Выбор типа (системы) обучения в зависимости от характера материала
Характер материала | Возможные типы (системы обучения) | Возможные методы |
Целостный описательно-фактологический | Сообщающий, программированный | Информационный рассказ, демонстрация, работа с текстом, наблюдение, работа по обучающим программам и др. |
Целостный логико-доказательный | Сообщающий, проблемный | Рассуждающее изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа поисково-исследовательского типа, обучающие игры и др. |
Целостный образно-эмоциональный | Сообщающий, проблемный, релаксопедический | Рассказ-описание, проблемное изложение, изучение художественных текстов, источников, учебной литературы и др. |
Дискретный описательно-фактологический | Сообщающий, программированный, догматический | Информационный рассказ, наблюдение, упражнение, работа с программой |
Дискретный логико-доказательный | Сообщающий, проблемный, программированный | Рассуждающее изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа, практические и лабораторные работы, работа с программой и др. |
По результатам данного этапа отбирается обычно несколько возможных вариантов — тех систем обучения и соответствующих Им методов, которые в принципе пригодны для изучения материала.
Третий этап — анализ учебных возможностей обучаемых. При изучении уровня их знаний и умений, характера накопленного опыта важно учесть степень подготовленности к изучению соответствующего материала. Материал может быть относительно более сложным и тем не менее более знакомым учащимся и, напротив, менее сложным, но и менее знакомым. Сопоставление степени сложности изучаемого с уровнем подготовки дает представление о предполагаемой трудности изучаемого. Установлено, что проблемное обучение больше подходит для материала среднего уровня трудности. Материал легкий предпочтительнее изучать на основе сообщающих, репродуктивных и программированных методик, а наиболее трудный — сообщающим или репродуктивным путем.
Другой важный фактор готовности обучаемых — степень интереса. Чем ниже показатели осознания значимости, личностного смысла, тем, при прочих равных условиях, предпочтительнее проблемные варианты обучения.
Четвертый этап — определение конкретных задач занятия. По нашему глубокому убеждению, только после изучения условий учебной ситуации (объективных и субъективных) возможно определение образовательных, в том числе развивающих, задач, включающих в себя ориентацию на определенный уровень деятельности, который необходимо сформировать (репродуктивная, алгоритмическая, продуктивная деятельность).
Пятый этап — принятие предварительного решения о предпочитаемом доминирующем типе обучения.
Шестой этап — корректировка и конкретизация принятого решения с учетом имеющегося времени, средств, оборудования, возможностей и предпочтений педагога.
Описанная процедура представляет собой методику постепенного ограничения возможных вариантов с учетом последовательно учитываемых факторов учебной ситуации. Возможны, конечно, и иные процедуры выбора: ориентация на аналог, свернутый интуитивный выбор, перебор основных вариантов.
Выбранный в качестве доминирующего (преобладающего, основного) тип обучения, во-первых, конкретизируется в соответствующих, входящих в данную систему методах и приемах и, во-вторых, дополняется и обогащается элементами других типов (систем) обучения во всех случаях, когда это необходимо.
Вопросы для размышления и контроля
1. По каким признакам можно различать метод и прием обучения?
2. Почему оказались безуспешными все попытки найти лучший, оптимальный метод обучения?
3. В каком отношении и при каких условиях полезны методические разработки уроков, тем, разделов, в которых приводятся варианты построения обучения с использованием определенных методов и приемов?
4. Почему оказались напрасными попытки создать классификацию методов обучения только по одному существенному основанию?
5. Попытайтесь какой-либо метод, выделенный по одной классификации (например, метод проблемного изложения), квалифицировать по другим классификациям. Что это дает?
6. Выявите логику расположения шагов (этапов) выбора метода по методике Ю. К. Бабанского. Можно ли некоторые из шагов поменять местами?
7. Каковы основания выделения систем (типов) обучения?
8. Можно ли отождествить сообщающее обучение с традиционным? Содержат ли оба эти типа обучения развивающие возможности?
9. В чем различие понятий: «обучение по программе» и «программированное обучение»?
10. Оправдано ли проблемное обучение, если оно представляет только имитацию поиска (искомый ответ уже известен науке, специалистам)?
11. Верен ли девиз: «Да здравствует проблемное обучение»?
12. Возможно ли в будущем полное вытеснение традиционного обучения компьютерным?
13. Можно ли с помощью компьютерных программ обучать творческой деятельности?
Литература
Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. — М., 1981.
Арестанов М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение: Вопросы теории и технологии. — Алма-Ата, 1980.
Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 1985.
Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1981.
Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. — М., 1987.
Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. — М., 1999.
Занько С. Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С.М. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового общения. — М., 1992. — Ч. I, П.
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспектива.
Куписевич Н. Основы общей дидактики. — М., 1986.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
Лернер И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. — 1965. — № 6 (приложение).
Махмутов М.И. Проблемное обучение. — М., 1975.
Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М., 1969.
Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и в обучении. — М., 1972.Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., 1988.
Оконь В. Основы проблемного обучения. — М., 1968.
Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. — М 1972.
Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 1980.
Юцявичене П. А. Основы модульного обучения. — Вильнюс, 1989.
Глава 7