Социально-негативного поведения
Принципы социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного (социально-негативного) поведения детей в семье, школе, по месту жительства. Основные направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: создание и укрепление нравственного климата в семье, школе; укрепление морально-волевых качеств человека; воспитание сопротивляемости жизненным неудачам, уверенности в своих силах; оказание помощи в анализе и преодолении совершенных ошибок во взаимоотношениях с окружающими; побуждение и пробуждение стремления к самовоспитанию; помощь в осмыслении и самоосуждении нарушений моральных и правовых норм; поддержка стремлений личности к нормализации процесса жизнедеятельности; обучение представителей разных социальных групп навыкам преодоления конформистского поведения.
Меры преодоления девиантного поведения детей: помощь родителям, ребенку; семейные советы, работа социального педагога и психолога с семьей; индивидуальная и трудовая терапия; помещение подростков в учреждения открытого типа; принудительное пребывание в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа; трудовая терапия; профессиональное самоопределение подростка; ресоциализация подростка в обществе.
Место и роль самовоспитания человека в преодолении девиантного поведения.
Педагогические проблемы профилактики и преодоления алкоголизма и наркомании как социально-негативных форм поведения.
Образовательно-воспитательные проблемы работы
В пенитенциарных учреждениях
Сущность, содержание и основные проблемы исправительной педагогики в условиях пенитенциарных учреждений. Основные принципы реализации исправительных функций пенитенциарных учреждений (целенаправленность; соответствие средств, форм и методов перевоспитательной деятельности; активность осужденного в общественно-полезной деятельности; воспитание в коллективе; сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним; опора на положительное в личности; индивидуальный и дифференцированный подход в процессе перевоспитания; комплексный подход. Особенности процесса перевоспитания осужденных несовершеннолетних. Особенности перевоспитания осужденных женщин; лиц с аномалиями в психике; людей, придерживающихся уголовных традиций. Индивидуальная работа с осужденными. Проблемы общего образования подростков. Возможности и особенности профессиональной подготовки осужденных.
Использование возможностей общего и профессионального образования в процессе перевоспитания осужденных.
Коллектив осужденных как субъект и объект перевоспитания. Особенности формирования коллектива осужденных и возможности использования его воспитательного потенциала. Трудовое воспитание в условиях пенитенциарных учреждений. Культурно-досуговая деятельность осужденных и ее воспитательные возможности. Формы и методы социально-педагогической деятельности по коррекции и профилактике девиантного поведения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 2
Глава I . ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.................................................................................... 6
Глава II . ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 23
Глава III . СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ................................................................................................. 38
Глава IV . ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ................................................................................................ 50
Глава V.................. . СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ................................. 75
Глава VI . ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ......................................... 89
Глава VII . ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.................................................................... 105
Глава VIII/ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ
В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.................................................. 122
Глава IX . СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ В СЕМЬЕ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА......................................................................................................................... 139
Глава X. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В ШКОЛАХ.................................................................................................... 150
Глава XI.... . ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ В УМСТВЕННОМ
И ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ......................................................................................................................... 157
Глава XII. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО
РАБОТНИКА.................................................................................................. 183
Приложение.................................................................................................... 204
Учебное издание
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Зав. редакцией А.И. Уткин
Редактор Э.Н. Фаустова
Зав. художественной редакцией И.Л. Пшеничников
Художник обложки О.Л. Яковлева
Компьютерная верстка Л.В. Нежинская
Корректор И.Б. Окунева
Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96
Гигиенический сертификат
№ 77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98
Сдано в набор 06.07.99. Подписано в печать 01.12.99
Формат 60x90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 17
Тираж 7 000 экз.
Заказ № 915
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»
117571, Москва, просп. Вернадского, 88
Московский педагогический государственный университет
Тел.: 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел/факс 932-56-19
E-mail: [email protected]
http: //www .vlados.ru
Государственное унитарное предприятие
Издательско-полиграфический комплекс «Ульяновский Дом печати»
432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
1 В этой связи следует подчеркнуть особую роль придворного И.И. Бецкого, по инициативе которого были открыты не только воспитательные дома, но и строго сословные учебные заведения, как Смольный институт благородных девиц, Сухопутный кадетский корпус. Он ратовал за воспитание «новых отцов и матерей», дети, которых унаследовали бы особенность справедливо управлять государством, «свободно и прилежно заниматься промышленностью, торговлей, ремеслом». Он считал важным давать образование девочкам, так как, по его мнению, образованная мать лучше воспитает своих детей (См.: Васильева Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1997).
1 Превентивная педагогика (от лат. praeventus — предупреждающий, предохранительный) — педагогика, изучающая причины формирования и развития отклоняющегося (девиантного и делинквентного) поведения человека и методы его предупреждения, преодоления, исправления.
1 Постпубертатные — (от лат. pubertas (pubertatis) — половая зрелость) — достигшие полной половой зрелости.
2 См.: Васильев В.П. Юридическая психология. — СПб.: Питер Пресс, 1977.— С.415—416.
1 Виктимология — (от лат. victima — жертва + logos — наука, учение) — учение о поведении жертвы насилия. Эти проблемы являются предметом социальной виктимологии.
1 В главе использованы идеи и факты, изложенные в учебном пособии: Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. А.И. Зубкова и М.П. Суровой. — Рязань, 1993. — С. 390.
1 В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса РСФСР от 14 июня 1983 года (с изменениями от 22 августа 1995 года) за гражданами, временно отсутствующими без уважительных причин свыше шести месяцев, жилое помещение не сохраняется. Как отмечает прокурор Управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры России С. Клименко: «Ситуация, когда, отсидев срок и выйдя на свободу за ворота тюрьмы, человек становится бомжем, можно охарактеризовать кратко — узаконенная бездомность.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения семьдесят процентов от общего числа людей, не имеющих крыши над головой, — бывшие осужденные». (Российская газета, 1997, 23 октября).
1 Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 7 т. —Т.5.— М., 1958. С.106.
1 Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения /Сост. А.Т. Губко. — М., 1991. —С. 152.
2 Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. / Гл. ред. М.И. Кондаков. — М., 1984. — Т. 4.— С.168.
1 Фенилкетонурия (ФКУ) — наследственная болезнь, вызванная нарушением обмена веществ в организме. При этом заболевании в печени больных отсутствует определенный фермент (фенилаланингидроксилаза), что приводит к накоплению в крови неполных продуктов обмена и к нарушению развития плода.