Правовые основы деятельности образовательных

УЧРЕЖДЕНИЙ

Основные положения государственной политики в области образования

Можно извлечь из пункта Закона РФ «Об образовании».

«Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утвержденная федеральным законом» — записано в Законе Российской Федерации «Об образовании», и далее: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

7) автономность образовательных учреждений.

Медицинские училища и колледжи являются государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования, координацию и регулирование деятельности которого осуществляет соответствующее министерство в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности субъектов образовательного

процесса

Права и обязанности студентов, слушателей, преподавателей и других работников закреплены в Уставе учебного заведения, в Правилах внутреннего трудового распорядка.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, убеждений, возраста, социального и должностного положения. Управляет медицинским учебным заведением ректор.

Руководит учебно-методической службой проректор по учебной работе, который утверждает планы работы, отчеты, осуществляет текущий контроль за работой.

Методист организует методическую работу. Председатель цикловой методической комиссии осуществляет руководство цикловой (предметной) комиссией, планирование и организацию работы комиссии, обобщение и внедрение педагогического опыта работы.

Права и обязанности участников образовательного

процесса:

Преподаватели медицинского учебного заведения имеют право:

• избирать и быть избранными в органы самоуправления медицинского учебного заведения;

• участвовать в решение важнейших вопросов деятельности медицинского учебного заведения;

• самостоятельно определять формы проведения учебных занятий, средства и методы обучения и воспитания в свете принципов и требований единой методической системы;

• использовать экспериментальные методики преподавания;

• на получение заработной платы за выполнение ими функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).

Преподаватели медицинского учебного заведения обязаны:

• соблюдать Устав медицинского учебного заведения;

• обеспечивать высокую эффективность педагогического процесса;

• строить свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы достигались цели подготовки специалиста данного профиля;

• развивать у студентов самостоятельность, инициативу в приобретении знаний, умений и навыков; проявлять заботу о культурном, физическом и нравственном развитии студентов;

• активно вовлекать студентов в научно-исследовательскую, кружковую и другие виды работ, способствующих развитию творческих способностей будущих специалистов;

• принимать участие в профориентационной работе студентов;

• постоянно повышать свой профессиональный, педагогический и общекультурный уровень через систему факультетов повышения квалификации, стажировок, участия в работе различных семинаров, конференций, клубов и пр.

Студенты медицинского учебного заведения имеют право:

• получать образование в соответствии с государственными образовательными стандартами и приобретать знания, адекватные современному уровню развития науки, техники и культуры;

• получать дополнительные (в том числе платные образовательные услуги;

• избирать и быть избранными в органы самоуправления медицинского учебного заведения;

• определять по согласованию с учебной частью перечень дисциплин по выбору в пределах учебного плана;

• пользоваться помещением и оборудованием учебных кабинетов, лабораторий, библиотеки и других структурных подразделений медицинского учебного заведения;

• выбирать специализацию обучения в пределах учебного плана;

• принимать участие в экспериментально-конструкторской, производственной деятельности медицинского учебного заведения в оказании платных услуг населению и т.п.;

• получать в установленном порядке государственную стипендию, либо стипендию предприятий, учреждений, организаций; получать различные виды материальной помощи и льгот, предоставляемых в соответствии с действующими нормативами;

• работать в свободное от учебы время на предприятиях, учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм.

Студенты медицинского учебного заведения обязаны:

• систематически и глубоко овладевать теоретическими и профессиональными знаниями, практическими умениями и навыками по избранной специальности;

• принимать участие в развитие и укрепление учебно-материальной базы медицинского учебного заведения;

• посещать обязательные учебные занятия;

• в установленные сроки выполнять задания, предусмотренные учебными планами и программами;

• соблюдать учебную дисциплину, основанную на правилах внутреннего распорядка.

Базовые понятия темы правовые основы деятельности образовательных - student2.ru правовые основы деятельности образовательных - student2.ru

Воспитание - в широком социальном смысле — совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; в широком «педагогическом значении — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие

воспитателей и воспитуемых; в узком педагогическом значении специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Категория – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определённого явления действительности. Знать категории необходимо для того, чтобы понимать язык науки.

Концепция – система взаимосвязанных взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания трактовки каких-либо явлений, событий, основополагающая идея каких-либо теорий, общий замысел, главная цель.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний действительности.

Образование- единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеаль­ные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны

Образование- как процесс — освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат — достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система — совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Обучение — специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности преподавание («руководство учением») — организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования и учение — усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.

Педагогика – 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания органически связанные с законами развития общественных отношений и становления личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи образования, воспитания и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Педагогика –область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием.

Педагогическая задача — это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), ха­рактеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с оп­ределенной целью.

Педагогическая система - взаимосвязанные структурные компоненты, объединенные общей образовательной целью развития личности и функционирую­щие в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая тех­нология— это последовательная, взаимообусловленная система дей­ствий педагога, связанных с применением той или иной совокупно­сти методов воспитания и обучения, и осуществляемых в педагоги­ческом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспи­танников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педа­гогических средств) с целью решения задач образования, направлен­ных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Понятийный аппарат педагогики – упорядоченная и строгая совокупность категорий, понятий и терминов, используемых в педагогике.

Развитие— процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Данный процесс обусловлен влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых, объективное, стихийное влияние среды) факторов.

Самовоспитание— осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Самообразование– активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Содержание образования – это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося: усвоением опыта предшествующих поколений, воспитанием типологических качеств личности, умственным и физическим развитием человека.

Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий.

Формирование — процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

Итоговый контроль

1. Выполните следующие задания:

1) Назовите и раскройте содержание функций педагогики.

2) В чём заключается суть образования как социального феномена?

3) Раскройте суть образования как педагогического процесса.

4) Перечислите и раскройте основные категории педагогики.

5) Раскройте содержание таких педагогических концепций как концепция непрерывного образования, концепция интеграции, концепция технологизации.

6) Сформулируйте основные принципы государственной политики в области образования.

7) Перечислите права преподавателей и студентов среднего медицинского учебного заведения.

8) Какие обязанности в среднем медицинском учебном заведенииопределены для преподавателей и студентов?

2. Укажите верный вариант ответа:

1) Кто из учёных является автором следующего определения содержания образования:

Содержание образования – это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося: усвоением опыта предшествующих поколений, воспитанием типологических качеств личности, умственным и физическим развитием человека.

а) Краевский В.В.

б) Леднёв В.С.

в) Сластёнин В.А.

2) Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой являются обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение опреде­ленными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

а) верно

б) неверно

3) Из перечисленных компонентов: 1) формирующий, 2) организаторский, 3) познавательный, 4) социальный, 5) проектировочный - компонентами педагогической деятельности являются:

а) 1, 2 и 4

б) 2, 3 и 5

в) 2, 3 и 4

г) 3, 4 и 5

4) Из предложенных понятий, выберите функции педагогики: 1) объяснительная; 2) теоретическая; 3) проективная; 4) преобразовательная; 5) технологическая.

а) 1 и 4

б) 2 и 3

в) 3 и 5

г) 2 и 5

5) Укажите педагогические концепции, существующие на современном этапе:

а) непрерывного образования;

б) интеграции;

в) технологизации;

г) все ответы верны

6) Педагогическая система — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

а) верно

б) неверно

7) Какой из функций педагогики, соответствуют следующие уровни: проективный, преобразовательный, рефлексивный;

а) теоретическая функция

б) технологическая функция

в) нет верного ответа

3. Дополните систему критериев отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский).

1) целостность отражения в … образования;

2) высокая … и … значимость содержания изучаемого материала;

соответствие объёма содержания … учащихся;

3) соответствие содержания образования имеющейся … и … образовательного учреждения;

4. Допишите понятия:

1) Педагогика – наука …

2) Воспитание (в широком значение) – …

5.Установите соответствие. А.Объект

1.Совокупность элементов, связей, от-

ношений в конкретной области педа-

гогического объекта, в которой вычле-

няется проблема, требующая решения.

Б.Предмет

2.Иследование педагогической систе-

мы, явлений, процессов воспитания,

образования, развития и формирова-

ния личности, коллектива.

6. Установите иерархию следующих определений педагогики, начиная с самого общего и заканчивая самым частным. Проставьте соответствующие цифры напротив определений:

1) педагогика – искусство воспитателя воздействовать на воспитанника с целью формирования его мировоззрения;

2) педагогика – наука о воспитании;

3) педагогика – часть общественной культуры;

4) педагогика – наука о воспитании и обучении подрастающего поколения;

5) педагогика – наука о проблемах образования и обучения людей;

7. Укажите группу, наиболее полно отражающую основные категории педагогики:

а) • среда б) • знания в) • воспитание

• наследственность • умения • обучение

• воспитание • навыки • образование

г) • созревание

• система

• социализация

8. Исходя из известных Вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспектива развития наук о человеке. Значение каких наук возрастёт? Какие новые научные дисциплины могут появиться?

9. Напишите 3-5 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

10. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

• Педагогика в современном мире.

• Функции педагогической науки: теоретическая, практическая, прогностическая.

• Связь педагогики с философией, психологией, социологией, медициной и другими науками.

Темы для рефератов:

Наши рекомендации