С поднятием согнутых ног вперед

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.

Начиная с правой ноги на каждую четверть или восьмую такта в зависимости от темпа делается небольшой шаг — перескок на низкие полупальцы; колено присогнуто.

Одновременно с перескоком левая нога сгибается в колене и с вытянутой стопой резко поднимается в прямом положении вперед-вверх.

Этот вид бега исполняется с очень небольшим продвижением впе­ред, на месте и с продвижением назад. Корпус прямой, подтяну­тый, плечи расправлены. Руки — в 1-м или в 3-м основных поло­жениях.

Бег с поднятием согнутых ног вперед хорошо сочетается с пооче­редными фиксирующими ударами правой и левой руки по бедру то правой, то левой ноги. Если этот бег повторяет ритмический рисунок переменного шага с притопом, то на паузу, на счет «и», вместо притопа по ноге, находящейся в воздухе в согнутом поло­жении, делается скользящий удар по бедру (от себя или к себе). Этот бег хорошо комбинируется с короткими прыжками — подско­ками на двух ногах, с бегом с отбрасыванием согнутых ног назад и рядом других элементов.

Можно ритмически усложнять исполнение всех видов танцеваль­ного бега.

Например, бег с поднятием ног вперед: два шага — перескока на каждую четверть и три шага — перескока на каждую восьмую, четвертая восьмая — пауза. Или бег с отбрасыванием ног назад:

два шага — перескока на каждую четверть и четыре шага — пере­скока на каждую восьмую и т. д.

Если бег с отбрасыванием ног назад и поднятием ног вперед повторяет ритмический рисунок переменного шага, тогда нога будет выдерживать паузу, остава­ясь на счет «и» в воздухе, а если повторять ритм переменного шага с притопом, то акцент полупальцами, каблуком или полной стопой ноги будет приходиться в пол.

Это лишь несколько вариантов исполнения бега с отбрасыванием согнутых ног назад и бега с поднятием согнутых ног вперед в различных ритмических рисунках.

Все разновидности танцевального бега встречаются в различных групповых плясках и кадрилях многих областей России.

Бег с отбрасыванием ног назад и бег с поднятием ног вперед по своему духу и характеру исполнения ближе к современным пляс­кам, а также к солдатским, матросским и другим групповым сов­ременным пляскам. Бег этот исполняется как парнями, так и де­вушками, если, разумеется, костюм позволяет им делать такое движение.

В репертуаре Государственного ансамбля народного танца СССР есть «Краснофлотская сюита» (постановка И. А. Моисеева, 1945 г.), где целая картина — эпизод «Аврал» — построена набеге с поднятием согнутых ног вперед. Бег исполняется в быстром темпе на восьмые, а в некоторых моментах и на шестнадцатые доли такта. При этом беге руки, согнутые в локтях, подняты на уровне груди по обеим сторонам корпуса; кисти сжаты в кулаки. При исполнении бега руки, не разгибаясь в локтях, делают не­большое движение вперед-назад. Причем если поднимается левая нога, то правая рука движется вперед вверх, а левая отводится назад - вниз, и наоборот.

В ансамбле этот бег с таким движением рук получил название «аврал».

В Государственном русском народном хоре имени Пятницкого «Молодежная пляска с фантами» (постановка А. Климова, 1954 г.) была целиком построена на беге с отбрасыванием согнутых ног назад.

На Урале, в Красноуфимском районе Свердловской области, бытует кадрильная пляска «Крученка», в ней участвуют восемь девушек и четыре парня. Исполняется она тройками: две девуш­ки и один парень.

Вся пляска идет под одну мелодию в стремительном темпе и состоит из замысловатых переходов тройками из одной фигуры в другую фигуру. Основным движением этой кадрильной пляски так­же является бег с отбрасыванием согнутых ног назад.

Ходы

Если шаг или бег приобретает свои специфические особенности, своеобразную манеру исполнения и становится типичным, прису­щим лишь для одной области, местности или села, а порой и для одной пляски или хоровода, он уже называется ходом. Иногда составной частью хода той или иной пляски различных об­ластей могут быть дробные движения, подскоки и другие элементы русского народного танца. Но ход — это не только разнообразные шаги, бег и другие движения ног, присущие той или иной пляске, местности или области. Часто при одном и том же движении ног своеобразные положения или движения рук, осанка корпуса, осо­бая манера держать голову и даже темп музыкального или пе­сенного сопровождения сильно разнообразят эти ходы, резко изменяют их характер. Ходы становятся непохожими друг на друга. Со своей особой, специфичной манерой исполнения каждый ход бытует отдельно, самостоятельно в той или иной пляске, местности или области.

Ход — это широкое, емкое понятие, включающее в себя все ком­поненты выразительности.

Сибирский

В плясках и игровых хороводах различных областей Сибири — Омской, Читинской, Иркутской и других — мы наблюдаем шаги, которые начинаются или с высоких полупальцев, или с ребра каб­лука. Такие шаги, не встретишь ни в каких других областях Рос­сии. Положение рук и корпуса здесь тоже особенное, сибирское: широкие и мягкие движения рук, гордая осанка корпуса с высо­ко поднятой головой. Все это: своеобразные шаги, специфические положения рук, корпуса, встречающиеся только в областях Си­бири,— дает нам право назвать этот шаг сибирским ходом.

С каблука (рис. 85)

Движение занимает '/г такта.

Исходное положение ног—1-е прямое.

Руки — в 4-м основном положении («калачиком»).

С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru Рис. 85. Сибирский ход с каблука

Рис. 86. Сибирский ход с носка

«И» (затакт) — правая нога, сгибаясь в колене, приподнимается над полом с «сокращенной» стопой и делает небольшой шаг вперед на ребро каблука. Верхняя часть корпуса мягко начи­нает поворачиваться влево.

«Раз» — одновременно с небольшим приседанием правая нога опускается на полную стопу. Левая с «сокращенной» стопой под­нимается над полом. Колено выпрямляется. Верхняя часть кор­пуса мягко продолжает поворачиваться влево. Голова приподни­мается вверх; взгляд направлен вперед.

«И» — пауза.

При продолжении движения делается шаг левой ногой на ребро каблука.

Парни исполняют этот ход так же, но колени поднимаются выше и резче, чем у девушек. Руки у них, как говорят в Сибири (особенно в Читинской области), «гуляющие» — из подготовительного положения, свободно сгибаясь в локтях, двигаются одновременно - одна вперед, другая назад вместе с движением ног, затем руки меняются. Корпус прямой, повороты вправо и влево гораздо мень­ше, чем у девушек. Голова приподнята вверх или повернута в сторону партнерши. 2) С носка (рис. 86) Движение занимает '/2 такта.

Исходное положение ног—-1-е свободное. Руки у парней заведе­ны за спину или под пиджак, под поддевку. У девушек — в 4-м по­ложении («калачиком»).

«И» (затакт)—правая нога, сгибаясь в колене, приподнимается над полом — у девушек невысоко, у парней высоко — и, сделав небольшой шаг вперед, опускается на высокие полупальцы. Ко­лено левой ноги вытянуто.

«Раз» — правая нога опускается на всю стопу с одновременным небольшим приседанием. Одновременно левая нога, сгибаясь в колене, поднимается с вытянутым подъемом над полом — у девушек невысоко, у парней высоко.

«И» — пауза.

При повторении движения шаг делается с левой ноги. Корпус прямой, голова гордо поднята вверх, взгляд направлен: прямо перед собой. Можно также произвольно поворачивать голо­ву то вправо, то влево.

Оба этих хода могут исполняться не только с продвижением впе­ред, но и с продвижением в сторону — вправо или влево. При про­движении в сторону шаги перекрещенные. Например, при движе­нии влево левая нога делает шаг в левую сторону, правая также шаг влево, переступая через стопу левой ноги, затем левая нога снова делает шаг влево и т. д.

За счет сгибания коленей при каждом шаге корпус в этих ходах имеет характерное движение вверх и вниз. Это движение по вер­тикали может быть как плавным, так и немного резким в зави­симости от темпа музыки и характера пляски. Сибирский ход исполняется, как правило, медленно, степенно, гор­до, у девушек иногда — более игриво, особенно если темп музы­кального сопровождения увеличивается.

Пляска «Золотая цепочка» в Государственном русском народном хоре имени Пятницкого (постановка Т. Устиновой) вся построена на этих двух ходах.

Наши рекомендации