Как рождаются актеры. Кол. монография//Под ред. В. М. Фильштиского, Л. В. Грачевой. СПб.: СОТИС, 2001

«Чувственники» все принимают на веру, у них получается или не получается вне зависимости от понимания или комментариев. Если не получается, готовы повторять упражнение снова и снова, веря, что «зря» делать не заставят.

Есть третья группа студентов — «халтурщики». Они быстро сообра­жают, что нужно говорить в анализе упражнения после выполнения, как должны выглядеть в процессе выполнения, и делают вид, что честно вы­полняют упражнение, играют в хороших студентов. Я их не разоблачаю.

Пусть себе играют. Упражнение все равно действует на них, хотят они этого или нет. Только требуется постоянное внимание, потому что они «играют» только на зрителя — на меня.

Отрывки из дневника тренера за третий курс

Я не стала исправлять или редактировать старые дневники; некото­рые упражнения изменились или уточнились, изменились какие-то соб­ственные представления, но они не носят характер «глобальных» изме­нений, так или иначе, последующее продолжает предыдущее. Поэтому посмотрим, как все развивалось.

04.11.93

Проблемы обучения (по результатам контрольного урока 03.11:93. А. П. Чехов «Три сестры»).1

Связь техники и живого существования, речи и тела.

Сосредоточение перед выходом на площадку. На чем должен сосре­доточиться актер? Что включает актерский организм?

Их ответы: X. — темный коридор, пустота; И. — точное представле­ние о человеке, которого играю, знать его прошлое и предшествующее событие; Л. — костюм, обувь, растрепана, очки Ольги Прозоровой; Д. — точная логика поведения, почему села, встала, поставила свечу; 3. -точный рисунок роли, мизансцены.

Последующий комментарий написан спустя восемь лет. Тогда X. было сделано замечание о фактическом отсутствии индивидуальной на­стройки перед выходом на площадку. Потом, помните, я писала о его подготовке к роли Калигулы, когда он уже стал актером, у него появи­лись иные методы и упражнения, но, должна признать, что теперь я оце­ниваю его «темный коридор» иначе. Он сумел открыть для себя сам не­обходимость ухода от рационального осознания роли, от бытового само­чувствия, от «средненормального» восприятия. Отметим также, что его Чебутыкин был уже тогда, на контрольном уроке, очень убедителен, несмотря на трудность этой роли для молодого человека.

Премьера спектакля «Милые мои сестры» состоялась в сентябре 1995 г.

05.11.93

Разминка: звук «з-з-з» послать в голову, в плечи, в руки до кистей, вниз, в ноги. Рывком, помогать телом выбрасывать звук из рук, из ног, из макушки. Звук громче, движение сильнее, до крика с выбросом тела вверх.

Дыхание в разных температурных (погодных) обстоятельствах: мо­роз, ливень, жара на пляже, баня, под душем. Переключение дыхания по хлопку ведущего. Не играть «погоду», только вспомнить дыхание. Ритм переключения увеличивать. Легче переключаться в полюсные об­стоятельства — из жары в мороз и т. д. Труднее из 10°С в 15°С. Трени­ровать тонкие ощущения погоды.

Танцевать сквозное действие отрывка. Челкаш у 3. получился, убе­дительное пластическое выражение, опробованное собственным телом, делает разбор более понятным, чем проговаривание обстоятельств, дей­ствия и т, д. Однако у Ш., танцевавшего Нехлюдова, не получилось, скис, организм не отозвался, «не завелся», ритмы отрывка не намети­лись. В. М. предложил упростить задание — танцевать одно событие.

06.11.93

План.

Заставить звучать плечо, кисть руки, икру через упражнение «Зву­чащее тело».

Дышать «прислушиваясь», «взбираясь в гору», «входя в воду» (холод­ную, горячую).

Отстучать ритм событий в отрывке (ногами, руками, на барабанах).

Было. Энергетический круг. Групповое дыхание со звуком «ж-ж-ж». Круг разнесло, разорвало, разбросало участников. Почувствовали наэлектризованность тела. Лежа на полу, отправить звук в руки, чтобы наэлектризовались кончики пальцев до покалывания. У многих ощути­мо согрелись пальцы, чувствовалось острое покалывание. 3. сказал, что чувствует, как звук — энергия — тепло застревают в кистевом суставе, они даже заболели. У М. заболел послеоперационный шов. Продолжа­ем звучать, отправляя звук в голову, в ноги, источая звук из всех пор тела. У большинства студентов ощутимо вибрировали все мышцы (икры, живот, предплечья). Это упражнение мы делаем с первого курса, поэто­му острый физиологический эффект получается почти у всех. После выполнения упражнения ощущается прилив энергии, легкость и свобо­да в теле, «освобождение мозгов».

Цель упражнения: увеличение энергетики, общего мышеч­ного тонуса, очищение каналов для прохождения энергетического им­пульса, установление связи между физическим и психическим, снятие хронических мышечных напряжений.

Продолжаем лежать на полу и «жужжать», увеличивая ритм дыха­ния по моей команде до очень быстрого. Это вызывает головокружение и легкое оцепенение в мыщцах. Дышим так три минуты. После этого тело как бы теряет вес, а внимание, кажется, не способно удержать ни одного объекта. Задаю общий объект — голубое небо, прошу видеть на внутреннем экране голубое небо. Легкость и невесомость тела позволя­ют почувствовать себя в небе. Мыслей нет. Расслабление полное. Дыха­ние очень легкое (почти «прекращается»).

Далее предлагаю «дышать в обстоятельствах»: прислушиваясь, под­слушивая, вслушиваясь. Начать с дыхания, тело подключается в этом случае само. В упражнениях «на память физических действий и ощуще­ний» студенты часто начинают с тела, то есть вспоминаются в первую очередь штампы и стереотипы поведения тела в данных обстоятель­ствах, в этом же случае тело включается непроизвольно, оно слишком расслаблено, чтобы «прибавлять» поведение.

Третье упражнение не сделано, не успели. На разминку мы обычно отводим один час.

13.11,93

План. «Клубок ниток». Сесть на корточки, сгруппироваться. Ку­вырки в разных направлениях, как будто разматывается клубок ниток. Хорошая разминка позвоночника, чередование напряжения и расслаб­ления.

Встать, преодолевая усталость, при помощи стихотворения. Регуля­тор усилий — звук. Есть только одна сила — звук, он поднимает тело,

дает энергию.

Было. В качестве общего стихотворения была предложена строчка из песни В. Высоцкого «Сон мне — желтые огни». Ее можно было повто­рять сколько угодно или читать стихотворение дальше. Первое упраж­нение приводит к естественному головокружению, усталости, тяжести. После него действительно трудно встать. Строчка из песни, собствен­ный голос становятся «рычагом» для воли. Стих — это внутренняя речь, сказанная другими словами, как молитва, заклинание, которые повто­ряются снова и снова.

16.11.93

План. Закройте глаза, вспомните, кого сегодня нет, выберите себе партнера из присутствующих, вспомните, во что он одет, как он выгля­дит сегодня, о чем вы говорили в последний раз, где он находится сейчас (в каком месте аудитории), повернитесь к нему лицом. Откройте глаза. Попытайтесь понять, кого выбрал ваш избранник. Постарайтесь, чтобы он понял, что вы выбрали его. Подойдите к нему, всмотритесь в его лицо, нужно увидеть то, чего раньше не замечал. Скажите ему что-то глазами.

Было. Начала «сосредоточение» с более раннего времени — с заня­тий оркестром. Они были подробны в следовании по времени. Я торопи­лась и заставляла перескакивать к следующим известным мне общим моментам. Этого делать нельзя, концентрация внимания уменьшается. Далее, когда все дошли до настоящего момента, попросила с точностью до деталей вообразить картинку аудитории: кто где стоит, в чем одет и т. д.

Затем попросила с закрытыми глазами выбрать себе партнера и по­звать его к себе без слов и жестов, без движения, только мыслью. Следу­ющее усложнение заключалось в том, что они должны были отправить­ся к выбранному партнеру с закрытыми глазами, не сталкиваясь, чув­ствуя тех, кто находится рядом. Совпали в выборе и нашли друг друга с закрытыми глазами три пары. Остальные соединились, открыв глаза. Последняя часть упражнения — сказать что-то без слов, глазами — по­лучилась почти у всех. Причина этого, видимо, в предшествующей дли­тельной концентрации внимания.

18.11.93

План. «Снять резиновый скафандр, охватывающий все тело». «Зву­чащее тело».

Было. Упражнение «Снять резиновый скафандр» не дает достаточ­ного напряжения, и поэтому последующего настоящего расслабления не наступает. Это пример того, как подлинное напряжение всех групп мышц заменяется «игрой» — предлагаемыми обстоятельствами. Сту­денты начинают «искать препятствия» и делать вид, что им трудно, вме­сто настоящего труда напряжения мышц. Упражнение теряет смысл. Нужно называть вещи своими именами. Напрягать последовательно группы мышц до изнеможения, слушать ощущения в теле. Иначе полу­чается «память физических действий» в худшем варианте — с показом результата и без ощущений.

Добавила упражнение на напряжение «Электрический ток»: все группы мышц последовательно, начиная с кистей, включаются в «элект­рическую сеть» — кисти, до локтей, предплечья, плечи и шея, голова, до пояса, до колен, все тело. На каждую добавленную группу мышц выде­ляется одна минута «биения током». Общее время выполнения — 6 ми­нут. После этого упражнения расслабление полное, возникает ощуще­ние, что позвоночника нет. Все упали на пол.

«Звучащее тело» получилось у тех, кто не ленился в расслабленном состоянии управлять звуком — в голову, в плечи, в ноги и т. д. Студент­ка Л. стала помогать себе руками — продвигать звук по телу из солнеч­ного сплетения в живот, из живота в ноги. Она говорила, что вместе со звуком «продвигает по телу поток энергии».

«Халтурщики» не звучали, не пытались отдаться заданию. Я думаю, зажатые плечи Ю. — результат того, что она не включается в трудные мышечные задания, не позволяет себе напрягаться и «потеть».

19.11.93

План. Читать стихотворение в разных обстоятельствах — один в лесу, один в горах, один в своей комнате, на концерте, на вступительном экзамене в институт, пьяный, на морозе, под душем. Переключаться по моей команде. Почувствуйте атмосферу, свое настроение, ощущение себя, «состояние души».

Было. Наиболее трудно переключаться от одиночества к публич­ности, это получилось не у всех, кто-то скис в ожидании следующего переключения. После предложила всем выбрать «состояние души», ко­торое больше всего понравилось при выполнении. Предложила побыть в нем, получились интересные этюды: в лесу, один дома, впервые напил­ся пьяным. Возникли обстоятельства (не из головы, а от стихов).

23.11.93

План. Переключение из одной атмосферы1 в другую. Представьте (не надо ничего играть, только в воображении), что вы 1) входите в ста­ринный замок, 2) в тихой лунной ночи, 3) перед долгожданным свидани­ем, 4) перед штурмом Белого Дома. Как бьется сердце? Какое дыхание? Как сжимается или расслабляется тело?

Наши рекомендации