Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
В изучении истории Отечества большое место отводится краеведческой работе. Изучая программные материалы, можно заметить, что на краеведение в курсе истории России и Башкортостана отводится совсем небольшая часть изучаемого материала. Несомненно, изучение своего края, области, региона решает многие задачи обучения. Невозможно изучать государство, не опираясь на материалы, исторические факты, архивные данные местного значения. Краеведческая работа – это, прежде всего, развитие интереса учащихся к Малой родине, проведение параллелей с историей страны, необходимость осознания сущности своей причастности, как личности, к истории и процессам преобразования в государстве.
Изучая историю своего края, педагог часто сталкивается с рядом трудностей в подготовке и проведении занятий краеведения. Наряду с этими проблемами, возникает ряд вопросов: какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать занятие по краеведению интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов, и применение новых форм, методов, технологий? Практика изучения истории Родного Края (краеведения) показала, что учащиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации, как старыми проверенными методами, так и новыми. Краеведение подразумевает работу в первую очередь практическую, где в паре, на равных условиях должны работать учащийся и педагог. Главным, как ни странно, в этой работе должен быть интерес учащегося, педагог же становится направляющей стороной. Не секрет, что, изучая историю своего края в рамках школьной программы, школьники получают лишь часть знаний, тонкости учащиеся находят самостоятельно, для этого необходимо найти такие источники получения знаний которые будут интересны каждой из сторон учебного процесса. Таким источником может стать ученическое исследование, проектная деятельность.
Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Научно- исследовательская работа -это не только теоретическая, а в большей степени практическая часть. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно- исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источник. [I] Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Не секрет, что изучение истории родного края переплетается с историей каждого живущего, с историей родного города, семьи, окружающих людей. Необходимо показать исследователю как переплетается история родного края с историей страны. Это задача педагога, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соисследователем, соавтором. Научно - исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование- продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе. [II]
Нельзя не сказать о методике проектной деятельности. Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся, что не мало важно в изучении истории Родного края. При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты готовые к внедрению. В современном мире технологий результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ, организация музейного уголка. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей использовать разнообразные методы обучения, техники и технологии, креативность учащихся. Главным аспектом проектной деятельности, который чаще всего вызывает трудность, является выбор темы проекта. Краеведение предполагает узко направленный выбор темы. Это могут быть темы связанные с историей поселка, семьи, развитие и реклама декоративного искусства Малой Родины, в которых учащиеся решают ту или иную проблему. Итогом работы проектной деятельности учащихся должна стать защита проекта. Краеведческие проекты могут быть направлены на решение проблем, связанных с углубленным изучением истории родного края. Итогом, которых могут стать выпуск исследовательской работы «История моего края», постановка сценок из жизни людей данной местности, обрядовые и фольклорные праздники, фотоальбомы и т.д .[III]
Наряду с применением современных методов и приемов в краеведческой работе не следует отказываться от консервативного обучения. Получение знаний путём общения ученика и учителя с использованием диалога и монолога, с применением наглядного материала даёт возможность ученикам получить минимум краеведческих знаний, которые в будущем будут пополняться, и обновляться уже самостоятельно каждым (и учителем, и учеником). Особо хотелось остановиться на экскурсионной работе. Краеведение основывается на получении и применении знаний, умений и навыков не только в урочном процессе. Экскурсии – это один из методов, который направлен на приобщение учащихся к истории предков, культуре, воспитание любви и гордости за свое Отечество. Экскурсионная работа должна быть тщательно подготовлена и спланирована. Каждая экскурсия должна преследовать определенные цели и задачи, проходить в назначенное время и носить развивающий, обучающий и воспитательный характер. Итогом экскурсии могут стать выпуски газет, выставок, проспектов. Материал, полученный в ходе краеведческой экскурсии, учащиеся могут использовать не только на уроках истории, в краеведческой работе. Это могут быть комбинированные уроки других дисциплин (литература, русский язык, экология и др.).
Перечисленные выше методы и приемы краеведческой работы – это часть огромного пласта педагогических знаний, которые учителя могут применять на практике. Краеведение – узкий пласт истории, который в современном процессе обучения набирает методологический аппарат, путем проб и ошибок, оставляя те методы, формы, приемы, технологии, которые более приемлемы для получения и приобретения учащимися знаний истории Родного Края, воспитания гражданственности и патриотизма. [IV]
ЛИТЕРАТУРА
I. Материалы комплексной историко-этнографической экспедиции ДООЦТКиЭ «Меридиан», 2011;
II. Сидоров В.В, Гумерова А.И. “Методические рекомендации по краеведческой работе», Уфа, 2010;
III. Там же;
IV. Материалы сайта http://eidos.ru/.
Р.А. Сафиуллин, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №85(г. Уфа)