Требования к организации безопасности в условиях ДОУ
1. Гигиенические требования к проектированию дошкольных учреждений
2. Гигиенические требования к освещенности
3. Воздушный режим помещения
4. Санитарное содержание помещений группы
5. Требования к оборудованию группового помещения, игровому и дидактическому материалу
С 1 октября 2010 г. введены в действие санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.266010 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 г. № 164 утверждены изменения СанПиН 2.4.1.273110 «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.266010». Указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией объектов дошкольных организаций. В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
Гигиенические требования к проектированию ДОУ охватывают широкий круг вопросов, от правильного решения которых зависит здоровье детей при осуществлении в учреждениях деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению.
Основные гигиенические принципы устройства и оборудования детских учреждений:
— возрастная, групповая и индивидуальная изоляция;
— создание благоприятного светового режима;
— создание оптимального воздушно-теплового режима;
— создание условий для обеспечения достаточной двигательной активности;
— создание условий для рационального питания детей.
Следует обратить внимание на то, что дошкольное образовательное учреждение – это не только здание. Неотъемлемой частью ДОУ является земельный участок. Он предназначен для проведения учебно-воспитательной работы, активного отдыха, физического воспитания, закаливания и других форм оздоровления детей. Поэтому требования санитарных норм предъявляются как к зданию, так и к территории дошкольной организации.
Обобщив опыт работы по экспертизе проектной документации на строительство дошкольных образовательных учреждений на соответствие требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, хочется указать на наиболее характерные ошибки:
По планировочной организации земельного участка:
1. Не соблюдается принцип функционального зонирования территории. Хозяйственная зона не изолируется от игровой зелеными насаждениями, а расположение здания на участке и организация входов в здание предусмотрены таким образом, что пути движения детей из групповых ячеек на прогулочные площадки пересекаются с проездом транспорта к разгрузочной площадке пищеблока либо проходят через хозяйственную зону. При такой организации участка не обеспечивается безопасное пребывание детей на территории.
2. В планировке игровой зоны не обеспечивается принцип групповой изоляции: не предусматривается ограждение кустарником по всему периметру каждой групповой площадки, не предусматриваются индивидуальные проходы на каждую групповую площадку.
3. Групповые площадки для детей младенческого и раннего возраста располагаются на удалении от выходов из соответствующих групповых ячеек. Групповые площадки для детей этого возраста должны быть в непосредственной близости от выхода.
4. Не соблюдается принцип групповой изоляции при организации входов в групповые ячейки для детей младенческого и раннего возраста. В каждую из групповых ячеек ясельных групп следует предусматривать самостоятельный вход с участка – это требование обусловлено большой восприимчивостью детей первых трех лет к детским инфекционным заболеваниям, передающимся воздушно-капельным путем.
5. Не выполняются требования санитарных норм по озеленению участка: не обеспечивается нормативный процент озеленения территории, свободной от застройки (не менее 50%); не предусматривается озеленение полосой деревьев или высокорослого кустарника по периметру земельного участка; для озеленения применяются колючие кустарники (барбарис и др.).
6. Не выполняются требования по обеспечению каждой групповой и спортивной площадок непрерывной 3-часовой инсоляцией не менее чем на 50% площади площадки независимо от географической широты.
7. Не предусматриваются мероприятия по обеспечению предельно допустимых уровней (ПДУ) шума на территории ДОУ и на групповых площадках в соответствии с требованиями СН 2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
8. Не выполняется требование о беспыльном покрытии групповых площадок материалами, безвредными для здоровья детей. В проектной документации нередко применяется песчано-гравийная смесь по ГОСТ 5607-94*, которая предназначена для покрытий автомобильных дорог.
9. При подборе оборудования игровых площадок не учитываются росто-возрастные особенности детей, предусматривается установка одинакового набора оборудования на площадках как младшей, так и подготовительной групп. Оборудование подбирается без учета двигательной активности детей (чаще всего это песочница, качалка-балансир и скамейки по периметру).
10. На контейнерной площадке в составе хозяйственной зоны не предусматривается раздельный сбор и хранение мусора и пищевых отходов. На площадке должно быть не менее двух промаркированных контейнеров с крышкой.
11. В составе хозяйственной зоны не предусматриваются места для сушки постельных принадлежностей, чистки ковровых изделий и иных бытовых принадлежностей.
По организации воздушно теплового режима:
1. Занижаются расчетные температуры воздуха в помещениях ДОУ. Воздушно-теп-ловой режим помещений в дошкольной организации является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей. Действующими национальными стандартами и сводами правил (СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения») установлено, что для расчета систем отопления и вентиляции ДОУ расчетную величину температуры внутреннего воздуха и кратность воздухообмена следует принимать по СанПиН 2.4.1.2660-10. Следует отметить, что допустимые параметры температуры внут-реннего воздуха помещений, регламентированные ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» не соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ГОСТе допустимые температуры для ряда помещений ДОУ занижены на 1-2 градуса).
2. В текстовой части раздела «Объемно-планировочные решения» отсутствуют сведения об организации естественного проветривания помещений ДОУ. Чистота воздуха помещений ДОУ достигается правильной организацией проветривания помещений. Санитарными нормами регламентируется необходимость сквозного и углового проветривания помещений, а также наличие форточек и фрамуг для притока наружного воздуха на высоте не менее 2 м от пола.
2.1. Требования к естественному и искусственному освещению помещений ДОУ
2.2. Основные помещения ДОУ должны иметь естественное освещение.
2.3. Неравномерность естественного освещения основных помещений не должна превышать 3:1.
Величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) в групповых, спальнях, медицинской комнате, палатах изолятора, помещениях для музыкальных и физкультурных занятий, в компьютерном классе - не менее 1,5%, в раздевальной - не ниже 1,0%.
Освещение вторым светом допускается только в помещениях туалетных, приемных и раздевальных, расположенных в IA, IБ и IГ климатических подрайонах, II и III климатических районах. Помещения буфетных, кладовых и туалетных для персонала допускается устраивать без естественного освещения.
2.4. Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств (СЗУ) используются жалюзи внутренние, межстекольные и наружные только вертикально направленные. Конструкция регулируемых СЗУ в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема и снижать нормируемую величину КЕО. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. В качестве СЗУ используют и тканевые шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен. Допускается использовать шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс и полотно), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Шторы на окнах в групповых помещениях не должны снижать уровень естественного освещения. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы раздвигают, обеспечивая инсоляцию помещения.
2.5. При одностороннем освещении глубина групповых помещений - не более 6 м. При большей глубине помещений необходимо двустороннее параллельное или угловое расположение окон (обеспечивающее и сквозное проветривание). Переплеты окон не должны иметь мелких решеток.
2.6. На подоконниках не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения. Высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника). Цветы рекомендуется размещать в подвесных (на стене) или напольных цветочницах высотой 65-70 см от пола и в уголках природы.
2.7. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.
2.8. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение. При использовании ламп накаливания нормы освещенности уменьшаются вдвое.
2.9. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. Искусственное освещение в помещениях для занятий с компьютерами обеспечивают системой общего равномерного освещения. В качестве источников света используют лампы типа ЛБ, светильники серии ЛПО36 с зеркализованными решетками.
2.10. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания одновременно. Использование новых типов ламп и/или светильников допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
2.11. В помещениях с постоянным пребыванием детей закрывающиеся штепсельные розетки и выключатели устанавливают на высоте 1,8 м от пола. В залах для физкультурных занятий светильники и окна должны иметь защитные устройства.
2.12. В районах севернее 65° с.ш. в системе общего освещения основных помещений устанавливают источники ультрафиолетового излучения, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам. В групповых, спальнях, палатах изолятора или фотариях устанавливают 1 лампу из расчета на 5 м2 площади при экспозиции 240 мин или на 10 м2 площади при экспозиции 480 мин в течение дня (высота подвеса 2,5 м).
2.13. Все источники искусственного освещения содержат в исправном состоянии. Шумящие люминесцентные лампы следует немедленно заменять. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают в специально выделенном помещении и вывозят из здания ДОУ. Их хранение в помещениях и на территории ДОУ - недопустимо.
2.14. Чистку оконных стекол следует производить не реже 2 раз в год, осветительной арматуры и светильников - не реже 2 раз в год.
2.15. В производственных помещениях пищеблока светильники не размещают над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами. Осветительные приборы должны иметь защитную арматуру.
Микроклимат.
Строя жилище, человек создает в нем микроклимат, т. е. местный климат, который характеризуется физическими свойствами (температура, влажность, ионизация и пр.), а также химическими и биологическими. В результате длительного пребывания людей воздух помещений меняется: возрастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, повышается температура, запыленность, бактериальная загрязненность, появляются летучие вещества, например аммиак, сероводород и др.
Изменения химического состава и физических свойств воздуха в жилых помещениях, как правило, происходят параллельно увеличению содержания в нем углекислого газа. Поэтому о микроклимате помещений принято судить по содержанию в воздухе легко определяемого углекислого газа. Установлено, что микроклимат помещений наиболее благоприятен, когда количество углекислого газа не превышает 0,1%. Обеспечение в дошкольных учреждениях доброкачественности воздуха достигается, с одной стороны, кубатурой, приходящейся на одного ребенка, с другой — правильным воздухообменом. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 2,5 м площади пола при высоте помещения 3 м; это составит 7,5—8 м3 воздуха.
Смена воздуха в помещениях происходит как естественным путем, так и при помощи специальной вентиляции. Естественный обмен воздуха происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях. Но этот обмен недостаточен. Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуют вытяжную вентиляцию и вентиляционные шкафы. Вытяжная вентиляция работает па естественной тяге за счет разности температур снаружи и внутри помещения. Вытяжные отверстия располагаются в верхней части степы и снабжаются специальными жалюзи для регулирования оттока воздуха из помещений. Вентиляцию в кухнях и санитарных узлах устраивают с побудительно-вытяжным вентилятором.
Местные вентиляционные приточные шкафы встраивают в одну из наружных стен групповой комнаты; внизу приточного шкафа находится отверстие для забора наружного воздуха, который обогревается радиатором, расположенным над отверстием. Вверху приточного шкафа имеется дырчатая филенка, через которую подогретый воздух поступает в помещение мелкими струйками. Приточное отверстие в шкафу имеет жалюзи для регулирования притока воздуха. Убирать приточные шкафы нужно ежедневно влажным способом с обязательным обтиранием внутренних стен и радиаторов. Категорически запрещается использование приточных шкафов не по назначению.
Борьба с пылью.
Пыль заносится одеждой, обувью, проникает с наружным воздухом и скапливается на мебели, полах, окнах, перемещаясь с места на место при движениях и играх детей. Она опасна тем, что переносит микробы, попадающие в воздух при дыхании, разговоре, чихании, кашле и пр. Растения хорошо задерживают пыль и тем самым очищают воздух. Поэтому дошкольные учреждения обычно строят вблизи зеленых массивов, а при самом здании устраивают озелененный участок. Чтобы в помещение проникало меньше пыли, все ведущие к нему дорожки покрывают асфальтом или мостят булыжником, кирпичом.
Уборку мусора с участка производят ежедневно за 1—2 ч до прихода детей или после их ухода при закрытых окнах. В летнее время не менее двух раз в день, перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном, производят поливку участка.
У входа в детское учреждение снаружи ставят съемные скребки и деревянные решетки для очистки обуви от грязи. В тамбуре кладут маты, а в вестибюле половики для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. В вестибюле хранят платяные и сапожные щетки, метелки или веники для чистки одежды и обуви.
Уборку производят только влажным способом (сырые опилки, влажный веник или тряпка). Сухой мусор собирают в ведра, плотно закрывающиеся крышками, и выносят в мусороприемники на участок. При централизованной системе вывоза мусора дворовые мусороприемники регулярно освобождают (летом ежедневно), моют, обезвреживают 2%-ным раствором хлорной извести. При отсутствии такой системы мусор ссыпают в мусорные ямы, дно и стенки которых выложены из непроницаемого материала (бетон, кирпич). Яма должна плотно закрываться крышкой.
Отопление.
Для детских учреждений установлены следующие нормы температуры воздуха: в палате новорожденных — 23—26°С, в комнате для детей до двух лет — 21—22° С, в комнате для детей 2—3 лет—19—20° С, в групповых комнатах детского сада — 18— 20° С. При этом относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 30—60%, скорость движения воздуха — не более 0,2 м/сек.
Для поддержания заданной температуры лучше всего пользоваться центральным отоплением, причем предпочтение следует отдать водяному отоплению низкого давления с температурой нагрева воды в котле не выше 90—95° С. При этом температура воды в радиаторах не превышает 70° С. Такое отопление безопасно в пожарном отношении и почти не изменяет химических и физических свойств воздуха, в частности его влажности. Все радиаторы должны быть закрыты деревянными решетками-экранами — во избежание ушибов и ожогов детей. В последнее время в детских учреждениях стали широко применять лучистое (панельное) отопление, при котором отопительные приборы скрыты в полу, потолке, стенах или плинтусах, что значительно улучшает санитарное состояние помещений.
Следует отметить, что в детских учреждениях иметь паркетные полы нецелесообразно. Дети, особенно маленькие, играя на натертом паркетном полу, нередко падают, ушибаются, пачкают мастикой руки и одежду. Кроме того, при уборке натертых полов возможно нарушение санитарных правил, нерегулярное использование пылесвязующих средств.
Среда.
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.
На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, дошкольные, школьные, семейные.
Здоровье и жизнь человека во многом зависит от образа жизни и среды обитания. Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, которые охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.
Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность. Параметры окружающей среды, при которых создаются наилучшие для организма человека условия жизнедеятельности, называются комфортными.
· комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха, предпосылки для проявления наивысшей трудоспособности и, как следствие продуктивности деятельности, гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;
· допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых процессов у человека и в среде обитания;
· опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном взаимодействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;
· чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать нарушения в природной среде. Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной деятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) - недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды. Следовательно, поддерживание комфортного или допустимого состояний является способом повышения защищенности человека
Комфортное состояние жизненного пространства по показателям микроклимата и освещения достигается соблюдением нормативных требований.
Условия нормального функционирования организма человека:
дыхание;
питьё воды;
еда (питание);
движение;
цель в жизни.
Безопасная среда.
Опасная ситуация - ситуация, при которой возникает угроза травмы или несчастного случая. Экстремальная ситуация - это такая опасная ситуация, при которой возникает реальная угроза жизни человека, его здоровью и имуществу.
В последние годы вопросам безопасности образовательных учреждений всех видов и уровней уделяется самое пристальное внимание. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных учреждениях: пожары, массовые заболевания и отравления учащихся и воспитанников, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала образовательного учреждения новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано c освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.
Проблемы обеспечения безопасности в ДОУ были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности детей и педагогического коллектива, имеют разносторонний и многоплановый характер. Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям. Анализ заболеваний и происшествий в образовательных учреждениях дает основания утверждать, что любая деятельность воспитанников и персонала потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий.
В дошкольном учреждении, как и в любом другом образовательном учреждении, исключительно важным является создание безопасной среды. Проблемы обеспечения безопасности в дошкольном учреждении затрагивают многие стороны жизнедеятельности детей и педагогического коллектива, имеют разносторонний и многоплановый характер. Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий.
Проблема безопасности образовательной среды имеет различные аспекты. В нашем исследовании рассматривается безопасность среды дошкольного учреждения с позиции охраны физического и психического здоровья воспитанников и педагогов.
В физической безопасности были выделены три фактора:
1. Экологический. Сохранение здоровья детей сегодня актуализируется повсеместным ухудшением экологической ситуации. На детях легко отражаются как положительные, так и отрицательные воздействия окружающей среды. При этом слабые раздражения не всегда проходят бесследно, а могут изменять сопротивляемость и функциональные свойства организма. И на таком фоне даже безвредный фактор среды может негативно сказаться не только на состоянии ребенка в настоящий момент, но и определить ход его дальнейшего развития, уровень здоровья, готовность к социальным воздействиям
2. Медико-гигиенический. В данный фактор входят два компонента: а) соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса и б) медицинское сопровождение образовательного процесса.
3. Биолого-педагогический. В данном факторе целесообразно выделить также два компонента: а) оптимизация режима двигательной активности детей и б) обеспечение безопасности занятий физическими упражнениями.
В психологической безопасности в исследовании рассматривались следующие факторы:
1. Статусно-возрастной. Начиная с середины 90-х годов ХХ века, исследователи выделяют открытое и скрытое насилие в области воспитания и образования как одну из проблем педагогики. Дошкольники почти полностью находятся в подчинении педагога, во власти его настроения, отношения к ним. В этой связи, безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.
2. Этнический. В настоящий момент в дошкольных учреждениях России воспитываются дети разных национальностей. Этническая интолерантность участников образовательного процесса может значительно увеличивать психологическую опасность образовательной среды дошкольного учреждения. Формирование межнациональной толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Опыт межнационального общения помогает преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности.
3. Инклюзивный. Инклюзия в общественных отношениях и инклюзия в образовании в настоящее время активно внедряется как ведущая идеология отношения к людям-инвалидам в нашей стране. Дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, имеющими отклонения в развитии, принимают аномальных детей как партнеров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации их взаимоотношений.
Выделение данных факторов, по нашему мнению, будет способствовать систематизации результатов исследований по проблеме безопасности образовательной среды дошкольного учреждения.
Согласно Федеральному закону РФ № 238-ФЗ от 23.07.2013 г «О техническом регулировании» «безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности».{6}
Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Субъекты обеспечения безопасности ДОУ: руководство ДОУ, персонал учреждения, в том числе службы обеспечения, спасения и помощи (добровольная пожарная дружина и т.п.), правоохранительные органы; департамент образования, органы здравоохранения.
САНПИН.
Для обеспечения безопасности ДОУ разработан САНПИН ПО ДОУ ОТ 15.05.2013 г.
1. Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в групп.
Требования к размещению дошкольных образовательных организаций
2. Здания дошкольных образовательных организаций размещаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок.
3. Физическая защита здания ДОУ: освещение здания и территории; ограждение, запоры.
4. Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны.
5. На территории дошкольной образовательной организации выделяются игровая и хозяйственная зоны.
6. Игровые зоны перед прогулкой детей сотрудник ДОУ должен проверить и привести в порядок участок(собрать колющие предметы, камушки, сломанные игрушки,…..).Воспитатель постоянно должен находиться вместе с детьми. Он обязан создавать игровые ситуации.
7. Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней проводят внеочередную смену песка.
8. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный въезд.[ 3.16.]
9. В зимнее время рекомендуется проводить очистку территории от снега по мере необходимости, территорию допускается посыпать песком, использование химических реагентов не допускается.
Понятие "безопасность" включает не только организацию защиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.
С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях. Работники ДОУ обязаны знать требования к организации безопасной среды: гигиенические требования к проектированию дошкольных учреждений, гигиенические требования к освещенности, воздушный режим помещения, санитарное содержание помещений группы, требования к оборудованию группового помещения, игровому и дидактическому материалу. Эти требования должны соблюдаться в обязательном порядке, со всеми работниками должна проводиться беседа по технике безопасности.
Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должна быть разработана четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства включающая:
· постоянное обновление нормативно-правовой базы ДОУ по формированию безопасного образовательного пространства;
· совершенствование механизмов управления безопасностью образовательного пространства, создание команды, четкое распределение обязанностей;
· создание здоровых и безопасных условия труда в образовательном учреждении и условий для безопасного образовательного процесса. Материально-техническое оснащение;
· создание эффективной системы обучения работников ДОУ;
· внедрение инновационных образовательных технологий, программ по ОБЖ;
· совершенствование системы взаимодействия с органами безопасности (службой МЧС, ОВД ГИБДД);
· разработку и внедрение системы мониторинга безопасности образовательного пространства ДОУ.
Интеграция всех элементов системы безопасности обеспечивает эффективность решения проблем данного направления. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ДОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.
Таким образом, приоритетность обеспечения безопасного образовательного пространства ДОУ очевидна - она является одной из важнейших составляющих деятельности образовательного учреждения. Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных и методических основ обеспечения безопасности.
Литература
1. Безопасность дошкольного образовательного учреждения: Сборник материалов для руководителей образовательных учреждений. — М.: МИОО, 2005.
2. Волобуева Л.М. Организация охраны труда в ДОУ: правовой аспект. Управление ДОУ № 7- 2005 год.
3. Лукина Л.И. Безопасность дошкольного образовательного учреждения Управление ДОУ, Москва, 2007 год.
4. Лукина Л.И. Как разработать систему управления ДОУ. Управление ДОУ, М.: Сфера, 2007 год.
5. Лукина Л.И. Охрана труда в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005 год.
6. О пожарной безопасности/ Федеральный закон от 21.12.1994 г № 69-ФЗ (ред.от 09.05.2005 г)
7. Об основах охраны труда в Российской Федерации / Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181 -ФЗ (с изменениями от 09.05.2002 г)
8. Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. — М.: НЦ ЭНАС, 2006.
9. Погребняк Л.П. Охрана труда и технической безопасности в образовательном учреждении. Управление ДОУ, № 7- 2005 год.
10. Пимонова С.В. Развитие творческого потенциала студентов в условиях безопасной образовательной среды: дис. … канд. психол. наук. — Ставрополь,2006.
11. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
12. СанПиН 2.4.1.3049-13.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 29 мая 2013 г.
13. Сантаева Т.С. Безопасность детей и взрослых. Управление ДОУ, № 3- 2004 год.
14. Трушкин А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: автореф. дис… д-ра пед. наук. – Ростов-на –Дону, 2000.
15. Худик В.А., Тельнюк И.В. Организация условий безопасности жизнедеятельности дошкольников // Детский сад. — 2006.
Размещено на Allbest.ru