Технология традиционного обучения 3 страница
Преподаватель должен заранее составить начало предложений от первого лица по интересующей теме. Количество предложений не должно превышать 10. Предложения, представленные выше, могут быть дополнены вопросами по содержанию. Их можно написать на большом листе ватмана или на листе бумаги формата А4. Инструкция к выполнению данного упражнения дается студентам в начале лекции.
Завершение работы может быть различным:
- ответы собираются и анализируются преподавателем позже, самостоятельно;
- при условии доверительных отношений в группе ответы зачитываются вслух, для того чтобы по желанию членов группы ознакомить аудиторию с их точкой зрения;
- каждый участник имеет право по каким-либо вопросам промолчать при общем обсуждении.
Анализ лекции осуществляется по трем направлениям:
- как вида деятельности преподавателя. Здесь учитываются содержание и структура этой деятельности, функционирование познавательных, эмоциональных процессов, использование различных способов управления поведением аудитории студентов;
- как вида деятельности студентов: выявление уровня мотивации, интереса и динамики их проявления, определение психического состояния студентов;
- как совместной деятельности преподавателя и студентов: контакт, отношения между преподавателем и студентами, согласованность активности, взаимопонимание и т.д.
Критерии оценки качества лекции таковы.
Содержание лекции. Реализации принципа научности, соответствие содержания материала современному уровню развития научных знаний по данной проблеме. Система приемов для активизации познавательной активности студентов на лекции. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. Широта используемой информации, наличие задания для самостоятельной работы.
Методика чтения лекции. Структура и логика изложения материала, следование плану, доступность разъяснения основных понятий, доказательность и аргументированность. Приемы установления обратной связи. Механизм подведения итогов лекции.
Руководство работой студентов. Наличие приемов привлечения внимания. Обучение студентов навыкам конспектирования материала. Создание комфортной обстановки.
Лекторские данные преподавателя: знание и свободное изложение материала, эмоциональность, выразительность и культура речи, внешний вид преподавателя, умение устанавливать контакт с аудиторией.
Результативность лекции: информационная ценность лекции, воспитательный аспект, достижение целей лекции.
Чтобы лекция была результативной, преподавателю недостаточно быть методически подготовленным, гораздо сложнее разработать и осуществить свою коммуникативную стратегию поведения, которая в самом общем виде базируется на владении педагогом навыками педагогического общения и публичного выступления. В конспекте занятия можно записать этикетные формулировки приветствия, обращения к студентам, прощания с аудиторией, выделить правила позитивного установления контакта с аудиторией, которые преподаватель считает для себя важными в общении на данной лекции с данным контингентом слушателей.
Педагог выбирает также стиль лекционного преподавания. Мыслительный стиль определяется тем, что при чтении лектор в большей степени концентрирует свое внимание на научности содержания и в меньшей — на форме его предъявления. Художественный стиль используют преподаватели, обладающие яркой образной речью, им важно создать у аудитории четкую целостную картину. Лекционный стиль среднего типа представляет собой интеграцию двух первых.
Кроме того, педагогу предстоит продумать, на каком уровне преподавания читать лекцию.
Выделяют три уровня лекционного преподавания:
1) фактологический — ориентирует преподавателя на использование в процессе изложения материала большого количества фактов с установкой на их понимание и запоминание;
2) теоретический — направлен на формирование у студентов осознания системных связей в изучаемых процессах и явлениях;
3) методологический — реализуется на основе фактических и теоретических знаний студентов, когда устанавливаются связи принципов, форм, методов.
Существенным для налаживания отношений «сближение —избегание» преподавателя со студентами является учет психологических факторов лекции. К ним относятся:
-социально-психологические особенности учебной группы, ее сплоченность, выраженность познавательного интереса, ценностные ориентации студентов;
- наличие у студентов адаптационных навыков, проявляющихся как возможность быстрого включения в новые, необычные формы учебной работы, предлагаемой педагогом;
-динамика умственной работоспособности группы;
- мотивационная характеристика аудитории: часть студентов ориентирована на хорошую учебу («чтобы не выглядеть хуже других»), часть — на конечный результат, хотя и отстоящий по времени («Буду компетентным специалистом»), часть — на сдачу экзамена («Сдал зачет или экзамен и забыл, но быть может, будет доплата за успеваемость»);
- коммуникативная культура и компетентность преподавателя.
Эффективность работы студентов и преподавателя на лекциях зачастую определяется сформированностью у студентов навыков конспектирования учебного материала. Нередко допускаются типичные ошибки: материал записывается почти дословно; вместо записей лекций составляется план; выборочно записывается только важная или трудная информация. Чтобы не допустить подобных недочетов, следует помнить следующее.
1. Основой качественного усвоения лекционного материала служит конспект, но конспект не столько приспособление для фиксации содержания лекции, сколько инструмент для его усвоения в будущем. Поэтому продумайте, каким должен быть ваш конспект, чтобы можно было быстрее и успешнее решать следующие задачи:
а) дорабатывать записи в будущем (уточнять, вводить новую информацию);
б) работать над содержанием записей — сопоставлять отдельные части, выделять основные идеи, делать выводы;
в) сокращать время на нахождение нужного материала в конспекте;
г) сокращать время, необходимое на повторение изучаемого и пройденного материала, и повышать скорость и точность запоминания.
Чтобы выполнить пункты «в», «г», в ходе работы над конспектом целесообразно делать пометки также карандашом.
Пример 1.
/ — прочитать еще раз;
// — законспектировать первоисточник;
? — непонятно, требуется уточнение;
! — смело;
СЛИШКОМ СЛОЖНО.
Пример 2.
= — это важно;
[ — сделать выписки;
[ ] — выписки сделаны;
! — очень важно;
? — надо посмотреть, не совсем понятно;
П — основные определения;
А — не представляет интереса.
2. При конспектировании лучше использовать тетради большого формата — для удобства и свободы в рациональном размещении записей на листе, а также отдельные, разлинованные в клетку листы, которые можно легко и быстро соединить и разъединить.
3. Запись на одной стороне листа позволит при проработке материала разложить на столе нужные листы и, меняя их порядок, сближать во времени и пространстве различные части курса, что дает возможность легче сравнивать, устанавливать связи, обобщать материал.
4. При любом способе конспектирования целесообразно оставлять на листе свободную площадь для последующих добавлений и заметок. Это либо широкие поля, либо чистые страницы.
5. Запись лекций ведется на правой странице каждого листа в разворот, левая остается чистой. Если этого не делать, то при подготовке к экзаменам дополнительную, поясняющую и прочую информацию придется вписывать между строк, и конспект превратится в малопригодный для чтения и усвоения текст.
6. При конспектировании действует принцип дистантного конспектирования, который позволяет отдельные блоки информации при записи разделять и по горизонтали, и по вертикали: отдельные части текста отделяются отчетливыми пробелами — это вертикальное членение; по горизонтали материал делится на зоны полями: I — конспектируемый текст, II — собственные заметки, вопросы, условные знаки и III — последующие дополнения, сведения из других источников.
7. Огромную помощь в понимании логики излагаемого материала оказывает рубрикация, т. е. нумерование или обозначение всех его разделов, подразделов и более мелких структур. При этом одновременно с конспектированием как бы составляется план текста. Важно, чтобы каждая новая мысль, аспект или часть лекции были обозначены своим знаком (цифрой, буквой) и отделены от других.
8. Основной принцип конспектирования — писать не все, но так, чтобы сохранить все действительно важное и логику изложения материала, что при необходимости позволит полностью «развернуть» конспект в исходный текст по формуле «конспект + память = исходный текст».
9. В любом тексте имеются слова-ориентиры, например помогающие осознать более важную информацию («в итоге», «в результате», «таким образом», «резюме», «вывод», «обобщая все вышеизложенное» и т.д.) или сигналы отличия, т.е. слова, указывающие на особенность, специфику объекта рассмотрения («особенность», «характерная черта», «специфика», «главное отличие» и т.д.). Вслед за этими словами обычно идет весьма важная информация. Обращайте на них внимание.
10. Если в ходе лекции предлагается графическое моделирование, то опорную схему записывают крупно, свободно, так как скученность и мелкий шрифт затрудняют ее понимание.
11. Обычно в лекции есть несколько основных идей, вокруг которых группируется весь остальной материал. Очень важно выделить и четко зафиксировать эти идеи.
12. В лекции наиболее подробно записываются план, источники, понятия, определения, основные формулы, схемы, принципы, методы, законы, гипотезы, оценки, выводы.
13. У каждого студента имеется своя система скорописи, которая основывается на следующих приемах: слова, наиболее часто встречающиеся в данной области, сокращаются наиболее сильно; есть общепринятые сокращения и аббревиатуры: «т.к.», «т.д.», «ТСО» и др.; применяются математические знаки: «+», «-», «=», «>»,«<» и др.; окончания прилагательных и причастий часто опускаются; слова, начинающиеся с корня, пишут без окончания («соц.», «кап.», «рев.» и т.д.) или без середины («кол-во», «в-во» и т.д.).
14. Пониманию материала и быстрому нахождению нужного помогает система акцентировок и обозначений. Во время лекции на парте должно лежать 2 — 3 цветных карандаша или фломастера, которыми стрелками, волнистыми линиями, рамками, условными значками на вспомогательном поле обводят, подчеркивают или обозначают ключевые аспекты лекций.
Например, прямая линия обозначает важную мысль, волнистая — непонятную мысль, вертикальная черта на полях — особо важную мысль. Основной тезис подчеркивается красным, формулировки — синим или черным, зеленым — фактический иллюстративный материал.
15. Качество усвоения материала зависит от активного его слушания, поэтому проявляйте внешне свое отношение к тем или иным его аспектам: согласие, несогласие, недоумение, вопрос и т.д., — это позволит лектору лучше приспособить излагаемый материал к аудитории.
16. Показателем внимания к учебной информации служат вопросы к лектору. По ходу лекции пытайтесь находить и отмечать те аспекты лекции, которые могут стать «зацепкой» для вопроса, а затем на следующих лекциях учитесь формулировать вопросы, не отвлекаясь от восприятия содержания.
Семинарские занятия. В традиционной лекционно-семинарской системе существенную роль играет семинарское занятие (от лат. зеттапит — рассадник) — форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение студентами темы, учебной проблемы под руководством преподавателя.
Семинар направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебного курса. В процессе семинарских занятий студенты овладевают научным аппаратом, приобретают навыки оформления научных работ, устного и письменного изложения материала. Различают три типа семинара: 1) семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного тематического курса; 2) семинар, предназначенный для основательной проработки определенных тем курса; 3) семинар исследовательского типа по отдельным проблемам науки. В любом типе семинара выделяют следующие черты:
- самостоятельный поиск студентами решения учебной проблемы во время подготовки;
- возможность относительно самостоятельного изучения вопроса, индивидуализация изучения вопросов и проблем;
- направляющая и корректирующая помощь педагога при подготовке студента к семинару.
Семинар — это специфическая форма организации учебно-познавательной деятельности, направленная на закрепление, а не способ проверки самостоятельно добытых знаний и оценки знаний студентов.
Для семинарского занятия характерна парадоксальная закономерность: чем пассивнее преподаватель и активнее студенты, тем эффективнее семинарское занятие. Активность студентов достигается за счет повышения роли их субъектности, а пассивность преподавателя есть результат его дидактического мастерства, проявляющегося в отборе методов, средств, создании условий для конструктивного взаимодействия студентов. Рассмотрим технологию проведения семинарского занятия, акцентируя внимание на трех моментах его подготовки — в отношении педагога, сценария и студентов.
I. Подготовка преподавателя к семинарскому занятию включает в себя следующие позиции.
1. Определение собственного уровня профессионально-методической и специальной подготовки. Совершенно очевидно, что педагогу, не владеющему материалом, не следует браться за разработку сценария семинара. Надежда на то, что студенты будут говорить много, долго и по существу вопроса, не всегда оправдывается. Кроме этого, семинарское занятие по существу — показатель профессиональной компетентности педагога, залог его авторитета у студентов.
2. Определение состояния учебной группы и ее мотивированности на овладение знаниями, которые определяются отношениями между преподавателем и студентами, качеством выполнения студентами домашней работы, степенью владения студентами алгоритмом данного вида учебного занятия.
3. Инструментальную подготовку педагога к занятию, которая определяет круг организационных вопросов:
- установление правил ведения семинара;
- определение системы вопросов для обсуждения, которые формулируются в утвердительной или вопросительной форме и по количеству не превышают пяти;
- определение способов, побуждающих студентов к выступлению на семинаре, в том числе вопросов для стимулирования их познавательной активности;
- обдумывание приемов подведения промежуточных итогов обсуждения;
- формулировку способов контроля за ходом обсуждения;
- подбор средств для управления темпом семинара;
- выбор общего стиля управления семинаром: преподаватель — ведущий, эксперт, координатор, наблюдатель.
4. Содержательную подготовку преподавателя к проведению семинара, которая выражается в разработке сценария.
П. При подготовке сценария семинарского занятия педагог должен учитывать следующее.
1. Важной особенностью семинара является сочетание аудиторной работы студентов и их внеаудиторной самостоятельной деятельности.
2. Результативность занятия зависит от понимания и принятия студентами цели семинара. Так, в качестве обучающей цели выступает ориентация на упорядочивание активизации и операцио-нализации теоретических знаний студентов. Развивающая цель выражается в формировании навыков проблемного видения, аналитических способностей, прогностических умений, развитии навыков работы с разнообразными источниками, анализа и обобщения передового педагогического опыта.
3. Задачи и формы проведения семинара должны быть адекватны его целям. По форме проведения семинарское занятие может быть организовано традиционно как беседа по плану, заранее сообщенному студентам, или небольшой доклад, реферат, рецензия с последующим их обсуждением. Стимулируют познавательную деятельность студентов проблемные семинары.
4. В семинарах важно осуществление принципа совместной деятельности, поэтому центральный момент в занятиях — обсуждение выдвинутых вопросов.
5. Педагог должен продумать средства воздействия на студенческую аудиторию во время семинара.
6. Преподавателю разрешается иметь или подробный сценарий семинарского занятия, или его программу проведения, которая фиксируется в виде плана — тезисного, цитатного, плана-схемы.
Структура семинарского з а н я т и я обычно включает в себя вступительное слово педагога, обсуждение темы, подведение итогов семинара. Выделим содержание каждого из них.
Вступительное слово педагога направлено на реализацию организационных моментов, на психологическую установку студентов к предстоящей работе и на актуальность рассматриваемой проблемы. На выступление преподавателю отводится не более 5 — 10 минут. Он объявляет тему и цели семинарского занятия, определяет его место в общей структуре курса, очерчивает круг вопросов, под-, лежащих рассмотрению, определяет порядок выступлений и их регламент, напоминает ход размышлений на предыдущем занятии. Не раскрывая общего содержания вопроса, преподаватель нацеливает слушателей на основные положения, которые помогут осветить обсуждаемый вопрос всесторонне.
Обсуждение темы зависит от методики работы преподавателя, которую он реализует на конкретном семинарском занятии.
Смысл семинарского занятия заключается в организации межличностного взаимодействия. Поэтому на первый план выступает идея «педагогической режиссуры», которая фиксируется в трех направлениях.
Во-первых, преподаватель должен решить, как организовать общение студентов, чтобы оно имело познавательный интеллек: туальный смысл. Мощным импульсом к активизации мышления выступает полемика, выраженная в разнообразных видах дискуссий и диспутов. Необходимость диалогичности общения ставит перед преподавателем задачи по отношению к проблеме, к учебной группе и каждому отдельному участнику. Организация взаимодействия между участниками группового обсуждения строится по линии «преподаватель—студент—студент», поэтому важными являются отбор педагогом способов установления доверительных отношений, стимулирование открытости диалога. Достижение обозначенных задач обеспечивают следующие факторы:
1) выделение преподавателем основной проблемы, ее противоречий, связывание обсуждаемой проблемы с практической деятельностью слушателей;
2) определение системы вопросов, назначение которых выражается в направлении хода коллективной мысли, уточнении сути выступления, четком выявлении точек зрения спорящих сторон. Чаще всего преподаватель использует приемы «атака вопросами» или «переадресовка вопросов», когда вопрос, заданный ему, он переадресует какому-либо участнику;
3) стимулирование ответов, построенных на основе четкой аргументации и доказательности;
4) оказание методической и психологической поддержки всем участникам семинара: подчеркивание вклада каждого участника при обсуждении, благодарность участникам за работу на семинаре, определение заслуженных похвал.
Во-вторых, важным моментом семинарского занятия является реализация студентами опосредованного опыта, который находит свое выражение в смыкании профессиональных теоретических знаний студентов с их философским, научным мышлением при объяснении педагогических явлений.
В-третьих, преподавателю нужно сфокусировать свое внимание на технологиях обучения, которые лягут в основу семинар-
ского занятия. Здесь предпочтение отдается проблемному обучению, игровому моделированию.
В семинарском занятии проблема заложена в названии его темы, в форме организации учебной деятельности, а также в методе обучения. Поэтому темы могут быть следующими: «Какой педагог нам нужен?», «Педагогические технологии: что это такое и как их использовать?», «Современный урок — какой он?», «Проблемы непрерывного образования» и т.д. Когда тему семинарского занятия невозможно сформулировать в виде проблемы, то проблем-ность закладывается в формулировку вопросов для обсуждения: «В чем...? Какая...? В какой...? Как...?». Если семинар организован в форме разных видов дискуссий, деловых игр, то преподавателю нужно четко выделить проблему, над которой будут работать студенты в ходе семинара. Например, в теме занятия «Создание гуманистической воспитательной среды в педагогическом процессе среднего специального учебного заведения» выделяются две проблемы: 1) проблема двойственного взаимодействия личности с социокультурной средой; 2) проблема ценностных ориентиров преподавателя и студентов колледжа.
Реализация проблемности в обучении осуществляется за счет организации на семинарских занятиях группового способа обсуждения проблемы. Чаще всего это «Беседа за круглым столом», построенная по принципу «глаза в глаза»: в процессе общения участники располагаются лицом друг к другу, что приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, создает возможность личного включения каждого студента в обсуждение, повышает мотивацию участия студентов, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления. Преподаватель также располагается в общем кругу как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой. Центральное правило такой дискуссии — «Высказываются все, активны все».
Нередко семинарское занятие проводится как «Учебная конференция». Она способствует выявлению у студентов интереса к исследовательской работе, развивает инициативность и самостоятельность в сборе информации. Условно учебные конференции разделяются на четыре категории: 1) по отношению к использованию новых информационных технологий: телеконференция и традиционная; 2) по отношению к уроку: внеурочная, урочная; 3) по участникам: внутригрупповая, межгрупповая, общеколледжная, районная, региональная, республиканская; 4) по содержанию: научная, научно-практическая. Этапы подготовки участников к конференции: определение задач и круга обсуждаемых вопросов; подбор основной литературы по теме конференции преподавателем и дополнительной — студентом; распределение вопросов для выступления на конференции; составление студентами докладов
и выделение интересующих вопросов для свободной дискуссии; консультирование преподавателем студентов по содержанию написанных докладов.
Остановимся подробнее на описании нескольких менее распространенных способов организации семинара-дискуссии.
Один из них — способ расстановки элементов по значимости. Здесь исходной информацией служит учебный материал, представляющий собой несколько составных частей и изложенный в виде показателей, параметров, результатов исследования, вопросов. После знакомства с исходной информацией каждый участник должен самостоятельно расставить ее составные части: 1) по значению; 2) по длительности; 3) в логической последовательности; 4) по практическим или теоретическим заключениям. Далее участник записывает напротив каждой части информации соответствующий порядковый номер, руководствуясь критериями оценки, о которых договорились заранее. Когда установлена очередь по сообщению полученных данных, руководитель просит 3 — 4 участников сообщить свои данные и записывает их на доске. Затем каждому из участников предоставляется право защитить свое мнение. Ему задают вопросы, предлагают контаргументы, возражают.
Способ инцидента используется при обсуждении вопросов, связанных с анализом взаимоотношений. Здесь готовая информация излагается преподавателем в виде «случая». Деятельность участников осуществляется в три этапа. На первом, основанном на принципе «спрашивай—отвечаем» и проходящем в форме вопросов и ответов участникам предоставляется право получить у руководителя как можно больше дополнительной информации. На втором этапе участники обсуждения сообщают о своих наблюдениях, сделанных на основе исходной и дополнительной информации, и соответствующих выводах. На третьем этапе по результатам полученной информации выбираются наилучшие способы решения проблемы на основе неискаженной информации.
Способ конкретизации обстановки представлен в виде производственного задания, выполнение которого возможно разными способами, одинаково приводящими к заданному результату. Алгоритм работы: каждый из участников самостоятельно знакомится с заданием, при этом у него есть возможность получить от преподавателя дополнительную информацию, разъясняющую и уточняющую суть полученного задания. Затем каждый занимается самостоятельным поиском решения и сообщает о своих результатах «секретарю», который фиксирует их на доске. Нескольким студентам предоставляется право обосновать свое мнение публично. Когда точки зрения начнут повторяться, руководитель прекращает дискуссию и доводит до сведения участников правильное решение.
При подведении итогов в своем заключительном слове преподаватель заостряет внимание на следующем:
а) характеристике деятельности участников семинара: оценке активности группы, степени подготовленности учебной группы к занятию, уровне культуры мышления участников. Преподаватель также поясняет используемую им систему поощрения и штрафные санкции снижения оценки, анализирует качество выступлений, определяет степень достижения цели семинара;
б) характеристике результатов обсуждения: степени отработанности участниками семинара всех вопросов, заявленных для обсуждения; дополнительных проблемах, оставшихся вне обсуждения студентов; имеющихся существенных связях материала данного семинара с содержанием других предметов; дополнительных ходах в решении проблемы, оставшихся незамеченными студентами.
И студентам, и преподавателю следует помнить, что заключительное слово ведущего семинара по содержанию рассматриваемой проблемы ставит логическую и последнюю точку в обмене мнениями по выдвинутой проблеме. Дополнения студентов после заключительного слова преподавателя считаются неэтичными, поэтому у него есть право прервать такого рода выступления.
Для обеспечения обратной связи преподавателю надо позаботиться и об организации рефлексии семинара. Здесь, так же как в лекции или на тренинговом занятии, для студентов используются вопросы «Что я получил на сегодняшнем занятии?», «Удалось ли мне доказать свою точку зрения?», «Кто из участников помогал/ мешал мне в работе?» и т.д., а также экспресс-опросы, анкеты.
При оценке своей деятельности преподаватель учитывает следующие критерии эффективности семинара:
- содержательные, выражающие степень информативности студентов и зависящие от суммы новых знаний, полученных студентами на семинаре;
- процессуальные, проявляющиеся в конструктивности спора по поводу проблемы семинара и соблюдении регламента выступлений, работы над выполнением отдельных заданий по ходу семинара.
III. Подготовка студентов к семинарскому занятию основывается на системе разнообразных заданий для самостоятельной работы и включает в себя несколько этапов:
теоретико-аналитический — студенты знакомятся с рекомендованной литературой, оформленной в виде конспектов, рефератов, докладов, анализируют полученные сведения, оформляют их в виде справок, графиков, таблиц;
теоретико-практический — теоретические знания обогащаются фактическим материалом: студенты фиксируют результаты практических заданий к семинарским занятиям в виде диаграмм, видеофрагментов, консультаций, аннотаций;
презентационный этап — студенты продумывают тактику выступления перед аудиторией. При выстраивании модели презентации своего материала студент учитывает ряд факторов: 1) наличие слушателей. Положительное восприятие полученной информации во многом зависит от системы профессиональных знаний, межличностных отношений студентов в академической группе. Здесь важно также учесть репрезентативную систему слушателей, поэтому выступающему нужно как бы разделить их на группы по действию репрезентативного канала (аудиального, визуального, кинестезического) и с учетом этого строить свою коммуникативную стратегию; 2) систему вербальных и невербальных средств, с помощью которых происходит воздействие на восприятие информации. Так, например, мелодичная речь фокусирует внимание, высокий голос — это предпосылка представления новых идей, а низкий — свидетельство глубоких внутренних переживаний. Направленность взгляда вверх свидетельствует о заурядности высказывания, а взгляд, направленный вниз — это абстрагирование от высказывания, изоляция; 3) содержание информации; 4) контекст ситуации; 5) способы, позволяющие выступающему заручиться эмоциональной поддержкой и получить признание слушателями его выступления на семинаре.
Для того чтобы выступления были динамичными и осознанными, студентам предлагается «Памятка для работы на семинарском занятии». Она предусматривает следующие позиции.
Во-первых, правила выступления:
1) на подготовку к выступлению дается не более 2 минут;
2) продолжительность самого выступления — 2 — 3 минуты;
3) каждый должен быть готов сразу вступить в разговор;
4) после выступления 3 — 4 человек проводится небольшое обсуждение.
Во-вторых, критерии оценки выступления студентов: соответствие содержания выступления исходной информации; конкретность и четкость изложения мысли; доказательность, занимательность выступления; общее впечатление от выступления.