С учащимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы
С учащимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
ФИО ребенка: __________________
Дата рождения: _________________
Возраст на начало занятий: ____________
Результаты первичной психодиагностики:
· Тест самоконтроля и произвольности (автор: А.Л. Сиротюк) -
· Тест Тулуз – Пьерона -
- Опрос родителей (педагогов) по диагностическим критериям синдрома дефицита внимания с гиперактивностью -
Цель индивидуальной программы: развитие волевой регуляции через снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение функциональности познавательных процессов.
Задачи программы:
- Оптимизация тонуса мышц
- Ритмирование организма
- Развитие межполушарного взаимодействия
- Развитие концентрации внимания и двигательного контроля
- Элиминация импульсивности и гиперактивности.
Длительность программы: программа рассчитана на 12 часов, 1 раз в неделю, длительность занятия 1час.
Срок реализации программы с ________ 2011г. по ________ 2011г.
Ответственный: педагог-психолог ________________
Учебно-тематический план программы работы
с учащимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
№ | Дата проведения | Решаемые задачи | Содержание (методы и приемы) | Отслеживание динамики |
- оптимизация тонуса мышц - развитие произвольности и самоконтроля - ритмирование организма - развитие межполушарного взаимодействия - концентрация внимания и двигательного контроля - освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук | 1. Растяжка «Половинка». 2. Дыхательное упражнение 3. Движение глаз по четырем основным линиям и диагоналям. 4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: - «Колечко» - «Кулак-ребро-ладонь» 5. Упражнение «Послушать тишину» 6. Упражнение с правилами «Костёр» 7. Упражнение «Море волнуется…» 8. Релаксация «Поза покоя» | Успешность выполнения предложенных заданий. Эмоциональный настрой. | ||
- оптимизация тонуса мышц - развитие произвольности и самоконтроля - ритмирование организма - развитие межполушарного взаимодействия - концентрация внимания и двигательного контроля - освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук | 1. Растяжка «Лучики». 2. Дыхательное упражнение (пропевание звуков «а», «о», «у» и др.) 3. Движение глаз по четырем основным линиям и диагоналям. 4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: - «Колечко» - «Кулак-ребро-ладонь» - «Лезгинка» 5. Упражнение «Колпак мой треугольный» 6. Упражнение «Чаша доброты» 7. Упражнение «Визуализация цвета» 8. Релаксация «Кулачки» | Успешность выполнения предложенных заданий. Эмоциональный настрой. | ||
- оптимизация тонуса мышц - развитие произвольности и самоконтроля - ритмирование организма - развитие межполушарного взаимодействия - концентрация внимания и двигательного контроля - освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук | 1. Растяжка «Звезда». 2. Дыхательное упражнение 3. Движение глаз по четырем основным линиям и диагоналям. 4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: - «Колечко» - «Кулак-ребро-ладонь» - «Лезгинка» - «Ухо-нос» 5. Упражнение «Колпак мой треугольный» 6. Упражнение с правилами «Черепаха» 7. Упражнение «Движение» 8. Релаксация «Олени» | Успешность выполнения предложенных заданий. Эмоциональный настрой. | ||
- оптимизация тонуса мышц - развитие произвольности и самоконтроля - ритмирование организма - развитие межполушарного взаимодействия - концентрация внимания и двигательного контроля - освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук | 1. Растяжка «Половинка». 2. Дыхательное упражнение 3. Движение глаз по четырем основным линиям и диагоналям. 4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: - «Змейки» - «Кулак-ребро-ладонь» - «Лезгинка» - «Ухо-нос» 5. Упражнение «Ритм» 6. Упражнение «Маска» 7. Упражнение «Руки-ноги» 8. Релаксация «Загораем» | Успешность выполнения предложенных заданий. Эмоциональный настрой. | ||
- оптимизация тонуса мышц - развитие произвольности и самоконтроля - ритмирование организма - развитие межполушарного взаимодействия - концентрация внимания и двигательного контроля - освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук | 1. Растяжка «Слушай тело». 2. Дыхательное упражнение 3. Движение глаз по четырем основным линиям и диагоналям. 4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: - «Колечко» - «Кулак-ребро-ладонь» - «Лезгинка» - «Ухо-нос» 5. Упражнение «Колпак мой треугольный» 6. Упражнение с правилами «Черепаха» 7. Упражнение «Движение» 8. Релаксация «Олени» | Успешность выполнения предложенных заданий. Эмоциональный настрой. | ||
- оптимизация тонуса мышц - развитие произвольности и самоконтроля - ритмирование организма - развитие межполушарного взаимодействия - концентрация внимания и двигательного контроля - освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук | 1. Растяжка «Медуза». 2. Дыхательное упражнение 3. Движение глаз по четырем основным линиям и диагоналям. 4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: - «Колечко» - «Кулак-ребро-ладонь» - «Лягушка» - «Замок» 5. Упражнение «Визуализация трёхмерного объекта» 6. Упражнение «Руки-ноги» (одноименные движения) 7. Релаксация «Кораблик» | Успешность выполнения предложенных заданий. Эмоциональный настрой. | ||
- оптимизация тонуса мышц - развитие произвольности и самоконтроля - ритмирование организма - развитие межполушарного взаимодействия - концентрация внимания и двигательного контроля - освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук | 1. Растяжка «Лучики». 2. Дыхательное упражнение 3. Движение глаз по четырем основным линиям и диагоналям. 4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: - «Змейки» - «Кулак-ребро-ладонь» - «Лягушка» - «Ухо-нос» - «Замок» 5. Упражнение «Визуализация человека» 6. Упражнение «Буратино» (цикл прыжков) 7. Релаксация «Любопытная Варвара» | Успешность выполнения предложенных заданий. Эмоциональный настрой. | ||
- оптимизация тонуса мышц - развитие произвольности и самоконтроля - ритмирование организма - развитие межполушарного взаимодействия - концентрация внимания и двигательного контроля - освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук | 1. Растяжка «Лучики». 2. Дыхательное упражнение 3. Движение глаз по четырем основным линиям и диагоналям. 4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: - «Лягушка» - «Лезгинка» - «Замок» 5. Упражнение «Повтори ритм» 6. Упражнение «Парад» (марширование) 7. Упражнение «Каратист» 8. Релаксация «Шарик» | Успешность выполнения предложенных заданий. Эмоциональный настрой. | ||
- оптимизация тонуса мышц - развитие произвольности и самоконтроля - ритмирование организма - развитие межполушарного взаимодействия - концентрация внимания и двигательного контроля - освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук | 1. Растяжка «Травинка на ветру». 2. Дыхательное упражнение 3. Движение глаз по четырем основным линиям и диагоналям. 4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: - «Лягушка» - «Лезгинка» - «Змейка» - «Массаж ушных раковин» - «Замок» 5. Упражнение «Повтори ритм» 6. Упражнение «Визуализация геометрических фигур» 7. Упражнение «Перекрёстное марширование» 8. Релаксация «Пляж» | Успешность выполнения предложенных заданий. Эмоциональный настрой. | ||
- оптимизация тонуса мышц - развитие произвольности и самоконтроля - ритмирование организма - развитие межполушарного взаимодействия - концентрация внимания и двигательного контроля - освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук | 1. Растяжка «Дерево». 2. Дыхательное упражнение 3. Движение глаз по четырем основным линиям и диагоналям. 4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: - «Лягушка» - «Лезгинка» - «Змейка» - «Массаж ушных раковин» - «Замок» - «Паровозик» 5. Упражнение «Что исчезло?» 6. Упражнение «Покажи эмоцию» 7. Упражнение «Мельница» 8. Релаксация «Огонь и лёд» | Успешность выполнения предложенных заданий. Эмоциональный настрой. | ||
- оптимизация тонуса мышц - развитие произвольности и самоконтроля - ритмирование организма - развитие межполушарного взаимодействия - концентрация внимания и двигательного контроля - освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук | 1. Растяжка «Подвески». 2. Дыхательное упражнение 3. Движение глаз по четырем основным линиям и диагоналям. 4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: - «Лягушка» - «Лезгинка» - «Змейка» - «Массаж ушных раковин» - «Замок» - «Паровозик» - «Рисующий слон» 5. Упражнение «Кто летает?» 6. Упражнение «Визуализация перемещений» 7. Упражнение «Повтори ритм» 8. Релаксация «Ковёр-самолёт» | Успешность выполнения предложенных заданий. Эмоциональный настрой. | ||
- оптимизация тонуса мышц - развитие произвольности и самоконтроля - ритмирование организма - развитие межполушарного взаимодействия - концентрация внимания и двигательного контроля - освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук | 1. Растяжка «Снеговик». 2. Дыхательное упражнение 3. Движение глаз по четырем основным линиям и диагоналям. 4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: - «Лягушка» - «Лезгинка» - «Змейка» - «Массаж ушных раковин» - «Замок» - «Паровозик» - «Рисующий слон» - «Сова» 5. Упражнение «Что слышно?» 6. Упражнение «Визуализация Волшебника» 7. Упражнение «Рубка дров» 8. Релаксация «Раскачивающееся дерево» | Успешность выполнения предложенных заданий. Эмоциональный настрой. |
Список литературы:
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок, или Всё о гиперактивных детях.- СПб, 2008
- Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. - СПб, 2008
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М., 2003
Упражнения к занятиям.
Упражнение | Цель | Описание |
1. Растяжка «Половинка» «Лучики» «Медуза» «Звезда» «Травинка на ветру» «Дерево» «Подвески» «Снеговик» | Оптимизация тонуса мышц | - Ребенок, сидя на полу, напрягает и расслабляет тело по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (правой и левой половин тела), затем рук и ног. -Сидя на полу поочередное напряжение и расслабление: *шеи, спины, ягодиц; *правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы; *Левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы. - Сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. - Сидя на полу, ребёнку предлагается изобразить своим телом «звезду», слегка разведя ноги и руки, а затем — выполнить растяжки. Ребёнок должен выполнить сначала линейные, а затем диагональные растяжки. При этом сначала растягиваются правя рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога. - Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть верх, сделать вдох). Затем по инструкции взрослого дети делают движения, похожие на движение травинки. - Сидя на корточках, ребёнку предлагается спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Пусть ребёнок медленно поднимается на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь мышцы тела, и вытянуть его вверх. Подул ветер: ребёнок раскачивает тело, имитируя дерево. - Дети сидят на полу и представляют, что они куклы-марионетки, которые весят на гвоздиках в шкафу после выступления. Наблюдать за степень расслабленности тела у детей. - стоя ребенок должен в начале представить себя только что слепленным, затем начинающим таять и превратиться в лужицу (ложиться на пол). |
2. Дыхательное упражнение | Развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма | - Ребёнок сидит на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).Выдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. - Сидя на полу: вдох, пауза, выдох, пауза. Ребёнку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у», и др.) и их сочетания. |
3. Глазодвигательное упражнение | Расширение поле зрения, улучшение восприятия, развитие межполушарного взаимодействия, повышение энергетизации организма. | -Сидя на полу, голова зафиксирована, ребёнок смотрит прямо перед собой. Отработка движений глаз по четырём основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырём вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. |
4.Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Колечко» «Лягушка» «Лезгинка» «Змейка» «Замок» «Паровозик» «Рисующий слон» | Развитие межполушарного взаимодействия. | - Поочередно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. - Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении. - Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Затем одновременно меняет положение рук. - Предложите ребёнку представить, что его пальцы маленькие змейки. Они могут двигаться, вращаясь направо, налево и др. Если упражнение выполняется двумя руками, то сначала прорабатываются одноимённые пальцы рук, а затем разноимённые. - Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. - Правую руку положить на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить. - Сесть в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклониться головой к плечу. Вытянуть руку вперёд и рисовать ей горизонтальную восьмёрку (знак бесконечности) большими мазками. Затем повторить другой рукой. |
5.Функциональные упражнения «Послушать тишину» «Чаша доброты» «Черепаха» «Маска» «Парад» «Каратист» | Формирование произвольной регуляции собственной деятельности, эмоциональное развитие. | - Сидя на полу, закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца. - Ребёнку предлагается представить чашу, наполненную его добротой, которой он делиться с другими. - Медленное движение к противоположной стене, изображая маленькую черепашку. - Демонстрация другому человеку на своём лице какого-нибудь выражения (маски) и этот человек должен в точности повторить это выражение. Затем происходит смена ролей. - Марширование на счёт «Раз-два-три-четыре». В первом цикле шагов хлопок руками делается на счёт «раз», во втором – на счёт «два», в третьем – на счёт «три», в четвёртом – на счёт «четыре». - Ребёнок заходит в физкультурный обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами. Ведущий произносит «Сильнее, ещё сильнее…», помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию интенсивными движениями. |
6.Когнитивные упражнения «Визуализация цвета» «Движение» «Визуализация трёхмерного объекта» | Развитие межполушарного взаимодействия. | - Сидя на полу, ребёнку предлагается заполнить свою голову каким–либо цветом. Необходимо сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и чистым. - Ребёнку предлагается несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т.д.). Ребёнок должен повторить их как можно точнее в той же последовательности. - Сидя на полу, закрыть глаза и представить любой трёхмерный объект (мяч, стул, глобус) перед собой и изучать каждую часть объекта, представить её целиком. Затем необходимо мысленно изменить размер, форму, цвет. |
7.Релаксация «Поза покоя» «Кулачки» «Олени» Загораем» «Огонь и лёд» «Ковёр-самолёт» | Освоение закрепление позы покоя и расслабления мышц рук, развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности | - Не обходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить и расслабиться. - Пальцы сжаты в кулачки. Сжимание, расслабление рук. - Ребёнок входит в образ оленя, подняв руки над головой, скрестив их, широко расставив пальцы. Напряжение и расслабление рук. - Ребёнку предлагается представить, что его ноги загорают (из положения сидя, ноги поднимаются и держаться на весу), затем ноги внизу расслабляются. - По команде «огонь» ребёнок начинает интенсивные движения всем телом. По команде «лёд» ребёнок застывает в позе, в которой его застыла команда, напрягая до - предела всё тело. - Ребёнку предлагается представить путешествие на ковре-самолёте, на котором он «летит» над городами и отдыхает. |