Протеворечия реформ Советского правительства в образовании и науке.
В области культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. Одно из центральных мест в этом процессе отводилось образованию.
В условиях строительства социалистического государства встала необходимость:
1. В ликвидации неграмотности;
2. В подготовке кадров;
3. В повышении культурного уровня трудящихся.
26 декабря 1919 г. был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Была создана чрезвычайная комиссия, занимавшаяся этим вопросом, — Грамчека. В 1920/21 учебном году в Казахстане работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72232 человека. Был объявлен массовый культпоход в аул. Созданы передвижные пункты ликбеза, для работы с женщинами действовали красные юрты. Формировалась система образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Были открыты школы для переростков, школы-интернаты. Создавались рабфаки. В аулах функционировали карликовые школы, где ученикам давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета. 27 августа 1930 г. ЦИК и СНК КАССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного начального образования. Это имело важное значение.
В 1936 г. в пунктах по ликвидации неграмотности обучалось более полумиллиона человек. В 1939 г. грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахского населения — 40%.
Эффективность работы учителей школ для взрослых возросла в результате методической помощи журнала «Аул мугалим» («Аульный учитель»), республиканской газеты «Тоте жол» («Прямой путь»).
Активными помощниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. За годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев, которые были учителями, организаторами культурно-массовой и политико-воспитательной работы.
Задачу полного искоренения азбучной неграмотности удалось выполнить в конце 1950-х гг.
В 1928 г. казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую. В 1940 г. — письменность была переведена с латиницы на кириллицу. Эта реформа искусственно оторвала казахский народ от литературного наследия, которое было создано на протяжении веков народами Центральной Азии.
Правительство Казахстана значительно увеличило ассигнование на дело народного образования: в 1928 г. — 12 млн. руб., в 1932 г. — 60, в 1937 г. — 447, в 1940 г. — 682 млн. руб. Предусматривалась материальная помощь учащимся в виде стипендий, бесплатных учебников, учебных пособий, одежды и обуви, интернатов и общежитий. Создавались общественные фонды по всеобучу, шефство над ним взял комсомол.
На ускорение процесса культурного строительства существенно повлияли деятели национальной интеллигенции. Они принимали активное участие в создании оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке. А. Байтvрсынов стал автором учебного пособия по родной речи, учебников для системы ликбезов иллюстрированного букваря. Ж. Аймаvытов — методики преподавания родного языка, ставившей проблему двуязычия, интернационального и нравственного воспитания учащихся. К. Сатпаев — составитель первого учебника алгебры для средней школы на казахском языке. А. Бvкейханов — автор учебника по географии. С. Сейфуллин, С. Садуакасов, Г. Мусрепов, М. Дулатов, М. Жолдыбаев, М. Жумабаев, К. Кеменгеров и др. - приняли активное участие в создании учебников и учебно- методической литературы для казахских школ. А. Байтурсынов, А. Букейханов, С. Садуакасов, Х. Болганбаев, Ж. Аймауытов выступили организаторами подготовки и издания учебников на казахском языке В числе первых книг, рекомендованных к печати, были сборники стихов Абая и басен-загадок А. Байтурсынова, издание которых было заказано в Казани.
Основные предпосылки для формирования национальной интеллигенции, кадров для сельского хозяйства и промышленности:
1. Завершение ликвидации неграмотности среди взрослого населения;
2. Введение всеобщего обязательного начального обучения;
3. Вовлечение в школу девушек восточных национальностей.
Важное значение имел вопрос подготовки кадров интеллигенции, особенно педагогов. Например, в 1924 г. только 5,8 % учителей имели высшее образование. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. За 1925–1932 гг. число педагогических техникумов увеличилось с 14 до 29 с 4821 учащимся. Были созданы техникумы: горный, финансовый, нефтяной, сельскохозяйственный, транспортный. В 1940 г. в республике действовало 118 техникумов. В годы II и III пятилеток техникумы ежегодно выпускали до 8000 тыс. специалистов.
Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. В 1930-е гг. там обучалось около 20 тыс. казахстанцев. Первым казахстанским вузом стал Казахский государственный педагогический институт, открывшийся в 1928 г., которому в 1935 г. было присвоено имя Абая (ныне Алматинский государственный университет). Затем были открыты Алма-Атинский зооветеринарный институт (1929 г.), Казахский сельскохозяйственный институт (1930 г.), Алма-Атинский медицинский институт (1931 г.), В 1931–1932 гг. были открыты Уральский и кзыл-Ординский пединституты. В 1934 г. — Казахский государственный университет им. С. М. Кирова (ныне им. аль-Фараби). В 1940 г. в нем действовало 15 кафедр, велась значительная научно-исследовательская работа. В 1934 г. был открыт Казахский горно-металлургический институт в Алма-Ате, положивший начало подготовке инженерно-технических кадров. В Семипалатинске, Петропавловске, Шымкенте, Актюбинске, Караганде, Кустонае были открыты учительские институты, реорганизованные позднее в педагогические. Накагуне Великой Отечественной войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек.
Наука Казахстана
1920–1930-е гг — период становления науки Казахстане. В 1932 г. создана Казахстанская база Академии наук СССР, которая первоначально имела в своем составе два сектора — зоологический, ботанический и Ботанический сад в Алма-Ате.
В 1936 г. с базой слился Казахский научно-исследовательский институт национальной культуры, включавший секторы кзахского языка и литературы, народного творчества. В 1930 г. в республике было 290 массовых библиотек, а в 1939 г. — 3304. В 1939 г. в Алма-Ате была открыта Государственная публичная библиотека им. А. С. Пушкина (ныне Национальная библиотека Республики Казахъстан). В республике действовало 5237 домов культуры и клубов, из них 4908 находились в аулах и селах. В 1939 г. имелось 38 театров, в том числе свыше 20 колхозно-совхозных и 1104 киноустановки.
В то же время 1920–1930-е гг. — это сложный период в истории культуры Казахстана, поскольку помимо достижений в области образования и науки, а также успехов в литературе, искусстве, он имел негативные последствия. В 1939 г. грамотность населения всей республики достигла 65 %, среди казахского населения — 40 %. А к 1940 г. ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена. Но, с другой стороны, это были годы, когда выхолащивалась национальная культура, она отрывалась от своих исторических корней, достижений мировой цивилизации. Это было время, когда волны репрессий тоталитарного режима одна за другой уничтожали многих представителей казахской интеллигенции.
Положительные аспекты в области культурного строительства:
1. Высокий темп ликвидации неграмотности;
2. Осуществление всеобщего обязательного начального образования;
3. Сформирование профессиональной системы образования;
4. Формирование новых отрядов интеллигенции;
5. Становление культурных очагов.
Отрицательные аспекты в области культурного строительства:
1. Террор и истребление национальной интеллигенции;
2. Тоталитарное идеологизирование культуры народа;
3. Отсутствие понятия «национальная культура» и замена его понятием «интернациональная культура»