Игры, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов
Каждый знает, что привлекательный предмет малыш непременно попытается взять в руки. Однако типичные действия детей с предметами (перетаскивание с места на место, постукивание о другие предметы, зажимание в руке, манипулирование) не приводят к восприятию формы и тем более выделению ее качественных особенностей. Действия, лишенные игровой и познавательной цели, говорят о низком уровне познавательного и сенсорного развития ребенка. При отсутствии своевременных учебно—воспитательных воздействий это может стать серьезным препятствием для успешного формирования познавательной, игровой, изобразительной, творческой и конструктивной деятельности.
В предлагаемых играх содержатся постепенно усложняющиеся обучающие задачи и правила действий. Активное участие в этих занимательных совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приемами осязательного обследования формы объемных и плоскостных предметов, если соблюдаются следующие условия.
1. Ребенок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны.
2. В процессе обследования обе руки действуют согласованно и активно. Одной рукой (левой) малыш придерживает и поворачивает предмет, а пальцами другой руки ощупывает его с каждой стороны, останавливаясь на дополнительных частях, которые характеризуют строение его формы (например, на ручке у чашки, на колесах и кузове у игрушечного грузовика и т. п.).
3. Исключается участие зрения в этом процессе. Однако ребенок должен иметь возможность предварительно рассмотреть предмет, который попадет в его руки. Это будет способствовать успешному различению на ощупь особенностей формы и узнаванию предмета в процессе осязательного обследования. Предварительное зрительное знакомство с формой послужит вспомогательной опорой для формирования у ребенка более четких представлений о том, как устроен предмет. Для постепенного повышения уровня восприятия формы как отличительного признака предмета не менее важно также, чтобы после осязательного обследования малыши могли снова рассмотреть предметы.
«Что нам привез Мишутка?»
Особенности игры и ее воспитательное значение
Цель данной игры – выявить, могут ли дети самостоятельно, на ощупь узнавать предмет, как привык ребенок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения, – одной или двумя руками.
Перед играющим ставится задача узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки. Решить задачу ребенку очень важно и интересно, ведь эту вещь Мишутка привез лично ему. Однако, несмотря на сильное желание поскорее узнать, что ему достанется, ребенку приходится дожидаться своей очереди искать подарок и считаться с другими детьми. В этом и состоит воспитательное значение предлагаемой игры.
Игровой материал
Небольшие игрушки контрастной формы, заметно отличающиеся друг от друга и изображающие знакомые детям предметы. Это кубики, шарики, игрушечная посуда, зайчики, цыплята, машинки, куколки—голыши, лошадки и т. д. Количество игрушек должно соответствовать числу детей. Желательно иметь по два—три экземпляра каждой игрушки. Для игры нужен также мешок из плотной ткани, вмещающий все игрушки. В мешок продергивается резинка, чтобы ребенок не мог заглянуть в него, когда ищет игрушку. Кроме того, для игры нужны плюшевый мишка, а также машина, велосипед или санки, на которых он приедет.
Описание игры и приемы ее проведения
Воспитатель предлагает детям сесть поудобнее на стульчики и спрашивает, хотят ли они сегодня поиграть все вместе. В это время раздается стук в дверь и в комнату въезжает игрушечный мишка на большой машине (или на велосипеде), которого подталкивает помощник воспитателя. В лапах у мишки большой мешок с игрушками.
Воспитатель сообщает, что в этом большом мешке много—много игрушек и что мишка для каждого привез какую—нибудь игрушку.
– Хотите узнать, что нам привез мишка? – спрашивает он. – Тогда давайте послушаем, что он нам скажет.
Взрослый наклоняется к мишке, делает вид, что слушает его, а потом сообщает детям, что мишка просит их подходить по очереди к мешку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе подарок, потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем.
Игра начинается. Мишка по очереди вызывает детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом все получают подарки и возвращаются на свои места.
Заметив, что малыши, получившие подарки, начинают отвлекаться от общей игры, воспитатель предлагает детям с одинаковыми игрушками встать и показать мишке, как они играют. Он показывает детям какое—либо движение, и они повторяют его: например, катают машинку, прыгают с зайчиком, кружатся с куколкой и пр. Выполнив игровое действие со своей игрушкой, дети кладут ее на столик, а воспитатель объясняет им, что игрушки снова вернутся в мешок, и при повторении игры дети снова выберут себе то, что каждый захочет.
Как только закончится первая «раздача подарков», игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются в мешок, и дети опять ищут себе подарки. Но теперь уже каждый ребенок знает, какую игрушку ему хочется найти, и благодаря этому узнавание предметов по форме становится успешнее.
Игра заканчивается проводами мишки. Дети встают, благодарят его за подарки, а мишка обещает снова приехать к ним в гости поиграть и привезти им что—нибудь еще.
Правила игры
1. Выбирать игрушку только руками, не заглядывая в мешок.
2. Сначала назвать, какую игрушку нашел, а потом вынуть из мешка, показать детям и вернуться на место.
3. Играть дружно, спокойно дожидаться очереди и возвращать свою игрушку без возражений, чтобы не обидеть мишку и чтобы можно было повторить игру и выбрать новую игрушку.
Советы воспитателю
При подборе игрушек желательно учитывать возможности изобразительных и подражательных действий с ними. Поэтому лучше отдавать предпочтение образным игрушкам (фигуркам животных, транспорту и пр.).
Очень важно вовремя освободить руки детей, получивших подарки, от предметов. Длительное держание игрушки вскоре начинает тяготить ребенка и отвлекает его от общей игры. Для этого подберите заранее место, куда будут складываться игрушки после выполнения игровых действий. Чтобы они не отвлекали детей, можно их чем—нибудь накрыть.
Игра носит характер забавы. Поэтому при ее проведении создайте атмосферу веселой приподнятости, сюрпризности и не требуйте от детей строгого соблюдения второго правила. Если ребенок не может узнать по форме предмет, пусть достанет его, покажет детям и хорошо рассмотрит свой подарок.
Непоседливых, нетерпеливых детей следует вызывать пораньше и пораньше освобождать от отвлекающих игрушек.
«Есть у тебя или нет?»
Особенности игры и ее воспитательное значение
Дети учатся узнавать по форме знакомые предметы. Но в отличие от предыдущей игры осязательное обследование и узнавание нужного предмета происходит в ситуации сравнения нескольких более или менее сходных по форме объектов. Так, например, в комплекте игрушек имеется несколько предметов округлой формы (шарик, яблоко, яйцо, лимон), среди которых ребенок должен найти определенный предмет. Словом, обучающая задача (различение сходных по форме предметов) требует от детей больших умственных усилий, чем в предыдущих играх. Кроме того, детям дается большая самостоятельность в применении рациональных приемов осязательного обследования, о которых напоминают правила игры.
Решение этой довольно сложной задачи становится возможным благодаря тому, что у детей возникает активный интерес к привлекательным предметам. Кроме того, одобрение воспитателя и сверстников, признание ими личных достижений ребенка (умеет находить названный предмет) побуждают его правильно решать задачу.
Наблюдая за действиями сверстников, остальные дети привыкают сопереживать друг другу, радоваться успеху другого и сдерживать себя, чтобы способствовать этому успеху. Так что в данной игре воспитываются не только познавательная активность, но и волевые и нравственные качества.
Игровой материал
Знакомые малышам объемные игрушки небольших размеров и простой формы – образные, дидактические игрушки и некоторые миниатюрные предметы домашнего обихода. Хорошо использовать дидактический набор деревянных игрушек, отличающихся четкой, монолитной (одночастной) формой – яблоко, грушу, шарик, яйцо, пирамидку, кувшин, мисочку, лимон, кубик, кирпичик. Если готового комплекта нет, можно подобрать свой, состоящий, например, из следующих предметов: шарика, яблока (муляж или натуральное), яйца, грибка, матрешки, корзиночки, ведерка, голыша, автомобильчика, кирпичика, самолетика и т. д.
Для игры требуется по два экземпляра каждой игрушки. Некоторые из них, если они одинаковой формы, должны отличаться по цвету, чтобы дети могли применить знание цветов и самостоятельно выделить форму предмета как его отличительный признак. Кроме того, необходимы два небольших мешочка с двумя отверстиями для рук, собранными на резинке, как у муфты.
Все игрушки и обе муфточки помещаются в коробке с соответствующими отделениями: для одного комплекта, для другого и для муфточек.
Описание игры и приемы ее проведения
Воспитатель обещает детям поиграть с новыми игрушками, которые он для них приготовил. После завтрака предлагает детям поставить стульчики полукругом, а напротив них ставит небольшой столик с коробкой, в которой находится игровой материал. Вынув из коробки два мешочка (муфточки), взрослый показывает, как вставляются в муфточку обе руки, и дает детям попробовать самим, как это делается. Малыши передают друг другу муфточки с двух сторон, начиная с тех, кто сидит с краю. Встретившись в середине полукруга, муфточки возвращаются на столик к воспитателю.
Вынимая из коробки по очереди каждую игрушку, воспитатель показывает ее детям и ставит на столик. Малыши называют предметы и рассматривают их со всех сторон. На столе выстраивается весь комплект игрушек. После этого воспитатель на глазах у детей вкладывает один за другим все предметы в муфточку, а вызванный им ребенок проделывает то же самое с другим комплектом игрушек и другой муфточкой.
– Спрятались от нас игрушки, – говорит педагог. – Ничего, сейчас мы их будем искать и опять вернем. – Он подзывает к себе двух детей, освобождает место на столе и усаживает их напротив друг друга так, чтобы их действия были видны всем. Каждый малыш получает муфточку с игрушками. – Сейчас мы решим, кто первый будет искать игрушку, – говорит воспитатель и использует простую считалочку:
Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три,
Первый – ты.
Обращаясь к первому ребенку, воспитатель предлагает ему выбрать в муфточке то, что ему понравится. (Выбирающий обследует предмет обеими руками, поворачивая его и ощупывая с разных сторон.)
– Выбрал? – спрашивает воспитатель. – Тогда назови, что нашел, и спроси, есть ли такая же игрушка у Пети (имя другого ребенка).
Педагог объясняет, что нужно сказать следующие слова: «У меня есть шарик (лимон, яйцо и пр.). А у тебя есть или нет?» – и поставить названный предмет на стол. Другой партнер должен найти в своей муфточке такой же предмет и ответить: «И у меня есть шарик», потом вынуть его из муфточки и положить рядом для сравнения. Все сравнивают игрушки и оценивают правильность решения задачи. Если задача решена верно и предметы совпадают по форме, дети хлопают в ладоши.
Игра продолжается, только теперь выбирает игрушку второй ребенок, а первый находит такую же в своей муфточке, и опять обе игрушки ставятся рядом. Оценив правильность решения задачи, воспитатель выбирает двух новых детей, и игра продолжается. Так по очереди все дети выбирают и находят игрушки, обследуя на ощупь и узнавая предметы по форме.
По окончании игры воспитатель вместе с детьми укладывает материал в коробку.
Правила игры
1. Обследовать игрушки на ощупь, обеими руками, поворачивая их со всех сторон.
2. Вынимать игрушку из мешочка и ставить на стол можно только после того, как ее назвал.
3. Выбирать игрушку и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки.
Советы воспитателю
Для успешного решения обучающей задачи большое значение имеет не только осязательное, но и зрительное обследование. В процессе предварительного рассматривания игрушек у детей возникает зрительный образ предмета, который будет способствовать осязательному обследованию и узнаванию предмета по форме. Поэтому очень важно, чтобы рассматривание предметов проходило эмоционально и дети могли полюбоваться игрушками.
Чтобы не усложнять процесс обследования и выбора игрушек, вкладывайте в каждую муфточку не более пяти предметов. Так будет просторнее рукам ребенка, что облегчит узнавание игрушек. Опознанные детьми предметы возвращаются каждый раз в муфточки. Как только три—четыре пары детей поиграют этими игрушками, замените их другими.
При повторном проведении игры можно добавлять новые игрушки или заменять некоторые из них предметами более сложной формы, с дополнительными деталями (например, ведерко можно заменить кастрюлькой, кружку – сахарницей и т. д.).
Обратите особое внимание на тот момент в игре, когда сравниваются две вынутые из муфточек игрушки. Спрашивая детей, что у них одинаковое, а что разное, помогите им выделить форму как существенный отличительный признак, отвлекаясь от признаков цвета. Оценивая правильность решения задачи, важно дать возможность детям в полной мере пережить свой успех и получить удовлетворение от признания своих личных достижений другими детьми и взрослыми. Поэтому не нужно жалеть похвал и добрых слов, оценивая успехи детей.
В процессе игры дети совершенствуют приемы осязательного обследования. Движения рук, осуществленные под руководством воспитателя, приобретают все большую согласованность: пальцы скользят по всей поверхности предмета. Это приводит к построению целостного, четкого образа формы предмета, что облегчает узнавание его на ощупь.
Организация игры настолько проста, что играть в нее вдвоем или вчетвером малыши могут и без непосредственного участия взрослого, только под его общим наблюдением и руководством. Это способствует относительной самостоятельности детей и сближению их друг с другом.