Понятие и значение производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Рассматриваемое производство представляет собой новеллу в уголовно-процессуальном регулировании общественных отношений. Появление этого производства обусловлено наличием у определенных категорий граждан различных иммунитетов и некоторых других характеристик.
Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц— особое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли руководителя следственного органа, коллегии судей (или судьи), квалификационной коллегии судей, в том числе органов законодательной власти России, по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемых лиц, перечень которых дан в ст. 447 УПК РФ, и направлении уголовного дела в суд для признания их виновными и определения им наказания.
Перечень категорий лиц, в отношении которых применяется рассматриваемое производство, носит исчерпывающий (закрытый) характер и не подлежит расширительному толкованию.
В основу этого перечня законом положены должностное положение отдельных категорий лиц или их уголовно-процессуальный статус.
Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц применяется в отношении:
1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного)
636
IV. Особые производства и иные институты
суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателей в период осуществления ими правосудия;
3) председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
6) прокурора;
6.1) председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;
6.2) руководителя следственного органа;
7) следователя;
8) адвоката;
9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Производство по уголовным делам в отношении перечисленных лиц ведется в общем порядке с изъятиями, предусмотренными главой 52 УПК РФ (ст. 447).
Основной задачей рассматриваемого производства является государственная охрана прав и законных интересов должностных и иных лиц, указанных в ст. 447 УПК, с целью обеспечения надлежащего исполнения ими возложенных на них должностных функций.
Значение рассматриваемого производства заключается в следующем.
Во-первых, оно выступает в качестве дополнительной гарантии для лиц, указанных в ч. 1 ст. 447, от незаконного и необоснованного возбуждения, предварительного расследования и судебного рассмотрения и разрешения уголовного дела.
Во-вторых, наличие этого производства обеспечивает соответствующим лицам возможность надлежащего выполнения своих должностных обязанностей или уголовно-процессуальных функций, возложенных на них действующим законодательством.
В-третьих, это особое производство препятствует использованию уголовного судопроизводства в качестве незаконного средства воздействия (давления) на перечисленные категории лиц с целью добиться совершения ими действий или принятия решений вопреки их должностному и иному долгу и выполняемым функциям.
34. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц 637