Лекция 1. Сенсорно-перцептивные процессы
План лекции:
1. Ощущение.
2. Восприятие.
Основные понятия: ощущение, анализатор, чувствительность, интенсивность, модальность, пространственно-временная структура, восприятие, апперцепция
1.Сенсорно-перцептивные явления возникают в процессе материального взаимодействия физического мира с субъектом как непосредственное отражение. Взаимодействие органов чувств с этими объектами – первое и непременное условие возникновения и развития сенсорно-перцептивных процессов. В первичном сенсорно-перцептивном образе объект отражается в тех его свойствах, которые проявляются в таком взаимодействии. Человек воспринимает объект в том месте, в котором он находится, и в тот момент времени, в который он действует на органы чувств.
Ощущение— это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. На этом уровне отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущение. Ощущение — только первичный материал психического образа.
Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличия в ней биологически значимых факторов.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. Физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор - анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Анализатор состоит из трех частей: периферического отдела (рецептора); чувствительных нервов; центра анализатора. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого.
Существует несколько классификаций ощущений. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по двум основным принципам — по принципу модальности и генетическому (по принципу сложности ощущений).
· по модальности выделяют виды ощущений: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, осязательные. Кроме того, выделяются и субмодальные ощущения, такие как ощущения цвета, пространства и т.д.
· генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: 1) протопатическую (более примитивную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и пр.); 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую), к которой относят основные органы чувств человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.
Кроме того, существует анатомическая классификация - на основе свойств раздражителей, которые вызывают ощущения и рецепторов на которые воздействуют эти раздражители. Согласно этой классификации выделяют: экстерорецептивные ощущения, которые возникают при воздействии внешних раздражителей на внешние рецепторы поверхности тела, интерорецептивные – имеющие рецепторы во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; проприорецептивные – рецепторы расположены в мышцах и связках. Они дают информацию о движении и положении тела в пространстве
Свойства ощущений (Л.М. Веккер):
· Пространственно-временная структура, включающая 3 элемента: локализация (непосредственное воспроизведение местоположения раздражителя во внешнем пространстве), отображение длительности воздействия источника информации на орган чувств, отображение движения;
· Интенсивность – количественная энергетическая характеристика, определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;
· Качество (модальность) – специфичность, определяемая физическими или физико-химическими особенностями тех раздражителей, которые являются адекватными для данного анализатора. Такими специфическими модальными характеристиками для зрительного ощущения являются цветовой тон, светлота, насыщенность; для слухового – высота тона, тембр, громкость; тактильного – твердость, гладкость, шероховатость и т.д. Во всех видах ощущений модальные характеристики органически взаимосвязаны с характеристиками пространственно-временными.
Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущения. Величина нижнего абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (т.е., чем меньше величина абсолютного порога), тем выше абсолютная чувствительность органов чувств. Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом ощущения называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость). Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т.д.
Характерной особенностью современных психофизических концепций является все большее внимание к несенсорным факторам возникновения ощущений. Выясняется, что восприятие стимулов, даже самых простых сигналов, зависит не только от собственно сенсорной системы (остроты слуха, зрения и т.д.), но и от процессов более высокого уровня: принятия решений, состояний, в которых находится человек, обнаруживающий или различающий стимулы; индивидуальных особенностей этого человека и т.д. Например, на решение человеком сенсорной задачи влияют особенности его темперамента, а именно такие его свойства, как экстравертированность и невротизм. Когнитивный стиль также выступает в качестве существенного фактора эффективности решения сенсорных задач. Когнитивный стиль — это совокупность устойчивых формально-динамических свойств человека, которые определяют индивидуальные особенности решения познавательных задач.
2. Восприятие- отражение в сознании целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. При этом образуются образы с которыми оперируют внимание, память, мышление, эмоции. Образы направляют и регулируют все формы целесообразной деятельности человека, т.к. в них отражены основные свойства объекта.
Восприятие целых предметов или ситуаций не является простым суммированием отдельных ощущений. Процесс восприятия требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Основные существенные признаки предмета сопоставляются с прежними знаниями о предмете. Если прежние знания о предмете совпадают с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие.
К свойствам восприятия относится предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия и апперцепция.
Предметность восприятия выражается в акте объективации, т.е. отнесенности предметов к объектам внешнего мира. Предметность формируется на основе двигательных процессов, обеспечивающих контакт с самим предметом.
Целостность. Восприятие дает целостный образ предмета, явления. Он складывается на основе обобщения отдельных качеств предмета, получаемых в виде различных ощущений. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся связи между зрительными и тактильными раздражениями.
С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие не является простой суммой наших мгновенных ощущений (ощущений в каждый конкретный момент времени). Мы воспринимаем обобщенную структуру ощущений, которая формируется в течение некоторого времени.
Свойство константности восприятия состоит в способности анализаторной системы воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные даже при изменении внешних условий восприятия. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.
Осмысленность восприятия. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение.
Апперцепция. В восприятии всегда сказываются особенности личности человека, поскольку воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией. При восприятии активизируются следы прошлого опыта - человек выдвигает гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.
Описанные свойства с рождения человеку не присущи, они постепенно складываются в жизненном опыте. Восприятие с возрастом сохраняет неизменными свои качественные закономерности и претерпевает лишь количественные изменения.
В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Основой другого типа классификации восприятии являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Лекция 2. Память
План лекции:
1. Общее представление о памяти.
2. Классификация видов памяти.
3. Рациональные приемы заучивания.
Основные понятия: память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, мгновенная память, кратковременная память, оперативная память, долговременная память, мнемотехника
1.Впечатления, которые человек получает от окружающего мира оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков. Она дает возможность сохранять целесообразное поведение на длительные интервалы времени и прогнозировать будущее. Память раздвигает границы восприятия временных и пространственных характеристик объектов. В памяти информация не только хранится, но и непрерывно преобразуется, упорядочивается, обобщается, т.е. она активна и может приводить к изменению установок и мотивов, тем самым влияя на планируемое поведение. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни общества, ни личности. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня развития она достигает у человека. Память формирует индивидуальность и уникальность человека.
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Память как процесс выполняет функции: запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ране содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. В процессе воспроизведения выделяют: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание. Особое место занимают воспоминания.
Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности. Сохранение имеет избирательный характер. Устойчиво значимый материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с целями его деятельности забывается медленнее.
Забывание – явление целесообразное. Оно связано с действием многих факторов: значимостью информации для достижения актуальных жизненных целей, действием отрицательной индукции, запоминанием большого по объему материала, мотивацией и т.д. Г. Эббингауз установил, что забывание происходит по гиперболическому закону, т.е. информация быстрее всего забывается сразу после запоминания, в первые часы и минуты. Он же установил, что интенсивность забывания зависит, в частности, от вида информации: быстрее забывается бессмысленный материал, а медленнее – осмысленный рассказ, который запоминался рациональным способом.
В современной психологии нет единой и законченной теории памяти: память изучают на разных уровнях – от поведенческого до молекулярного. Т.Н. Греченко отмечает, что собственно «память» существует только на феноменальном уровне, потому что она возникает как интегральное качество мозговой активности.
2.Существует несколько классификаций видов памяти:
1. По времени сохранения информации выделят мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная или иконическая память – связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой-либо переработки полученной информации. Это память – образ, ее длительность 0,1-0,5 сек.
Кратковременная память – это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной установки на запоминание, но с установкой на последующее воспроизведение. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознается и сочетается с актуальными интересами потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. Для сохранения информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу. Средний объем кратковременной памяти весьма ограничен и составляет 5-9 единиц информации. Этот объем индивидуален, он характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохраняться в течение всей жизни человека. (Люди с хорошо развитой кратковременной памятью быстро запоминают, но так же быстро и забывают полученную информацию). С ограничением объема кратковременной памяти связана такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально устойчивого объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже хранящуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое. Кратковременная память играет в жизни человека большую роль. Благодаря ей перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться только то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в качестве своего рода фильтра, который пропускает нужную информацию в долговременную память, одновременно осуществляя в ней строгий отбор. Кратковременная память имеет акустическую форму. Для поддержания информации в кратковременной памяти необходимо сохранение активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.
Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации. Долговременная память практически неограниченна по объему, но ограничена по возможности произвольного припоминания хранящихся в ней сведений. Кроме того, для того чтобы информация попала в хранилище долговременной памяти, необходимо, чтобы над ней была произведена определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти. Перевод информации из кратковременной в долговременную память вызывает затруднения, так как, для того чтобы это сделать, нужно осмыслить и определенным образом структурировать информацию, связать новые сведения с теми, которые уже хранятся в долговременной памяти. Долговременная память имеет смысловую организацию. Во многих жизненных ситуациях процессы кратковременной и долговременной памяти работают практически параллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возможности его кратковременной памяти, он часто прибегает к приему смысловой группировки материала, которая облегчает запоминание; а группировка предполагает использование долговременной памяти. Два фактора повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизводстве таких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего материала
Оперативная память – занимает промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока (срок определяется задачей и рассчитан только на решение этой задачи).
Генетическая память – память, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Генетическая память – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
2. По характеру психической активности преобладающей в деятельности: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Двигательная память – это запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение разнообразных движений. Двигательная память участвует в формировании двигательных умений и навыков человека. Огромное значение этой памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков.
Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания запоминается им прочнее и на более длительный срок.
Образная память – память на представления, картины природы и жизни, запахи, вкусы, звуки.
Словесно-логическаяпамять – память на смысл событий, логику доказательства.
3. По характеру целей деятельности: произвольная и непроизвольная память. В основе этой классификации лежит наличие или отсутствие мнемической цели (на процесс заучивания, на точность, время хранения). Наличие мнемической направленности имеет решающее значение для продуктивного, эффективного запоминания.
3.Механическое заучивание, "зубрежка" мало эффективны. Поэтому важнейшим условием эффективного заучивания является использование рациональных приемов запоминания, к которым относится логическое осмысление, систематизация материала, составление опорного конспекта, плана, разбивка материала на части, установление связей между этими частями.
На эффективность заучивания положительное влияние оказывает интерес, эмоциональная вовлеченность человека в заучиваемый материал. Важными факторами успешного запоминания являются также: установка на длительное запоминание и чередование разных по содержанию, непохожих видов деятельности, т.к. тем самым снижается действие ретроактивного торможения. Оно проявляется в том, что деятельность, следующая сразу после заучивания, оказывает тормозящее влияние, при этом уменьшается процент воспроизведенной информации по сравнению со случаями, когда после заучивания следовал отдых или деятельность, отличная, противоположная по содержанию и характеру от заучивания.
Влияние на эффективность заучивания оказывает объем информации (процент запомненного обратно пропорционален объему предъявленной информации). Чтобы облегчить запоминание и увеличить объем запоминаемой информации часто прибегают к использованию специальных техник. К которым относятся: установление ассоциации между заучиваемым материалом и элементами ситуации; обстановки («размещение информации в пространстве»); создание образов при запоминании слов; перекодирование (при запоминании цифр, слов, формул); образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации; ритмизация и т.д.
Еще один фактор, влияющий на запоминание – это мотивация. Чтобы прочно запомнить новую информацию, надо хотеть ее запомнить.
Лекция 3. Мышление
План лекции:
1. Общее представление о мышлении.
2. Мышление как деятельность.
3. Виды мышления.
Основные понятия: мышление, обобщение, проблемная ситуация, задача, анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сравнение,
Мышление является интегративным психическим процессом, в котором в качестве компонентов участвуют многие другие процессы. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, которого ни в самой действительности, ни у субъекта в данный момент времени нет. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся у человека представлений. Мышление - процесс комплексный, в нем задействованы многочисленные психические структуры и процессы. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах. Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
«Мышление – опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности» (С.Л. Рубинштейн). Мышление возникает на основе практической деятельности из непосредственного познания и выходит за его пределы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые в самом восприятии человеку не даны. Результатом мышления является выделение в окружающей нас действительности отношений различного уровня сложности. Перенос выделенного отношения на новые ситуации определяет понимание, а широта этого переноса характеризует глубину этого понимания.
Мышление неразрывно связано с языком, с языковыми символами. «Основная идея, которая проводит к решению проблемы – хорошо вращаемое слово» (Д. Пойя).
Отличие мышление от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Под проблемной ситуацией обычно понимают особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики: цель (ориентировочную основу для решения задач); условия в которых задается данная цель; потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий. Нет проблемной ситуации там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей.
Проблемная ситуация определяет фазовый характер мыслительных процессов. Установлено несколько фаз мыслительных процессов:
· возникновение проблемы: субъект осознает, что объем его знаний недостаточен для достижения намеченной цели;
· анализ проблемной ситуации: субъект анализирует информацию, которая содержится в проблемной ситуации, и структуру цели, которую он хочет достичь (анализ различий между тем, что задано и тем, что должно быть достигнуто);
· генерирование гипотез о способах достижения намеченной цели (продуктивная фаза мышления): субъект продуцирует новую информацию в виде гипотез, методов решения и т.д.;
· проверка гипотез: контроль, оценка и проверка выдвинутых гипотез и методов решения.
2.Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательской, преобразовательного и образовательного характера.
К операциям мышления относят:
· анализ (выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений);
· синтез (объединение выделенных анализом компонентов в целое);
· абстрагирование (выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют);
· обобщение (выделение общего из множества частных явлений);
· сравнение;
· классификация
Для повышения продуктивности мыслительной деятельности можно использовать умение управлять такими этапами мышления, как:
· постановка задачи;
· создание оптимальной мотивации;
· регулирование направленности непроизвольных ассоциаций;
· максимальное включение как образных, так и символических компонентов;
· использование преимуществ понятийного мышления;
· снижение излишней критичности при оценке результата.
Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. Содержание мотива может быть весьма разнообразным, начиная от жизненной необходимости и кончая желанием получить интеллектуальное удовольствие. При этом если задача определена собственными интересами, она значительно сильнее и длительнее побуждает к преодолению трудностей решения, чем навязанная извне.
Если у человека нет желания и умения организовать свою умственную деятельность, он обычно не достигает высоко уровня развития мышления даже при самых благоприятных задатках и хороших условиях. Устойчивая мотивация создает неоценимые преимущества, ибо позволяет человеку, столкнувшемуся при решении задачи с трудностями, время от времени переключать свою деятельность на другие задачи, не упуская из виду и первую. Такое переключение выступает как профилактическая мера, предохраняющая человека от переутомления, и как способ временной концентрации внимания на побочные (относительно первой задачи) свойства ситуации, среди которых подчас скрывается выход из тупика.
Значительную роль играет сила мотива: слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и, наоборот, если она слишком сильна, то нарушает использование полученных результатов при решении других задач - решение не транспонируется.
Поддержанию оптимальной мотивации способствует постепенное наращивание сложности задач, посильных для данного человека. Двигаясь от успеха к успеху, он укрепляет уверенность в себе и способность преодолевать все большие препятствия. Эмоциональное перевозбуждение может приводить к появлению другого отрицательного момента в мыслительном процессе – тенденции к стереотипизации. Хотя выполнение простых задач может и улучшиться, но выполнение сложных всегда ухудшается. В этом смысле ситуация конкуренции не способствует решению сложных мыслительных задач.
3.Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Наглядно-действенное мышление: его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения умственной задачи являются правильные действия с соответствующими предметами.
Наглядно-образное мышление: характеризуется опорой на представления и образы, с его помощью наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. Его особенность – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.
Словесно-логическое мышление: характеризуется использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых средств.
Различают теоретическое и практическое мышление. Разница между теоретическими и практическими видами мышления, по мнению Б.М. Теплова, состоит в том, что они по-разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что может делать его более сложным, чем мышление теоретическое.
Выделяют также мышление: логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), непроизвольное и произвольное.
Еще один вид мышления – творческое мышление. Особенности творческого мышления (Дж. Гилфорд):
· оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти собственное, отличное от других решение.
· семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
· образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
· Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих целей.
В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.
Лекция 4. Внимание
План лекции:
1. Общее представление о внимании.
2. Характеристики внимания.
Основные понятия: внимание, направленность, сосредоточенность, избирательность, распределение, концентрация,
1. Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. При этом под направленностью понимается избирательный характер активности, а под сосредоточенностью – углубление в данную деятельность.
Внимание относится к сквозным психическим явлениям, поэтому рассматривается как процесс (или со стороны какого-либо психического процесса), как состояние (состояние сосредоточенности) и как свойство личности (внимательность).
Внимание — необходимая предпосылка возникновения и развития мышления и воли человека, фактор активизации процессов восприятия и памяти. Внимание обеспечивает наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других. Нельзя объяснить человеческую деятельность только механистическими причинами, отрицая активность сознания. Внимание по-разному выражает нашу активность. Активность внимания вытекает из активности личности.
Внимание не имеет своего специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности к которой оно присоединяется.
Функции внимания. Внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы; способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации; обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – т.е. качество и результаты функционирования всей познавательной активности. Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. Выбор мотива и принятие решений зависит от того, на что направлено внимание человека. Внимание является необходимым условием быстрого формирования навыков, особенно на начальной стадии их выработки. Внимание влияет на целенаправленность деятельности, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Особенно велико значение внимания при творческой работе, требующей исключительной ясности сознания.
Классификация видов внимания проводится в зависимости от уровней психической регуляции. Выделяют: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание возникает независимо от сознательных намерений субъекта, без каких-либо волевых усилий с его стороны, без предварительного намерения. Возникновение определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях окружающей среды; в выделении тех объектов, которые в данный момент могут иметь наибольший жизненный смысл.
Произвольное внимание – вид внимания, при котором направленность и сосредоточенность психической деятельности связаны с сознательно поставленной целью. В произвольном внимании проявляется активность личности. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Важнейшим условием поддержания произвольного внимания является правильная организация деятельности. В большой мере произвольному вниманию способствуют сознание необходимости выполнить данную деятельность, понимание ее значения, желание добиться наилучших результатов, связь того, что делается, с интересами человека.
Послепроизвольное внимание характеризуется тем, что сознательное выполнение какой-либо задачи сопровождается поглощением личности данной деятельностью и не требует волевых усилий. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, интенсивной и плодотворной умственной деятельностью, высокой производительностью всех видов труда
2.Сложная динамика психической жизни человека выражается в основных свойствах внимания. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, избирательность, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
Объем внимания – количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени (объем информации, на котором может сосредоточиться сознание субъекта с тем, чтобы оперировать этой информацией). Объем внимания зависит от свойств самих воспринимаемых предметов, а также от задачи и характера деятельности воспринимающего их человека. Экспериментальные исследования позволили сделать вывод, что объем внимание ограничивается шестью элементами. При дальнейшем увеличении числа элементов происходит их структурирование. Произвольная регуляция объема внимания при разрозненных стимулах ограничена. При смысловой организации стимулов она значительно выше.
Избирательность внимания – выбор из множества сигналов только некоторых из них. Ограниченность объема внимания требует постоянного выделения субъектом каких-либо объектов, находящихся в сенсорно-перцептивном поле, а невыделенные объекты используются им как фон. Количественным параметром избирательности внимания является скорость осуществления выбора стимула из множества других. Качественным параметром – степень соответствия результатов выбора исходному материалу (точность). Успешность внимания – комплексная характеристика, включающая количественные (скорость) и качественные (точность) параметры избирательности.
Устойчивость внимания - способность субъекта не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания. Это характеристика внимания во времени. Устойчивость внимания имеет особое значение для достижения успеха в любой деятельности, она характеризует глубину, длительность, интенсивность психической деятельности человека. Именно устойчивость отличает людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей. Устойчивость внимания зависит от ряда условий: степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности.
Концентрация внимания - способность субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех. Характеризуется ясностью и отчетливостью отражения в сознании того, что субъект воспринимает.
Распределение внимания - способность субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно. Возможность распределения зависит от ряда условий. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределять внимание. Основным условием успешного распределения внимания является автоматизация, по крайней мере, одной из выполняемых деятельностей. Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятельностью путем упражнения и накопления соответствующих навыков.
Переключаемость внимания - перемещение направленности и сосредоточенности внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой. Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения у разных людей различна и зависит от целого ряда условий (прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чем интересней деятельность, тем легче на нее переключиться и наоборот. Переключаемость относиться к числу хорошо тренируемых качеств. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.
Отвлекаемость (отвлечение) внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.