Тема 13. Исполнительское духовое искусство в России (от истоков до конца XVIII века)
Народное музицирование. Ратные инструменты – труба, ударные. Источники в этнографии и литературе.
Участие духовых инструментов в военных, культовых и бытовых действиях, в обрядах.
Скоморохи XVI века, их инструментарий – окарины, кувиклы, сопели, свирели, посвистели, дуды, сурны, жалейки.
Гонения и церковный запрет на «бесовские» игры и инструменты.
Старейшая Магистратская школа в Киеве (до вхождения Украины в состав России)
Первые школы в стрелецких полках для обучения игре на духовых – школа Шепелева (XVI век). Духовые в театрах боярина М. Артамонова (1672 г.), придворных театрах в эпоху Алексея Михайловича. Съезжий двор трубного учения в Москве (первый прототип ДМШ)
Реформы Петра I, и создание военных оркестров, школ флотского экипажа при Адмиралтействе, при экипажах в Бахмуте и Воронеже.
Бальные оркестры, музицирование в салонах аристократов, первый придворный оркестр под управлением Генриха Сиенкнехта (1702)
Учреждение музыкальных классов при придворном оркестре под руководством И. Гюбнера.
1740 г. - 4 оперных труппы в СПб: немецкая, французская, итальянская и русская (создана в 1738 г.). Театральная школа Ланде (Ланге) с инструментальными классами (1738). Преподаватели – духовики К. Лангаммер, Ж. Гримм, Гольснер, К. Манштейн, И. Габерцатель, Ф.Михель – артисты из театральных оркестров.
О программе и конечной цели обучения в инструментальных классах театрального училища в СПб. Первый русский педагог по духовым - трубач Иван Радивановский.
Театральное училище в Москве (1763). Беринг - преподлаватель по флейте и гобою. Преподаватель Ванжура, при нем обучалось - на флейте и гобое - 8 человек, на трубах – 8, на кларнете – 8, на фаготе – 8, на рожках – 8.
Преподавание игры на духовых в Спб и Московском университетах, Спб Академии художеств и Шляхетском корпусе.
Крепостные оркестры. Частные музыкальные школы.
Роговой оркестр А. Мареша как характерное для России явление. Ученики А.Мареша – Матвей Сухоруков и Сила Карелин.
Концертные выступления зарубежных исполнителей на духовых инструментах - Йозеф Бэр (1782 -1792), Стоцци, Шмидт, Шермер, Вагнер, Йозеф Фиала.
Попытка создания первой консерватории князем Г. Потемкиным в Екатеринославе
Харьковский «полный оркестр» гимназии.
Музыкальные театры М. Медокса и Локателли в Москве, И. Дмитриевского и К. Книппера в Спб ( их оркестры состояли из воспитанников Московского воспитательного дома)
Прототипы филармонических обществ в СПб: «Музыкальный клуб» (1772-74), и «Новый музыкальный клуб» (1778 – 91). Организация этими клубами сольных концертов итальянской флейтистки Катольти Чумани (26.10.1785), венских флейтистов братьев Тюрнеров, флейтиста Гартмана (14.2.1788), кларнетистов А. Штадлера (13.5.1794) и Й. Бэра ( 1 и 8.11. 1780), фаготистов Пулло и Бульянте (1783-84).
Первые концерты исполнителей на духовых в Москве – флейтисты Тюрнеры, кларнетист Й. Бэр (1784- 85), валторнисты Кноблаух (1788), Леар (1796), Полак (1795), шведский гобоист Гаренгтон (1787).
Активное внедрение европейской инструментальной культуры в быт российского общества (конец XVIII века).
Тема 14. Искусство игры на духовых инструментах в России XIX – начала XX века
Cоздание филармонического общества в СПб (1802). Продолжение концертной деятельности иностранных духовиков в Российской империи (СПб, Москва, Киев, Харьков, Дерпт, Рига).
Российские музыканты, исполнители на духовых инструментах – кларнетисты Сорокин, Титов, семейство фаготистов Костиных, гобоист Самарин,, валторнист Лузин (афиши и рецензии). Первая попытка создания инструментальных классов в Придворной певческой капелле – 1839 год. Основание «Института искусств в Варшаве (1859), входившей на тот момент в состав Российской империи.
Духовые инструменты в творчестве Д. Бортнянского, О. Козловского, В. Пашкевича, Е.Фомина.
Открытие инструментальных классов в Придворной певческой капелле на правах Вуза – 1859 год. Роль А.Ф. Львова в их открытии. Выпускники классов Ф.Степанов и А. Васильев.
Основание первой консерватории в рамках программы ИРМО – 1862 год.. А.Г. Рубинштейн – основатель и первый директор.
Прием в духовые классы, контингент студентов, педагоги, учебные планы, конечные цели обучения. Первые профессора: Ц. Чиарди – класс флейты, И.К. Люфт – класс гобоя, Э. Каваллини – класс кларнета, Т. Кранкенгаген – класс фагота, Г. Мецдорф класс медных инструментов.
Репертуар в классах духовых инструментов консерватории.
Первые выпускники – артисты оркестра Мариинского театра: Я.Тамм, Ф. Пожаров . Дальнейшие реформы структуры вуза и учебных планов. Методическая работа педагогов – «Школы», этюды и упражнения В. Вурма, Ю. Затценгофера, Э. Каваллини, И. К. Люфта, Ф. Тюрнера, Ц. Чиарди.
Первый русский профессор консерватории Ф. Степанов - класс флейты.
Открытие при СПб консерватории военных и военно-морских классов.
Римский –Корсаков Н.А. – первый руководитель студенческого оркестрового класса при Певческой капелле и консерватории. Его метод занятий в оркестровом классе.
Основание Московского филармонического общества и МУ при нем.
Учреждение Московской консерватории - 1866 год, структура, педагоги, студенты.
Н.Г. Рубинштейн – основатель и первый директор. Первые профессора в классах духовых: Ф. Бюхнер – флейта, Э.Медер – гобой, В.Гут – кларнет, Г. Эзер – фагот, М. Бартольд – валторна, Ф. Рихтер – труба, Х. Борк – тромбон, Кегель – ударные.
Репертуар в классах духовых инструментов консерватории.
Первые выпускники Московской консерватории – флейтист А. Барсов и валторнист В. Карпенко. Выпускники 80- х годов: С. Розанов – кларнет (1881), А. Орлов – Соколовский – кларнет (1875), С. Рязанцев – труба (1888).
Выдающиеся педагоги Московской консерватории XIX – начала XX века: кларнетист К.Ф. Циммерман и валторнист О.О. Сханилец.