Административно-правовой механизм управления высшим и средним профессиональным образованием
Вопросы для обсуждения
1. Органы руководства профессиональным образованием в стране на различных уровнях, специфика деятельности.
2. Административно-правовые аспекты реформирования механизма управления высшим образованием: проблемы и перспективы
3. Основные тенденции в практике обновления управления образованием и их оценка
4. Системные, модульные и локальные нововведения в управлении профессиональным образованием на различных уровнях.
5.Система общественно-государственного управления образованием в РФ и за рубежом.
Практические задания
1. Сделайте 2 презентации по вопросам семинара
2.Выясните у руководителей вуза или СПО степень участия общественности в управлении образованием в стране. Сделайте выводы.
Управление высшим образовательным учреждением
Вопросы для обсуждения
1. Структура управленческого аппарата вуза и функции каждого подразделения. Общее управление вузом.
2. Принципы руководства вузом (СПО)
3. Организационная культура ОУ и ее типология. Организационное поведение. Формирование группового поведения в организации.
4. Закономерности существования неформальных групп в организации. Управление поведением организации.
5. Психологический климат в педагогическом коллективе и пути его создания.
6. Деловое общение. Структура коммуникационного процесса. Психологические закономерности делового общения. Средства и этика делового общения. Управление конфликтами и стрессами в образовательном учреждении.
7. .Работа с персоналом.
8. Управление учебной работой.
9. Управление научной и научно-методической работой.
10. Руководство студенчеством.
11. Органы коллективного руководства в вузе.
12. Руководитель в системе управления учебно-воспитательными учреждениями. Социально-педагогические и психологические требования к личности. Эталонный образ. Создание имиджа руководителя как составная часть культуры общения в управлении. Стили руководства: авторитарный, демократичный, либеральный. Стили лидерства: сосредоточенный на работе, сосредоточенный на человеке. Организация труда руководителя ОУ. Управленческая культура руководителя.
13. Самоуправление в ОУ, его структура и функции. Распределение управленческих функций.
14. Содержание и организационные технологии управленческой деятельности руководителя. Планирование и его основные виды. Программа развития ОУ.
15.Стимулирование и формирование мотивационно-целевой направленности деятельности коллектива на реализацию управленческого решения.
Практические задания
1. Сделайте презентацию по 3 вопросам семинара.
2. Протестируйте психологический климат в одном из подразделений вуза. Сделайте выводы. Проанализируйте годовой и перспективный план (программу развития) в одном из подразделений вуза. Сделайте выводы.
3. Напишите эссе с использованием источников «Безопасная управленческая деятельность в высшей школе».
Мониторинг и экспертиза качества образования и образовательных услуг в высшем образовании
Вопросы для обсуждения
1. Цель, задачи, виды и содержание педагогической диагностики и анализа деятельности вуза.
2. Экспертиза качества образования и образовательных услуг в высшем образовании
3. Организация мониторинга и педагогической диагностики. Принципы контроля: теоретическая и методическая подготовленность, планомерность, обоснованность, всеобъёмность, предупредительный характер.
4. Объекты: образовательный процесс, методическая работа, научная и экспериментальная деятельность, психологическое состояние, обеспеченность учебно-воспитательного процесса, кадры.
5. Виды контроля. Реализация контроля.
6. Демократизация и гуманизация системы контроля. Неразрушающий контроль. Самоаттестация вуза.
Практические задания
1.Сделайте презентации по двум вопросам семинара
2.Выясните в вузе или СПО как осуществляется мониторинг качества образования и образовательных услуг. Сделайте выводы.
3.Уточните проходит ли в образовательном учреждении экспертиза. Как её проведение оценивают сотрудники.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амблер Т. Маркетинг от А до Я. – СПБ., 1998.
2. Афанасьева Т.П. и др. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании. – М., 1996.
3. Багаудинова Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра, пути преодоления кризиса.- М.: Экономика, 2003.
4. Балыхин Г.А.Управление развитием образования. Организационно-экономический аспект. – М.: Экономика, 2003.
5. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения.- СПб., 2007.
6. Башарина Л.А., Гришина И.В. Организационные технологии управления школой. – С.-П.: КАРО, 2003.
7. Бовин А.А. Управление инновациями в организации. – М.: Омега-Л, 2006.
8.Борщевская Е.О. Государственное и общественное управление образованием. Управление высшим образованием. Часть 1. Понятийный аппарат. Методы. Модели: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. - 170 с.
9. Братченко С.А. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М., 1999.
10. Вернадский В.И. Об основаниях университетской реформы. М., 1901.
11. Волосникова Л.М. Законодательство России о высшем образовании в XVIII веке // История государства и права. 2006. № 6Гончаров М.А. Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования. – М.: КноРус, 2010.
12. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Вестник высшей школы. 1999. №3. С. 29-35.
13. Высшая школа / Под ред. Е.И. Войленко. В 2-х ч. Ч. 1. М., 1978.
14. Грудцына Л.Ю. Законодательное регулирование создания инновационных предприятий при образовательном учреждении // Право и жизнь. 2013. № 176(2Джаджа С.Е. Управленческая культура руководителей образовательных учреждений. – Самара, МГПУ, 2003.
15. Грудцына Л.Ю., Иванова С.А. Экономические и правовые аспекты системы управления высшими учебными заведениями в России // Образование и право. 2012. № 4(32).
16. Зайцева Л.А. Административно-правовое регулирование высшего профессионального образования в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2008.
17. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: Академия, 2007.
18. Зубов Н. Как руководить педагогами. – М.: АРКТИ, 2003.
19. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. – М., 2008.
20. Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. – М., 2005.
21. Карье Г. Культурные модели университета // Вестник высшей школы. 1996. №3. С. 28-32.
22. Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М., 1995. 328 с.
23. Кирилловых А.А. Административно-правовое регулирование управления в высшем образовательном учреждении // Административное и муниципальное право. 2008. № 12.
24. Кретинин Г.В., Брюшинкин В.Н., Гальцов В.И. Очерки истории Восточной Пруссии. Корольков В., Взятышев В., Кадровая политика в высшей школе: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. 1999. № 2. С. 7-17.
25. Калининград: Янтарный сказ, 2002.
26. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и профессиональном образовании» / Под ред. А.Н. Козырина // Консультант Плюс. 2007.
27. Конституция РСФСР 1925 г., ст. 37 // СУ РСФСР. 1925. № 30.
28. Коротков Э.М. Управление качеством образования.- М.: Академический проект: Мир, 2006.
29. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. - М.: ИНФРА-М, 1997.
30. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М.: Ось-89,1996.
31. Кулиев Т.А., Мамедов В.Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие. – М.,1990.
32. Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы.- М.: Центр соц. и эконом. исследований, 1995.
33. Литвак Б.Г. Управленческое решение. – М.: ЭКМОС,1998.
34. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – М.,2005.
35. Мамедова Э.А. Формирование системы управления маркетингом на рынке образовательных услуг в вузах системы правосудия // Российский судья. 2007. № 1.
36. Марков Г.Н.Справочник руководителя: практическое пособие. - СПб., 2000.
37. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. Новгород: НИМБ, 2004.
38. Менеджмент организации. – М.: ИНФРА-М,1997.
39. Морозов А.В. Управленческая психология. – М.: Академический проект, 2003.
40. Окулич-Казарин В.П.Управление персоналом: Учебное пособие для менеджеров. - М., 2002.
41. Организационное поведение в таблицах и схемах. / Под научн. ред. Г.Р.Латфуллина, О.Н.Громовой. – М.: АЙРИС ПРЕСС , 2002.
42. Основы управления персоналом. / Под ред. Б.Г. Генкина, - М.: Высшая школа, 1996.
43. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг. М., 1995. 78 с.
44. Поташник М.М. и др. Управление качеством образования. – М., 2006.
45. Психология управления: хрестоматия. / Сост. и ред. Райгородский Д.Я. – Самара: Изд. Дом «Бахра-М», 2005..
46. [Смолин О.Н. Управление учреждением образования в контексте образовательной политики: правовой аспект. М.: СПАРК, 2006.
47. Рекомендации Всероссийского совещания руководителей государственных органов управления высшим и средним профессиональным образованием субъектов РФ от 18.01.95г. // Бауманец. 1995. 14 марта.
48. Савельев А., Романкова Л. О будущей Доктрине высшего образования // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 9-12.
49. Садовничий В. Образование как фактор национальной безопасности России // Вестник высшей школы. 1998. № 3. С. 3-7.
50. Садовничий В. Отечественная школа и российская государственность // Вестник высшей школы. 1998. № 6. С. 3-12.
51. Садовничий В.А. Размышления о доктрине развития образования в России // Университетская книга. 1999. №11.
52. Соловьенко К., Пугачева Е. Открытость и самоорганизация в реформе высшей школы // Вестник высшей школы. 1998. №5. С. 3-13.
53. Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами. – М.: Академия, 2003.
54. Трайнев В.А. Психологические аспекты менеджмента. – М.: Сфера, 2003.
55. Университет для России: взгляд на историю культуры XVIII столетия / Под ред. В.В. Пономаревой, Л.Б. Хорошиловой. М.: Рус. Слово, 1997.
56. Управление высшим учебным заведением. / Под ред. С.Д.Резника. – М.: ИНФРА-М, 2011.
57. Шеверева Е.А. Экономические основы функционирования государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования: Дисс. … канд. экон. наук. М., 2005.
58. Хазова М.B. Мировой опыт и тенденции развития высшего образования (гуманитарный аспект). Красноярск, 1994. 95 с.
59. Экспертиза и консультационная поддержка инноваций в системе образования. – М., 2004.