Понятие и значение производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

Рассматриваемое производство представляет собой новеллу в уго­ловно-процессуальном регулировании общественных отношений. Появление этого производства обусловлено наличием у определен­ных категорий граждан различных иммунитетов и некоторых других характеристик.

Производство по уголовным делам в отношении отдельных катего­рий лиц— особое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли руководите­ля следственного органа, коллегии судей (или судьи), квалификаци­онной коллегии судей, в том числе органов законодательной власти России, по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела и при­влечения в качестве обвиняемых лиц, перечень которых дан в ст. 447 УПК РФ, и направлении уголовного дела в суд для призна­ния их виновными и определения им наказания.

Перечень категорий лиц, в отношении которых применяется рассматриваемое производство, носит исчерпывающий (закрытый) характер и не подлежит расширительному толкованию.

В основу этого перечня законом положены должностное поло­жение отдельных категорий лиц или их уголовно-процессуальный статус.

Производство по уголовным делам в отношении отдельных ка­тегорий лиц применяется в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государст­венной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена вы­борного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитраж­ного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного)

636

IV. Особые производства и иные институты

суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражно­го заседателей в период осуществления ими правосудия;

3) председателя Счетной палаты Российской Федерации, его за­местителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполне­ние своих полномочий, а также кандидата в Президенты Россий­ской Федерации;

6) прокурора;

6.1) председателя Следственного комитета при прокуратуре Рос­сийской Федерации;

6.2) руководителя следственного органа;

7) следователя;

8) адвоката;

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Рос­сийской Федерации.

Производство по уголовным делам в отношении перечисленных лиц ведется в общем порядке с изъятиями, предусмотренными гла­вой 52 УПК РФ (ст. 447).

Основной задачей рассматриваемого производства является госу­дарственная охрана прав и законных интересов должностных и иных лиц, указанных в ст. 447 УПК, с целью обеспечения надлежащего исполнения ими возложенных на них должностных функций.

Значение рассматриваемого производства заключается в сле­дующем.

Во-первых, оно выступает в качестве дополнительной гарантии для лиц, указанных в ч. 1 ст. 447, от незаконного и необоснованно­го возбуждения, предварительного расследования и судебного рас­смотрения и разрешения уголовного дела.

Во-вторых, наличие этого производства обеспечивает соответст­вующим лицам возможность надлежащего выполнения своих долж­ностных обязанностей или уголовно-процессуальных функций, воз­ложенных на них действующим законодательством.

В-третьих, это особое производство препятствует использова­нию уголовного судопроизводства в качестве незаконного средства воздействия (давления) на перечисленные категории лиц с целью добиться совершения ими действий или принятия решений вопреки их должностному и иному долгу и выполняемым функциям.

34. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц 637

Наши рекомендации