С поднятием согнутых ног вперед
Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.
Начиная с правой ноги на каждую четверть или восьмую такта в зависимости от темпа делается небольшой шаг — перескок на низкие полупальцы; колено присогнуто.
Одновременно с перескоком левая нога сгибается в колене и с вытянутой стопой резко поднимается в прямом положении вперед-вверх.
Этот вид бега исполняется с очень небольшим продвижением вперед, на месте и с продвижением назад. Корпус прямой, подтянутый, плечи расправлены. Руки — в 1-м или в 3-м основных положениях.
Бег с поднятием согнутых ног вперед хорошо сочетается с поочередными фиксирующими ударами правой и левой руки по бедру то правой, то левой ноги. Если этот бег повторяет ритмический рисунок переменного шага с притопом, то на паузу, на счет «и», вместо притопа по ноге, находящейся в воздухе в согнутом положении, делается скользящий удар по бедру (от себя или к себе). Этот бег хорошо комбинируется с короткими прыжками — подскоками на двух ногах, с бегом с отбрасыванием согнутых ног назад и рядом других элементов.
Можно ритмически усложнять исполнение всех видов танцевального бега.
Например, бег с поднятием ног вперед: два шага — перескока на каждую четверть и три шага — перескока на каждую восьмую, четвертая восьмая — пауза. Или бег с отбрасыванием ног назад:
два шага — перескока на каждую четверть и четыре шага — перескока на каждую восьмую и т. д.
Если бег с отбрасыванием ног назад и поднятием ног вперед повторяет ритмический рисунок переменного шага, тогда нога будет выдерживать паузу, оставаясь на счет «и» в воздухе, а если повторять ритм переменного шага с притопом, то акцент полупальцами, каблуком или полной стопой ноги будет приходиться в пол.
Это лишь несколько вариантов исполнения бега с отбрасыванием согнутых ног назад и бега с поднятием согнутых ног вперед в различных ритмических рисунках.
Все разновидности танцевального бега встречаются в различных групповых плясках и кадрилях многих областей России.
Бег с отбрасыванием ног назад и бег с поднятием ног вперед по своему духу и характеру исполнения ближе к современным пляскам, а также к солдатским, матросским и другим групповым современным пляскам. Бег этот исполняется как парнями, так и девушками, если, разумеется, костюм позволяет им делать такое движение.
В репертуаре Государственного ансамбля народного танца СССР есть «Краснофлотская сюита» (постановка И. А. Моисеева, 1945 г.), где целая картина — эпизод «Аврал» — построена набеге с поднятием согнутых ног вперед. Бег исполняется в быстром темпе на восьмые, а в некоторых моментах и на шестнадцатые доли такта. При этом беге руки, согнутые в локтях, подняты на уровне груди по обеим сторонам корпуса; кисти сжаты в кулаки. При исполнении бега руки, не разгибаясь в локтях, делают небольшое движение вперед-назад. Причем если поднимается левая нога, то правая рука движется вперед вверх, а левая отводится назад - вниз, и наоборот.
В ансамбле этот бег с таким движением рук получил название «аврал».
В Государственном русском народном хоре имени Пятницкого «Молодежная пляска с фантами» (постановка А. Климова, 1954 г.) была целиком построена на беге с отбрасыванием согнутых ног назад.
На Урале, в Красноуфимском районе Свердловской области, бытует кадрильная пляска «Крученка», в ней участвуют восемь девушек и четыре парня. Исполняется она тройками: две девушки и один парень.
Вся пляска идет под одну мелодию в стремительном темпе и состоит из замысловатых переходов тройками из одной фигуры в другую фигуру. Основным движением этой кадрильной пляски также является бег с отбрасыванием согнутых ног назад.
Ходы
Если шаг или бег приобретает свои специфические особенности, своеобразную манеру исполнения и становится типичным, присущим лишь для одной области, местности или села, а порой и для одной пляски или хоровода, он уже называется ходом. Иногда составной частью хода той или иной пляски различных областей могут быть дробные движения, подскоки и другие элементы русского народного танца. Но ход — это не только разнообразные шаги, бег и другие движения ног, присущие той или иной пляске, местности или области. Часто при одном и том же движении ног своеобразные положения или движения рук, осанка корпуса, особая манера держать голову и даже темп музыкального или песенного сопровождения сильно разнообразят эти ходы, резко изменяют их характер. Ходы становятся непохожими друг на друга. Со своей особой, специфичной манерой исполнения каждый ход бытует отдельно, самостоятельно в той или иной пляске, местности или области.
Ход — это широкое, емкое понятие, включающее в себя все компоненты выразительности.
Сибирский
В плясках и игровых хороводах различных областей Сибири — Омской, Читинской, Иркутской и других — мы наблюдаем шаги, которые начинаются или с высоких полупальцев, или с ребра каблука. Такие шаги, не встретишь ни в каких других областях России. Положение рук и корпуса здесь тоже особенное, сибирское: широкие и мягкие движения рук, гордая осанка корпуса с высоко поднятой головой. Все это: своеобразные шаги, специфические положения рук, корпуса, встречающиеся только в областях Сибири,— дает нам право назвать этот шаг сибирским ходом.
С каблука (рис. 85)
Движение занимает '/г такта.
Исходное положение ног—1-е прямое.
Руки — в 4-м основном положении («калачиком»).
Рис. 85. Сибирский ход с каблука
Рис. 86. Сибирский ход с носка
«И» (затакт) — правая нога, сгибаясь в колене, приподнимается над полом с «сокращенной» стопой и делает небольшой шаг вперед на ребро каблука. Верхняя часть корпуса мягко начинает поворачиваться влево.
«Раз» — одновременно с небольшим приседанием правая нога опускается на полную стопу. Левая с «сокращенной» стопой поднимается над полом. Колено выпрямляется. Верхняя часть корпуса мягко продолжает поворачиваться влево. Голова приподнимается вверх; взгляд направлен вперед.
«И» — пауза.
При продолжении движения делается шаг левой ногой на ребро каблука.
Парни исполняют этот ход так же, но колени поднимаются выше и резче, чем у девушек. Руки у них, как говорят в Сибири (особенно в Читинской области), «гуляющие» — из подготовительного положения, свободно сгибаясь в локтях, двигаются одновременно - одна вперед, другая назад вместе с движением ног, затем руки меняются. Корпус прямой, повороты вправо и влево гораздо меньше, чем у девушек. Голова приподнята вверх или повернута в сторону партнерши. 2) С носка (рис. 86) Движение занимает '/2 такта.
Исходное положение ног—-1-е свободное. Руки у парней заведены за спину или под пиджак, под поддевку. У девушек — в 4-м положении («калачиком»).
«И» (затакт)—правая нога, сгибаясь в колене, приподнимается над полом — у девушек невысоко, у парней высоко — и, сделав небольшой шаг вперед, опускается на высокие полупальцы. Колено левой ноги вытянуто.
«Раз» — правая нога опускается на всю стопу с одновременным небольшим приседанием. Одновременно левая нога, сгибаясь в колене, поднимается с вытянутым подъемом над полом — у девушек невысоко, у парней высоко.
«И» — пауза.
При повторении движения шаг делается с левой ноги. Корпус прямой, голова гордо поднята вверх, взгляд направлен: прямо перед собой. Можно также произвольно поворачивать голову то вправо, то влево.
Оба этих хода могут исполняться не только с продвижением вперед, но и с продвижением в сторону — вправо или влево. При продвижении в сторону шаги перекрещенные. Например, при движении влево левая нога делает шаг в левую сторону, правая также шаг влево, переступая через стопу левой ноги, затем левая нога снова делает шаг влево и т. д.
За счет сгибания коленей при каждом шаге корпус в этих ходах имеет характерное движение вверх и вниз. Это движение по вертикали может быть как плавным, так и немного резким в зависимости от темпа музыки и характера пляски. Сибирский ход исполняется, как правило, медленно, степенно, гордо, у девушек иногда — более игриво, особенно если темп музыкального сопровождения увеличивается.
Пляска «Золотая цепочка» в Государственном русском народном хоре имени Пятницкого (постановка Т. Устиновой) вся построена на этих двух ходах.