает вклад Яна Каменского. Именно он выделили педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Его главный труд - Великая дидактика - одна из первых научно-педагогических книг. Им были предложены принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система). Ему принадлежит идея всеобщего обучения, система связанных ступеней. Он разработал основные требования к учителю. Им разработаны требования по оформлению учебников. 3) современный (с 20 в.) - был ознаменован основным разделением педагогики: • основные принципы дидактики; • теория воспитания - условия, функции, принципы воспитания личности; • общие основы педагогики - руководство учебно-воспитательным процессом; • школоведение - система управления учреждениями образования, структура административного корпуса
41) Категориальный аппарат педагогики
Педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и функции организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Объектом педагогики выступает процесс развития личности, т.е. те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в ходе целенаправленной деятельности социума. Эти явления получили название образование. Образование и есть та область окружающей действительности, которую изучает педагогика. Предметом педагогики является педагогический процесс как фактор развития личности. Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процесса для совершенствования педагогической практики. Задачи педагогики: 1) изучение социального и личностного формирования и развития растущего человека в условии специально организованного воспитания; 2) определение целей и содержания воспитания; 3) поиски и научные обоснования методов, средств и форм организации воспитательной работы.
42) Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками
Система педагогических наук составляют следующие отрасли педагогики: 1) общая педагогика - исследует принципы, функции и методы обучения и воспитания, являющаяся основой для формирования других отраслей; 2) возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых) - изучает особенности педагогического процесса с учетом возраста учащихся, основные аспекты обучения и воспитания 3) коррекционная - изучает особенности организации педагогического процесса с учащимися, имеющими отклонения в развитии; 4) сравнительная - изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса в различных странах мира путем сравнения, сопоставления между собой; 5) история педагогики - изучает закономерные особенности функционирования педагогического процесса в различных исторических эпохах, развитие педагогических идей и практического воспитания и обучения в прошлом; 6) социальная педагогика - изучает закономерности, особенности организации педагогического процесса вне учебных заведений, исследуется влияние социума на развитие участников педагогического процесса, изучаются возможности общественного, государственного целенаправленного воздействия на развитие человека; 7) народная - рассматривает традиционные народные методы обучения и воспитания; 8) прикладные - военная, спортивная, семейная; 9) профессиональная педагогика - изучает закономерности и особенности организации педагогического процесса, осуществление профессиональной деятельности в различных видах профессиональной деятельности. Педагогика взаимосвязана с философией и использует ее основные методологические подходы (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный и др.) для обоснования сущности педагогических явлений и процессов. Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты - семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Педагогика связана с экономикой, решая совместно проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.
43)Методы изучения педагогической действительности
Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Изучение продуктов ученического творчества - домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному исследователю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности - лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.
44)Образование: сущность, свойства, виды
Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Виды образования: 1) дошкольное; 2) общее базовое; 3) общее среднее; 4) профессионально-техническое; 5) средне-специальное; 6) высшее; 7) послевузовское. Образование как система - специальное организованное взаимодействие культуры. Национальная система образования включает: 1) участников образовательного процесса; 2) образовательные стандарты; 3) учебные планы; 4) учебные программы; 5) учреждения образования и другие организации; 6) госорганы управления образованием, включая министерство образования, управления и отделы образования МИРО. Свойства образования: 1) гуманизация; 2) гуманитаризация; 3) дифференциация; 4) диверсификация - широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ, госорганов; 5) стандартизация - реализация государственных образовательных стандартов: набор обязательных дисциплин с чисто образовательным объемом; 6) многовариативность - создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулированию учащихся; 7) многоуровневость; 8) индивидуализация - учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и внимательность во всех формах взаимодействия с ними в процессе образования и воспитания; 9) информационность - широкое использование техники и технологий; 10) непрерывность - процесс постоянного самообразования. Вид современного образования определяется типом образовательно-воспитательной системы, от качества освоения культурных ценностей, достижений науки и техники
45)система образования в РБ
Допускается взаимодействие с религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных и государственных традиций белорусского народа. Центральная система образования носит государственно-общественный характер. Осуществление правительством, республиканскими и местными органами управления на основе принципа гласности и демократии. Черты: 1) наличие дошкольного образования и воспитания; 2) 5-дневная рабочая неделя; 3) переход к 2-х ступенчатой модели образования; 4) зачисление в вузы по результатам ЦТ; 5) 11 лет школьного образования; 6) 10-бальная система. Основные принципы государственной образовательной политики в РБ:1) приоритетность образования; 2) осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию; 3) обязательность общего базового образования; 4) доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурентной основе средне-специального и высшего образования; 5) преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; 6) национально-культурная основа образования; 7) гуманизм - приоритет общечеловеческих ценностей и прав человека в образовании; 8) научность; 9) экологическая направленность образования; 10) демократический характер управления образованием; 11) светский характер образования; 12) обеспечение учреждений образования учебной мебелью, школьной мебелью. Виды образования: 1) дошкольное; 2) общее базовое; 3) общее среднее; 4) профессионально-техническое; 5) средне-специальное; 6) высшее; 7) послевузовское.