Система коррекционной работы

Характеристика звука

Согласный, так как есть преграда в ротовой полости.

Ротовой, так как мягкое небо поднято.

Глухой, так как образуется без голоса.

По способу образования щелевой.

По месту образования переднеязычный.

По степени подъема спинки языка - твердый

Нормальная артикуляция

Губы – раскрыты в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

Зубы – между зубами небольшая щель в 1,5 – 2 мм.

Язык – широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.

Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор.

Голосовые складки разомкнуты.

Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке. Струя узкая и холодная.

Недостатки звукопроизношения

Антропофонические дефекты – сигматизм

· Шипящий сигматизм

· Межзубный

· Губно-зубной

· Боковой

· Носовой

Фонологические дефекты – парасигматизм: замены [с] на другие свистящие и шипящие, а так же на [т], [х], [ф] или смешение этих звуков.

Система коррекционной работы

1) Подготовительные упражнения:

При дислалии подготовительные упражнения отрабатываются исходя из правильной артикуляции звука.

Для губ – нижнюю губу закусить, верхнюю вверх, наоборот; оскал; улыбка обнажающая зубы.

Для языка – лопата, чищу зубы внизу, кошечка сердится, санки и горка, желобок.

Для воздушной струи – сдувание и поддувание легких предметов, дутье через желобок.

2) Способы постановки звука

· По подражанию.

· От артикуляционной гимнастики.

· От опорных звуков (Ф, И-Э, Ц )

· С механической помощью.

3) Автоматизация сначала в прямых, между гласными, обратных слогах и при стечении согласных.

4) Дифференциация.

По данному образцу сделать анализ:

ü шипящих звуков (ш, ж, щ, ч), недостатки их и воспитание.

ü сонорных звуков (л, ль, р, рь), недостатки их и воспитание.

ü заднеязычных звуков (к, г, х), недостатки их и воспитание.

ü Недостатки и исправление дефектов звонкости.

ü Недостатки и исправление дефектов мягкости – твердости.

Литература:

1) Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых М., 2001

2) Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

3) Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.

4) Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.

5) Фомичева М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец и др. – М.: Академия, 2001.

5. Механическая дислалия. Зарисуйте анатомические дефекты периферического отдела артикуляционного аппарата.

6. Какие нарушения произношения согласных и гласных звуков, могут быть обусловлены недостатками в строении органов артикуляции? Заполните таблицу:

Артикуляционный орган Анатомический дефект Нарушенные в произношении звуки
губы тонкие, толстые, укороченная верхняя губа  
зубы отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд, мелкие и кривые  
челюсть передний открытый прикус  
боковой открытый прикус  
глубокий прикус  
Прогения (мезиальный прикус)  
Прогнатия (дистальный прикус)  
язык толстый, большой язык, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка  
узкий язык  
массивный, непластичный язык  
Уздечка подъязычная  
небо от формы неба зависят движения и положения языка
куполообразное, чрезмерно узкое, высокое  
носоглотка аденоидные разращения (затрудняют носовое дыхание), у ребенка постоянно открыт рот  
нарушение функции мягкого неба вследствие удаления аденоидов, искривление носовой перегородки, хронические риниты, тонзиллиты, увеличение небных миндалин вследствие хронического воспаления  

7. Кратко опишите направления комплексной коррекционной работы при механической (органической) дислалии.

Литература:

1) Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы ее коррекции // Дефектология. – 2000. – № 4. – С. 22-31.

2) Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М. : Книголюб, 2003. – 144 с.

3) Кармадонова Л. Е. Использование современных ортодонтических средств в коррекции нарушений звуковой стороны речи у дошкольников Методическое пособие для логопедов и родителей.

4) Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта / Под ред. Я.В. Костиной, В.М. Чапала. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Раздел 3. ДИЗАРТРИЯ

8. Охарактеризуйте первичные нарушения в структуре дефекта при дизартрии. Нарушение артикуляционной моторики: неправильное функционирование органов артикуляции, нарушение физиологического и речевого дыхания, дефекты звукопроизношения. Артикуляционно-акустические особенности гласных и согласных фонем. Нарушение голоса (силы, высоты, тембра). Особенности темпа, ритма, интонационной стороны речи.

9. Охарактеризуйте вторичные нарушения в структуре дефекта при дизартрии. Недоразвитие фонематического слуха и восприятия; лексико-грамматических средств языка. Депривация моторного компонента и влияние его на развитие импрессивной стороны речи, задержку речевого развития; снижение уровня познавательной деятельности, нарушение коммуникации; дисграфии, дислексии. Личностные особенности детей с дизартрией.

10. Проанализируйте литературные источники по вопросу раннего развития детей с дизартрией. Влияние органического поражения ЦНС на физическое и психическое развитие ребенка. Сенсомоторное развитие. Сроки появления гуления и особенности его развития. Лепет и его развитие. Сроки появления внеречевых средств общения, количество их и типология. Особенности развития психологической базы речи (внимания, восприятия, памяти, мышления). Развитие ведущей деятельности возраста (эмоциональное общение, предметная деятельность, начальные этапы развития игровой деятельности).

11. Подберите игры и упражнения по формирования нижеперечисленных функций.

ü Развитие психологической базы речи (восприятие разной модальности, внимания, памяти, мышления).

ü Нормализация мышечного тонуса, общей, ручной моторики, кистей и пальцев рук (дифференцированный массаж, ЛФК, ритмика). Развитие кинестетических ощущений от движения, механизма переключения, объема, темпа движений, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, стереогенеза.

ü Развитие речевой моторики: формирование артикуляционного праксиса (пассивная, пассивно-активная, активная гимнастика), преодоление слюнотечения, активизация небной занавески, формирование силы и продолжительности ротового выдоха, развитие фонационного дыхания, дифференциация ротового и носового выдохов.

ü Развитие силы, высоты и модуляции голоса, преодоление тембровых расстройств.

12. Подберите литературу по теме «Коррекция эмоционально-волевой сферы и особенностей личностного развития при дизартрии».

13. От чего зависит динамика коррекционно-развивающего обучения детей с дизартрией?

Литература:

1) Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста М.: АСТ: Астрель, 2007.

2) Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007.

3) Бадалян Л.О. Детская неврология - М: Медицина, 1984 - 575 с.

4) Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 287 с.

5) Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

6) Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.

7) Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 158 экз.

8) Лопатина Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительной речи дошкольников с речевыми нарушениями : учеб.-метод. пособие для студентов вузов по направлению 540600 (050700) "Педагогика" / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. - СПб. : ЦДК, 2010. - 143 с. - 10 экз.

9) Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Лаврова. –М.: Издательский центр «Академия», 2007.

10) Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 191 с. – 1 экз.

11) Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985.-192с.

12) Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008.

13) Шевцов, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М. : Астрель, 2009. – 222 с.

14) Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М., 2001.

Раздел 4. РИНОЛАЛИЯ

14. Первичные нарушения в структуре дефекта при открытой врожденной ринолалии. Нарушение артикуляционной моторики: патологическая поза языка; неправильное функционирование его; нарушение физиологического и речевого дыхания, грубые дефекты звукопроизношения.

15. Вторичные нарушения в структуре дефекта при ринолалии. Недоразвитие фонематического слуха и восприятия; лексико-грамматических средств языка. Депривация моторного компонента и влияние его на развитие импрессивной стороны речи; задержка речевого развития; снижение уровня познавательной деятельности; нарушение коммуникации; дисграфии, дислексии. Личностные особенности детей.

16. Система коррекционно-развивающего обучения детей с ринолалией с рождения до одного года. Подберите игры для детей раннего возраста, направленные на:

ü Формирование эмоционального общения, развитие паралингвистических средств языка, вызывание вокализов.

ü Развитие зрительного, слухового, телесно-тактильного, мануально-тактильного восприятия.

ü Формирование зрительного сосредоточения при фиксации взора на лице человека, статичном и движущемся предмете; развитие зрительного сосредоточения при фиксации взора на движущемся в горизонтальном и других плоскостях предмете.

ü Развитие слухового сосредоточения при восприятии контрастных звуков, на эмоционально интонированную речь взрослого и т. д.

ü Формирование непроизвольного сосредоточения на телесных ощущениях, развитие мышечной памяти на основе накопления двигательного и сенсорного опыта.

ü Формирование ориентировочной реакции, умения выполнять простые просьбы, различать интонацию голоса.

17. Система коррекционно-развивающего обучения детей с ринолалией с одного года до трех лет. Подберите игры для детей младшего дошкольного возраста, направленные на:

ü Формирование диафрагмального дыхания; направленного ротового выдоха; дифференцированного ротового и носового выдохов.

ü Развитие опосредованным путем праксиса речевого аппарата, вызывание артикулем.

ü Развитие голосовой функции.

ü Расширение паралингвистических средств общения;

ü Предметно-игровой деятельности;

ü Формирование диалогической речи.

ü Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.

18. Система коррекционно-развивающего обучения детей с открытой ринолалией в послеоперационный период. Выписать упражнения, направленные на:

ü Стимуляция работы мышц небно-глоточного кольца;

ü Развитие фонационного дыхания;

ü Дифференциация ротового и носового выдохов;

ü Коррекция дефектов звукопроизношения и голоса;

ü Развитие фонематического слуха и восприятия;

ü Формирование лексико-грамматических средств языка.

ü Совершенствование диалогической формы речи, коммуникативной и регулирующей функции.

ü Коррекция эмоционально-волевой сферы.

19. Самостоятельно изучить материал по данной теме. Закрытая ринолалия и пути коррекции. Классификация, причины закрытой ринолалии. Комплексная система обучения и лечения. Система логопедической работы: воспитание носового дыхания; развитие ротового выдоха; формирование нижнедиафрагмального дыхания. Активизация мышц мягкого неба и задней стенки глотки; воспитание кинестетических ощущений от подъема и опускания небной занавески; дифференциация носового и ротового выдохов; уточнение или постановка звуков [М] и [Н]; автоматизация их; дифференциация фонем [м-б, н-д, м-н]; развитие голоса на гласных звуках.

Литература:

1. Алмазова, Е. С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М., 1975. – С. 89 - 108.

2. Белякова, Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М., 2004.

3. Волосовец, Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии (дооперационный период) //Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. М. - Воронеж, 2003, с. 93-102

4. Ермакова, И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М., 1984. - 143 с. (переиздано в 1996 г.).

5. Репина, З. А. Нарушения письма у детей с ринолалией: учеб. пособие, 2 – е изд., испр. и доп. / Урал.гос.пед.ун – т., Ин-т спец.образования. - Екатеринбург, 1999. – 90 с. – 8 экз.

6. Репина, З.А. ринолалия: учеб. пособие / З.А. Репина; ФГБОУ Во «УрГПУ». – Екатеринбург, 2016 . – 77 с.

7. Соболева, Е.А. Ринолалия / Е.А. Соболева. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

Наши рекомендации