Из опыта работы по формированию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Цель– создание системы работы по формированию у детей младшего возраста культурно - гигиенических навыков, внедрение новых подходов в организации работы с дошкольниками.
Задачи:
- изучить теоретические основы воспитания культурно–гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
- выявить уровень сформированности навыков личной гигиены у детей в условиях группы ДОУ;
- разработать план мероприятий направленных на понимание важности заботы о своем здоровье;
- подобрать методологический инструментарий (новые игровые методики);
- разработать рекомендации для родителей по воспитанию культурно–гигиенических навыков.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по воспитанию у детей гигиенических навыков. Уже с момента рождения ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующим поколением, происходит только в совместной деятельности и общении. Основной задачей гигиенического воспитания детей дошкольного возраста является сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения. Это становится возможным в силу того, что у детей дошкольного возраста особенно сильно развиты тяга к подражанию, наблюдательность, любознательность, малыш лучше запоминает, устанавливает причинно – следственные связи. Как правило, дети в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. В каждом возрасте формируются свои привычки. Опорой для их выработки является ведущая для этого возрастного периода деятельность, поэтому хороший эффект дают воспитательные приемы, построенные на игровых методиках. Игра является не только эффективным воспитательным средством, но и обязательным условием формирования у детей навыков и привычек, одобряемых большинством членов социума и считающихся полезными. Интерес к игре заложен природой и поддерживает интенсивность физических и духовных усилий. Именно эта активность субъекта обеспечивает практическое, действенное, основанное на реальных примерах взаимодействия, формирование жизненного опыта у ребенка.
Наряду основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков помимо рационально организованной обстановки, четкого режима дня и личного примера педагога, учитывая вышесказанное, мною были отобраны следующие технологии воспитания:
Периодически детям предлагались для прослушивания или чтения вместо известных всем стихотворений так называемые римейки. Неожиданная интерпретация знакомых с ранних пор стихотворений вызвала у большинства детей удивление, повышение познавательной активности и растущий интерес к казавшимся повседневными и не заслуживающими внимания «мелочам жизни». Методика «римейк» пластична и вариативна, достаточно лишь проявить творческий подход к широко известным и детям, и взрослым поэтическим, художественным произведениям. Потенциал в этом плане могут представить произведения различных популярных в разные годы детских авторов, например Агнии Барто.
Проанализировав раздел программы «Детство» - «Растим детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными», я пришла к выводу, что программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников. Поэтому, еще одной находкой в организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были эффективны, в достижении поставленной цели, становятся оздоровительные паузы с элементами самомассажа тела, лица, пальчиковых игр, занятия, представленные в виде пятиминутки здоровья. Целью, которых является формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Доступными и интересными приемами решена проблема самопознания ребенка, а оригинальная музыка создает прекрасный эмоциональный настрой (М.Л Лазарев программа «Здравствуй!»). В данном случае минутки здоровья служили одновременно и дополнительном средством педагогической диагностики, которую не всегда качественно можно осуществить в повседневных условиях.
Одним из видов дидактической игры, которые я использовала в ходе воспитания детей как субъекта здоровье сберегающей деятельности и поведения становятся игры – эксперименты, или игры – путешествия.
Игры-эксперименты— это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практическом закреплении культурно-гигиенических умений и навыков.
Игры-путешествиязаключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
Подобные игры отбирались на основе следующих принципов:
- возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
- доступности содержания игр;
- сочетания наглядного материала и действий, словесного
комментария воспитателя и действий детей; - ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в
игре; - сохранения положительного эмоционального настроя детей,
активизации любознательности; - адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в
педагогическом процессе;
- постепенного усложнения игр:
- цикличной организации игр.
Предлагаемые игры для детей дошкольного возраста объединены по основанию содержания воспитания культурно - гигиенических умений и навыков:
«Водичка, водичка»;
«Я одеваюсь сам»;