Условия здоровьесбережения в школе

О каких условиях здоровьесбере жения в школе следует вести речь? В первую очередь о тех, которые влияют (непосредственно или опосредованно) на ученика, то есть условиях, в которые попадает ученик в процессе образовательной (учебной) деятельности. Лукьянова М.И. [7] выделяет несколько групп таких условий. А именно:

· межличностные отношения с людьми, скоторыми происходит общение ученика в конкретном образовательном учреждении - педагогами, одноклассниками, другими учащимися (микроклимат в педагогическом и классном коллективах, уровень авторитетности учителей в глазах детей, степень взаимопонимания и поддержки, симпатии и антипатии как основа формирования микрогрупп в классах, уровень сплоченности ученических групп и т. д.);

· направленность и особенности организации учебного процесса, определяющие характер взаимодействия между участниками образовательного процесса в их деятельности (учебной и педагогической). Здесь важными являются приоритетные методы преподавания/ учения, ориентация на коллективные/ индивидуальные способы обучения, степень учета интересов и способностей учащихся, способы и стиль взаимодействия учителя с коллегами и учениками, реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения и др.;

· степень профессиональной компетентности педагогов школы, качество преподавательского корпуса (уровень профессиональных знаний, умений и навыков, сформированность профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих конструктивное взаимодействие, доброжелательность др.);

· • материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений, обеспеченность и качество учебной литературы, наглядных пособий, школьного оборудования и мебели, соблюдение санитарно-гигиенических требований др.).

Здоровьесберегающими в образовании можно считать лишь те изменения, в которых доминирующим выступает «личностное измерение», то есть те аспекты образовательного процесса, которые непосредственно соотносятся с личностным развитием учащихся. Таким образом, изменения содержания и организации образовательного процесса должны быть ориентированы прежде всего на личностное развитие учащихся и других участников образовательного процесса.

В содержании личностно ориентированного образования Е.В. Бондаревская [1] выделяет компоненты, которые в полной мере соответствуют требованиям здоровьесбережения:

• аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций; необходимо, чтобы здоровье входило в разряд ценностных приоритетов школьников);

• когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, природе, ноосфере как основе духовно-нравственного развития и здоровья);

• деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, жизненно важных навыков, обеспечивающих здоровый образ жизни);

• личностный (способствует самопознанию, развитию рефлексивных способностей, овладению способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формированию жизненной позиции).

Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей [2; 8; 9]. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51 статья которого начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Ученые и практики понимают влияние постоянного переутомления на здоровье учащихся и борются с этим явлением, но мало кто идет путем предотвращения перегрузки через использование «здоровьесберегающих технологий», т.е. совокупности приемов, методов, форм обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:

· учет индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и других) особенностей учащегося, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типа памяти и т.п.;

· недопускание чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при освоении учебного материала, стремление добиться оптимальных результатов обучения обязательно при оптимизации необходимых затратах времени и сил учащегося и педагога;

· обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание благоприятного морально-психологического климата в учебной группе, укрепление психического здоровья учащихся;

· делать акцент не только на организации учебного процесса, не приносящей вреда, но и на том, чтобы научить учащихся самостоятельно защищаться от стрессов, обид, оскорблений, обучить его средствам психологической защиты и сохранения здоровья.

Рассмотрим основные здоровьесберегающие технологии.

Лукьянова М.И. [7] указывает, что созданию здоровьесберегающей образовательной среды способствует применение технологий личностно ориентированного обучения.

Технологии личностно ориентированного обученияпредполагают развитие личностных (социально значимых) качеств учащихся с помощью учебных предметов. Спектр социально значимых качеств достаточно разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные. Личностно ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся,поскольку самовыражение в данном случае становится эффективным способом закрепления тех или иных личностных качеств и обеспечения психологического и социального здоровья.

Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных). Ее цель - оказать психологическую и методическую помощь школьникам, чтобы их учебная деятельность была успешной. Следовательно, эта технология позволяет, прежде всего, учитывать особенности аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на сохранение интереса к учебному материалу. Снижается тревожность учащихся, формируется их адекватная самооценка.

Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Что обеспечивает развитие мышления, способности к анализу и рефлексивно-оценочной деятельности.

Ненасильственное обучение позволяет использовать психологические и педагогические средства конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся, помогает учителю уйти от авторитарного и манипулятивного стиля управления на уроке, дает возможность увлечь, заинтересовать школьников учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности. Учитель с помощью ненасильственного обучения создает благоприятный психологический микроклимат, предупреждает гиподинамию через разнообразные формы коллективной деятельности, способствует эмоциональному благополучию школьников.

Технология диалогового обучения дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, то есть превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога, как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетными становятся взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, создания благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на интерес к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.

Используя технологию рефлексивного обучения, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи. Рефлексивное обучение помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности [2; 7; 8; 9].

Козык Н.И. [4] предлагает проводить следующие оздоровительные мероприятия в режиме дня.

Гимнастика до занятий. Она служит прекрасным организационным и мобилизующим фактором. Во время занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый ритм, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности. Комплекс состоит из 4-7 общеразвивающих упражнений. Выполняется в течение 5-6 минут. При составлении комплекса физических упражнений необходимо учитывать, с какого именно урока начинается учебный день. Если первый урок — письмо или русский язык, то целесообразно включить упражнения для развития мышц кисти. Если первый урок — литературное чтение, то в комплекс следует включить специальные упражнения, укрепляющие аккомодационный аппарат глаз.

Физкультурные минутки. Это кратковременные перерывы на занятиях (на 8-20-й минутах занятия). Занимают 1 -3 минуты для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой детей. Их цель — предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика, мудры); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика.

Динамические паузы. Они, как правило, проводятся в середине рабочего дня, на третьем уроке. При хорошей погоде проводятся на свежем воздухе, в плохую погоду — в хорошо проветриваемом помещении. В программу динамических пауз можно вводить общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Активный отдых, подвижные игры на свежем воздухе приносят больше пользы организму, чем перемены, проводимые в помещении школы. А систематический отдых на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное влияние. Ритмическая гимнастика выполняется под музыку с контролем дыхания. Состоит она из разминок, в которую входят гимнастические упражнения и танцевальный комплекс. В комплекс входят упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, туловища. А игры на свежем воздухе и в помещении помогут интереснее провести свободное время, стать более организованным и самостоятельным благодаря правилам игр.

Уроки здоровья. На уроках здоровья можно дать детям больше знаний о важности быть здоровым. В разработке программы таких уроков я, например, за основу использовала программы Л.А. Обуховой и Н.Г. Лемяскиной «Школа докторов здоровья, или 135 уроков здоровья», а также материалы из книги Н.И. Дереклеевой «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». В уроки здоровья ввожу аффирмации (целительные утверждения), например: «Изо дня в день, с каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше». Уделяю внимание релаксин — расслаблению организма через дыхание (особенно при нервных состояниях): 10 глубоких выдохов и вдохов в соотношении (1 — вдох; 1-2-3-4 — задержка дыхания; 1-2 — выдох) [4].

Почекутова Г.А. [12] указывает на важность организации подвижных игр на переменах. Проведение динамических подвижных перемен способствует лучшему восприятию учебного материала, физическому развитию и воспитанию волевых качеств.

Приведем примеры некоторых игр.

Мяч по кругу. Играющие стоят по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага друг от друга и передают мяч соседу вправо или влево. Водящий находится за кругом и старается коснуться мяча, не задевая играющих. Тот, у кого он коснется мяча, становится водящим, а водящий занимает его место.

Выигрывают играющие, которые не были водящими.

Можно образовать два-три круга и назначить соответственно столько же водящих.

Удочка. Играющие стоят по кругу, водящий — в середине круга и крутит веревочку с мешочком на конце так, чтобы мешочек находился на 10-15 см от пола. По команде все играющие начинают прыгать через веревочку. Задевший ее получает штрафное очко.

Выигрывают играющие, получившие меньшее число штрафных очков за 8-10 кругов.

Кто первый? Играют две команды.

Между двумя стульями, стоящими на расстоянии 8-10 м друг от друга, кладется веревка. Около каждого стула стоит один участник. По сигналу каждый участник бежит к стулу противника и, обогнув его, бежит обратно. Добежав до своего стула, он старается как можно скорее схватить конец веревки.

Побеждает тот, кто раньше схватит канат веревки.

Не ошибись. Учитель стоит с играющими в круге и предлагает выполнять за ним различные движения, кроме заранее запрещенных. Тот, кто ошибается, получает штрафное очко.

Выигрывает тот, кто не сделал ошибок.

Музыкальная палочка. Играющие стоят по кругу. В центре круга — водящий. Под музыку играющие передают за спиной палочку так, чтобы водящий не видел ее. Как только музыка остановится, водящий должен узнать, у кого палочка. Если он узнал, они меняются ролями.

Ну-ка, отними! Играющие стоят за чертой. Водящий бросает мяч вперед, и все бегут за ним. Тот, кто первый схватит мяч, бежит с ним обратно за черту. Остальные пытаются коснуться мяча рукой. Если кто-то коснулся мяча рукой, водящий ударяет мячом о землю. Мяч может поймать любой игрок. Тот, кому удалось без препятствия пронести мяч за черту, становится водящим и получает право бросать мяч.

Побеждает тот, кто большее число раз был водящим.

Птицы и клетка. Играющие образуют два круга: внутренний круг — клетка, внешний — птицы. Клетка движется указанным способом влево, а птицы летят вправо. По сигналу клетка останавливается, и все, образующие ее, поднимают сцепленные руки вверх. Птицы пролетают в клетку и вылетают из нее. По второму сигналу клетка захлопывается. Игроки внутреннего круга приседают и опускают руки вниз. Птицы, оказавшиеся в клетке, присоединяются к игрокам внутреннего круга и помогают им ловить оставшихся птиц при повторении игры.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья. Именно комплексное использование позволяет выполнить примерный объем двигательной активности [12].

Наши рекомендации