Программа семинарских занятий
К 430
Составитель: Е.В. Кирдяшова
Р е ц е н з е н т ы:
кандидат педагогических наук доцент Серикова Л.А.;
кандидат психологических наук доцент Тараскина И.В.
К 430 Программа и методические рекомендации к курсу «Педагогика» / Сост. Е. В. Кирдяшова. – Саранск: Референт, 2007. – 52 с.
Программа отражает основное содержание курса педагогики общеобразовательной школы, обновленное в соответствии с современными гуманистическими тенденциями в теории воспитания и обучения; является составной частью в системе общей педагогической подготовки студентов. В содержание предлагаемых материалов входят тематический план, программа семинарских занятий, практические задания, методические рекомендации к проведению семинарских занятий, темы рефератов и контрольных работ и требования к их выполнению, библиографический список.
Программа и методические рекомендации к курсу «Педагогика» предназначены для студентов биологического факультета и историко-социологического института (специальность «социальная работа»).
Печатается по решению научно-методического совета Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.
Учебное издание
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К КУРСУ «ПЕДАГОГИКА»
Составитель Кирдяшова Евгения Васильевна
Печатается с оригинал-макета составителя
П Р Е Д И С Л О В И Е
Программа и методические рекомендации к курсу «Педагогика» ориентированы на требования нового государственного образовательного стандарта и являются частью учебно-методического комплекса по педагогике.
Курс педагогики выполняет важную функцию в формировании профессионально-педагогической культуры будущего учителя – создает условия для развития мышления, расширения научного и методологического кругозора. Содержание дидактических единиц и параметры государственного стандарта раскрываются через изложение основных проблем педагогики и ее основных отраслей, изучение педагогических воззрений прошлого, в контексте историко-культурного процесса. Отбор и структурирование учебного материала курса определяются инновационными подходами: цивилизационным, историко-культурным, аксиологическим, антропологическим и акмеологическим.
В результате работы с историко-педагогическим и общепедагогическим материалом студенту необходимо раскрыть важнейшие понятия, закономерности образовательного процесса, проследить этапы непрерывного образования в соответствии с развитием цивилизации, выявить связь педагогического образования и культуры. Важно научиться анализировать и сопоставлять цели, содержание, формы и методы обучения и воспитания отечественной и зарубежной школ, их концептуальную обусловленность. Основной задачей курса является целенаправленное и систематическое осмысление фундаментальных педагогических идей, а не репродуктивное воспроизведение услышанного или прочитанного педагогического источника.
В программе предложены темы, дан примерный план, представлено содержание изучаемого материала, рекомендована литература. Для закрепления полученных знаний, самостоятельного усвоения темы и формирования практических умений и навыков предложены задания различного типа. Представлена тематика рефератов и контрольных работ и требования к их выполнению, примерный перечень вопросов к экзамену.
Настоящее издание предпринято с целью помощи студенту в его самостоятельной работе при написании реферата и контрольной работы, подготовке к семинарским занятиям и к экзамену.
По каждой теме предложено большое количество источников с целью углубления самостоятельной работы студентов, их самообразования, профессиональной ориентации.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА | СЕМИНАРЫ, КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1. Возникновение и развитие педагогической мысли | |
2. Основные факторы развития личности | |
3. Педагогическая деятельность и теория Я.А. Коменского | |
4. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского | |
5. Возникновение и развитие дидактики | |
6. Урок – основная форма организации школьного обучения | |
7. Образование в России на современном этапе | |
8. Проблема коллектива и личности | |
9. Культура педагогического общения | |
10. Управление педагогическими системами | |
11. Педагогические основы семейного воспитания | |
12. Игра в педагогическом процессе | |
13. Социализация как социально-педагогическое явление | |
14. Воспитательная деятельность классного руководителя | |
15. Особенности планирования воспитательной работы | |
Итого: |
ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ