Список субъектов РФ, принимавших участие в программе PISA-2009
О Международной программе PISA-2009 и одном из результатов по критерию: читательская грамотность
Часть 1. Продолжение в №1 за 2011 год
Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?
Начнем с участников PISA-2009, затем сообщим о целях и результатах. Участники исследования PISA-2009 Программа PISA-2009, как и программы предыдущих лет, осуществлялась консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций при участии национальных центров и организации ОЭСР. Руководил работой консорциума Австралийский Совет исследований в области образования (The Australian Council for Educational Research, ACER). В Консорциум входили также следующие организации: Нидерландский Национальный институт измерений в области образования (Netherlands National Institute for Educational Measurement, CITO); Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS); Японский Национальный институт исследований в области образования (National Institute for Educational Research, NIER); Американская организация ВЕСТАТ (WESTAT), выполняющая различные исследования по сбору статистической информации и др.
В России работа велась в рамках проектов Федеральной целевой программы развития образования. Исследование проводилось сотрудниками Отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием 45 субъектов РФ и различных региональных организаций, занимающихся проблемами образования.
Список субъектов РФ, принимавших участие в программе PISA-2009
1. Республика Адыгея
2. Республика Башкортастан
3. Республика Дагестан
4. Республика Карелия
5. Республика Коми
6. Республика Марий Эл
7. Республика Саха (Якутия)
8. Республика Татарстан
9. Удмуртская Республика
10. Чувашская Республика
11. Алтайский край
12. Краснодарский край
13. Красноярский край
14. Приморский край
15. Ставропольский край
16. Астраханская область
17. Владимирская область
18. Волгоградская область
19. Вологодская область
20. Воронежская область
21. Калужская область
22. Кемеровская область
23. Курская область
24. Московская область
25. Нижегородская область
26. Новосибирская область
27. Омская область
28. Оренбургская область
29. Пермский край
30. Ростовская область
31. Рязанская область
32. Самарская область
33. Саратовская область
34. Сахалинская область
35. Свердловская область
36. Тамбовская область
37. Томская область
38. Тульская область
39. Тюменская область
40. Ульяновская область
41. Челябинская область
42. Забайкальский край
43. г. Москва
44. г. Санкт-Петербург
45. Ханты-Мансийский АО
Основной вопрос, на который предполагалось получить ответ в процессе международного исследования PISA, звучит так: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?
На этот вопрос пытаются ответить специалисты 65 стран мира в ходе Международной программы PISA1, в которой впервые реализуется компетентностный подход в оценке образовательных достижений. Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР)2.
Целью программы PISA является оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оценивается читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность).
За годы реализации программы значительно вырос авторитет этого исследования: в 2000 году в программе участвовало 32 страны (из них 28 стран ОЭСР), в 2003 году – 40 стран, в 2006 – 57 стран, а в 2009 году – 65 стран (из них 34 страны ОЭСР).
Особенностью программы PISA в 2009 году является ориентация исследования на оценку читательской грамотности3 . Впервые появилась возможность по единой шкале, установленной в 2000 году, оценить читательскую грамотность более 470 тысяч 15-летних учащихся из 65 стран мира и выявить тенденции развития образования в данной области за 9 лет.
Ни одно международное сравнительное исследование качества образования не имело такого воздействия на образование стран, как программа PISA. Для объяснения результатов, полученных в исследовании в 2000, 2003 и 2006 годах, было инициировано значительное число научных исследований в области оценки качества и эффективности образования. Страны, используя результаты исследования, смогли определить сильные и слабые стороны образования, увидеть свой профиль на фоне других стран и определить направления совершенствования учебного процесса в школах. В 13 странах были проведены эффективные реформы образования, положительный результат которых был зафиксирован в 2009 году.
Как было показано в публикациях стран, которые дополнительно провели лонгитьюдные исследования на выборке исследования PISA 2000 и 2003 годов, результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния.
Россия принимала участие во всех четырех циклах программы PISA: в 2000, 2003, 2006 и 2009 годах.
Результаты проведенных исследований стали предметом дополнительного анализа коллективов Российской академии образования, Федерального института развития образования, проектов Национального фонда подготовки кадров и Высшей школы экономики. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, использовались при введении государственной итоговой аттестации выпускников школы в форме ЕГЭ и ГИА-9, при разработке государственных стандартов второго поколения, при разработке компетентностно-ориентированных измерителей образовательных достижений. По результатам анализа были инициированы дополнительные исследования, целью которых было объяснить отличающиеся результаты в различных международных исследованиях, например, PISA и PIRLS.
От участия России в исследовании PISA в 2009 году ожидались ответы на следующие вопросы:
1. Каково состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?
2. Что изменилось в российском образовании за последнее десятилетие?
3. В каком направлении следует совершенствовать российское образование? Какие средства и методы можно использовать для достижения положительного эффекта?
Ниже представлены первые результаты исследования PISA в 2009 году в России в сравнении с 34 странами ОЭСР, наиболее экономически развитыми из 65 стран-участниц.
Выборка российских учащихся 15-летнего возраста включала 5633 обучающихся из 210 образовательных учреждений 45 регионов России. В выборку вошли 15-летние учащиеся основной и средней школы, а также учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.