Система коррекционной работы
Характеристика звука
Согласный, так как есть преграда в ротовой полости.
Ротовой, так как мягкое небо поднято.
Глухой, так как образуется без голоса.
По способу образования щелевой.
По месту образования переднеязычный.
По степени подъема спинки языка - твердый
Нормальная артикуляция
Губы – раскрыты в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
Зубы – между зубами небольшая щель в 1,5 – 2 мм.
Язык – широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.
Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор.
Голосовые складки разомкнуты.
Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке. Струя узкая и холодная.
Недостатки звукопроизношения
Антропофонические дефекты – сигматизм
· Шипящий сигматизм
· Межзубный
· Губно-зубной
· Боковой
· Носовой
Фонологические дефекты – парасигматизм: замены [с] на другие свистящие и шипящие, а так же на [т], [х], [ф] или смешение этих звуков.
Система коррекционной работы
1) Подготовительные упражнения:
При дислалии подготовительные упражнения отрабатываются исходя из правильной артикуляции звука.
Для губ – нижнюю губу закусить, верхнюю вверх, наоборот; оскал; улыбка обнажающая зубы.
Для языка – лопата, чищу зубы внизу, кошечка сердится, санки и горка, желобок.
Для воздушной струи – сдувание и поддувание легких предметов, дутье через желобок.
2) Способы постановки звука
· По подражанию.
· От артикуляционной гимнастики.
· От опорных звуков (Ф, И-Э, Ц )
· С механической помощью.
3) Автоматизация сначала в прямых, между гласными, обратных слогах и при стечении согласных.
4) Дифференциация.
По данному образцу сделать анализ:
ü шипящих звуков (ш, ж, щ, ч), недостатки их и воспитание.
ü сонорных звуков (л, ль, р, рь), недостатки их и воспитание.
ü заднеязычных звуков (к, г, х), недостатки их и воспитание.
ü Недостатки и исправление дефектов звонкости.
ü Недостатки и исправление дефектов мягкости – твердости.
Литература:
1) Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых М., 2001
2) Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
3) Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.
4) Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.
5) Фомичева М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец и др. – М.: Академия, 2001.
5. Механическая дислалия. Зарисуйте анатомические дефекты периферического отдела артикуляционного аппарата.
6. Какие нарушения произношения согласных и гласных звуков, могут быть обусловлены недостатками в строении органов артикуляции? Заполните таблицу:
Артикуляционный орган | Анатомический дефект | Нарушенные в произношении звуки |
губы | тонкие, толстые, укороченная верхняя губа | |
зубы | отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд, мелкие и кривые | |
челюсть | передний открытый прикус | |
боковой открытый прикус | ||
глубокий прикус | ||
Прогения (мезиальный прикус) | ||
Прогнатия (дистальный прикус) | ||
язык | толстый, большой язык, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка | |
узкий язык | ||
массивный, непластичный язык | ||
Уздечка подъязычная | ||
небо | от формы неба зависят движения и положения языка | |
куполообразное, чрезмерно узкое, высокое | ||
носоглотка | аденоидные разращения (затрудняют носовое дыхание), у ребенка постоянно открыт рот | |
нарушение функции мягкого неба вследствие удаления аденоидов, искривление носовой перегородки, хронические риниты, тонзиллиты, увеличение небных миндалин вследствие хронического воспаления |
7. Кратко опишите направления комплексной коррекционной работы при механической (органической) дислалии.
Литература:
1) Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы ее коррекции // Дефектология. – 2000. – № 4. – С. 22-31.
2) Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М. : Книголюб, 2003. – 144 с.
3) Кармадонова Л. Е. Использование современных ортодонтических средств в коррекции нарушений звуковой стороны речи у дошкольников Методическое пособие для логопедов и родителей.
4) Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта / Под ред. Я.В. Костиной, В.М. Чапала. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Раздел 3. ДИЗАРТРИЯ
8. Охарактеризуйте первичные нарушения в структуре дефекта при дизартрии. Нарушение артикуляционной моторики: неправильное функционирование органов артикуляции, нарушение физиологического и речевого дыхания, дефекты звукопроизношения. Артикуляционно-акустические особенности гласных и согласных фонем. Нарушение голоса (силы, высоты, тембра). Особенности темпа, ритма, интонационной стороны речи.
9. Охарактеризуйте вторичные нарушения в структуре дефекта при дизартрии. Недоразвитие фонематического слуха и восприятия; лексико-грамматических средств языка. Депривация моторного компонента и влияние его на развитие импрессивной стороны речи, задержку речевого развития; снижение уровня познавательной деятельности, нарушение коммуникации; дисграфии, дислексии. Личностные особенности детей с дизартрией.
10. Проанализируйте литературные источники по вопросу раннего развития детей с дизартрией. Влияние органического поражения ЦНС на физическое и психическое развитие ребенка. Сенсомоторное развитие. Сроки появления гуления и особенности его развития. Лепет и его развитие. Сроки появления внеречевых средств общения, количество их и типология. Особенности развития психологической базы речи (внимания, восприятия, памяти, мышления). Развитие ведущей деятельности возраста (эмоциональное общение, предметная деятельность, начальные этапы развития игровой деятельности).
11. Подберите игры и упражнения по формирования нижеперечисленных функций.
ü Развитие психологической базы речи (восприятие разной модальности, внимания, памяти, мышления).
ü Нормализация мышечного тонуса, общей, ручной моторики, кистей и пальцев рук (дифференцированный массаж, ЛФК, ритмика). Развитие кинестетических ощущений от движения, механизма переключения, объема, темпа движений, зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, стереогенеза.
ü Развитие речевой моторики: формирование артикуляционного праксиса (пассивная, пассивно-активная, активная гимнастика), преодоление слюнотечения, активизация небной занавески, формирование силы и продолжительности ротового выдоха, развитие фонационного дыхания, дифференциация ротового и носового выдохов.
ü Развитие силы, высоты и модуляции голоса, преодоление тембровых расстройств.
12. Подберите литературу по теме «Коррекция эмоционально-волевой сферы и особенностей личностного развития при дизартрии».
13. От чего зависит динамика коррекционно-развивающего обучения детей с дизартрией?
Литература:
1) Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста М.: АСТ: Астрель, 2007.
2) Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей М.: АСТ: Астрель, 2007.
3) Бадалян Л.О. Детская неврология - М: Медицина, 1984 - 575 с.
4) Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 287 с.
5) Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
6) Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
7) Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 158 экз.
8) Лопатина Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительной речи дошкольников с речевыми нарушениями : учеб.-метод. пособие для студентов вузов по направлению 540600 (050700) "Педагогика" / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. - СПб. : ЦДК, 2010. - 143 с. - 10 экз.
9) Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Лаврова. –М.: Издательский центр «Академия», 2007.
10) Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 191 с. – 1 экз.
11) Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985.-192с.
12) Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008.
13) Шевцов, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М. : Астрель, 2009. – 222 с.
14) Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М., 2001.
Раздел 4. РИНОЛАЛИЯ
14. Первичные нарушения в структуре дефекта при открытой врожденной ринолалии. Нарушение артикуляционной моторики: патологическая поза языка; неправильное функционирование его; нарушение физиологического и речевого дыхания, грубые дефекты звукопроизношения.
15. Вторичные нарушения в структуре дефекта при ринолалии. Недоразвитие фонематического слуха и восприятия; лексико-грамматических средств языка. Депривация моторного компонента и влияние его на развитие импрессивной стороны речи; задержка речевого развития; снижение уровня познавательной деятельности; нарушение коммуникации; дисграфии, дислексии. Личностные особенности детей.
16. Система коррекционно-развивающего обучения детей с ринолалией с рождения до одного года. Подберите игры для детей раннего возраста, направленные на:
ü Формирование эмоционального общения, развитие паралингвистических средств языка, вызывание вокализов.
ü Развитие зрительного, слухового, телесно-тактильного, мануально-тактильного восприятия.
ü Формирование зрительного сосредоточения при фиксации взора на лице человека, статичном и движущемся предмете; развитие зрительного сосредоточения при фиксации взора на движущемся в горизонтальном и других плоскостях предмете.
ü Развитие слухового сосредоточения при восприятии контрастных звуков, на эмоционально интонированную речь взрослого и т. д.
ü Формирование непроизвольного сосредоточения на телесных ощущениях, развитие мышечной памяти на основе накопления двигательного и сенсорного опыта.
ü Формирование ориентировочной реакции, умения выполнять простые просьбы, различать интонацию голоса.
17. Система коррекционно-развивающего обучения детей с ринолалией с одного года до трех лет. Подберите игры для детей младшего дошкольного возраста, направленные на:
ü Формирование диафрагмального дыхания; направленного ротового выдоха; дифференцированного ротового и носового выдохов.
ü Развитие опосредованным путем праксиса речевого аппарата, вызывание артикулем.
ü Развитие голосовой функции.
ü Расширение паралингвистических средств общения;
ü Предметно-игровой деятельности;
ü Формирование диалогической речи.
ü Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.
18. Система коррекционно-развивающего обучения детей с открытой ринолалией в послеоперационный период. Выписать упражнения, направленные на:
ü Стимуляция работы мышц небно-глоточного кольца;
ü Развитие фонационного дыхания;
ü Дифференциация ротового и носового выдохов;
ü Коррекция дефектов звукопроизношения и голоса;
ü Развитие фонематического слуха и восприятия;
ü Формирование лексико-грамматических средств языка.
ü Совершенствование диалогической формы речи, коммуникативной и регулирующей функции.
ü Коррекция эмоционально-волевой сферы.
19. Самостоятельно изучить материал по данной теме. Закрытая ринолалия и пути коррекции. Классификация, причины закрытой ринолалии. Комплексная система обучения и лечения. Система логопедической работы: воспитание носового дыхания; развитие ротового выдоха; формирование нижнедиафрагмального дыхания. Активизация мышц мягкого неба и задней стенки глотки; воспитание кинестетических ощущений от подъема и опускания небной занавески; дифференциация носового и ротового выдохов; уточнение или постановка звуков [М] и [Н]; автоматизация их; дифференциация фонем [м-б, н-д, м-н]; развитие голоса на гласных звуках.
Литература:
1. Алмазова, Е. С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М., 1975. – С. 89 - 108.
2. Белякова, Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М., 2004.
3. Волосовец, Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии (дооперационный период) //Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. М. - Воронеж, 2003, с. 93-102
4. Ермакова, И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М., 1984. - 143 с. (переиздано в 1996 г.).
5. Репина, З. А. Нарушения письма у детей с ринолалией: учеб. пособие, 2 – е изд., испр. и доп. / Урал.гос.пед.ун – т., Ин-т спец.образования. - Екатеринбург, 1999. – 90 с. – 8 экз.
6. Репина, З.А. ринолалия: учеб. пособие / З.А. Репина; ФГБОУ Во «УрГПУ». – Екатеринбург, 2016 . – 77 с.
7. Соболева, Е.А. Ринолалия / Е.А. Соболева. – М.: АСТ: Астрель, 2006.