Исходные параметры для характеристики аннотации педагогического опыта

По преобладающему способу изложения - описание.

По степени полноты изложения - краткая.

По типу информации - основная.

По характеру адресата - специальная литература.

По группам видов публикаций - малые.

По группе жанров - информативная литература.

Задачи аннотации педагогического опыта:

- изложить сущность педагогического опыта;

- показать преимущества предлагаемого решения проблемы и его отличие от уже известных;

- дать представление об основных конструктивных элементах опыта.

Основные требования к аннотации:

1. Аннотация должна представлять собой полную замкнутую структурную единицу;

2. В ней необходимо указывать лишь существенные признаки содержания работы, позволяющие выявить научное и практическое значение опыта, его новизну и отличие от других, близких к нему по тематике и целевому назначению.

Составление аннотации педагогического опыта – после­довательный процесс:

1)анализ первичных материалов опыта;

2)извлечение из них необходимых сведений;

3)переработка материалов;

4)создание вторичного документа – аннотации.

Состав аннотации педагогического опыта:

1. Данные об авторе опыта: Ф.И.О.; категория педагогических работников, к которой он относится; место работы.

2. Тема опыта.

3. Предмет (объект) изложения, его основные характеристики:

а) Основное ядро темы – сущность (основная идея) опыта: система работы педагога или характерные черты опыта.

б) Научная обоснованность опыта (теоретические основы).

в) Аспекты освещения темы (решения проблемы):

- методы обучения (воспитания);

- приёмы обучения (воспитания);

- средства обучения (воспитания);

- организационные формы обучения (воспитания);

- алгоритм действий в решении проблемы (реализации идеи опыта);

- основные элементы содержания обучения (воспитания);

г) Отличительные черты опыта по сравнению с родственными по тематике и целевому назначению – данные о новизне опыта:

- новая методика:

- новая технология;

- новая концепция;

- конкретные рекомендации практического характера;

- новое в содержании образования (воспитания) и т.п.

д) Возможности (условия) применения предложенного опыта.

е) Эффект при его использовании (результативность, влияние применяемой системы (особенностей) работы педагога на развитие личности учащихся.

4. Сведения о должностном лице (подразделении учреждения), обобщившем опыт; форма обобщения.

Тема – это предмет речи, то о чём говорится в аннотации, проблема, которую необходимо раскрыть в ней. Представляет собой свёрнутое содержание, которое должно быть развёр­нуто в полный связный текст.

Однако предполагается свободное варьирование составителем имеющимся материалом педагогического опыта, т.к. в рекомендациях предлагаются лишь ва­рианты выбора (состав аннотации; речевые клише; примеры их употребления; методы, приемы, средства, формы обучения и воспитания и т.д.). Нормируются только отдельные принципиально важные позиции: требования к формулировке темы педагогического опыта, его сущности, основные стилевые черты аннотации педагогического опыта, языковые средства ее составления.

Издание призвано помочь составителю аннотации целесообразно построить ее текст, правильно отобрать языковые средства, наиболее точно и кратко донести сущность педагогического опыта до читателей.

Лаконичное и наглядное изложение дает возможность легко усвоить располо­женный в определенной системе и последовательности материал.

Основные требования к формулировке темы опыта:

1. Отражение решаемой педагогом проблемы (основной идеи опыта) в форму­лировке темы опыта (достаточная информативность).

2. Лаконичность.

3. Чёткость.

4. Доступность.

Требования к изложению сущности опыта:

- объективность (определяется необходимостью удовлетворения общественной потребности);

- обоснованность;

- минимально необходимый объём сведений о системе работы педагога или характерных чертах его опыта;

- достаточность сведений для передачи основной идеи опыта;

- изложение отличительных особенностей опыта не по эффекту, а по признакам;

- отражение связи между новой совокупностью признаков и положительным эффектом, достигаемым при использовании опыта.

Аннотация педагогического опыта представляет собой письменное высказывание научного стиля. Ведущей для него является функция сообщения. Аннота­ция педагогического опыта не только сообщает сведения, имеющие практическое назначение, но и общие существенные признаки предмета сообщения, те не только «формирует о возможных средствах решения проблемы, но и объясняет (очень кратко, схематично), как этого можно достичь.

Основные стилевые черты:

- точность;

- лаконичность (сжатость);

- логичность;

- ясность;

- однозначность;

- отвлечённость;

- информативная насыщенность.

Характерные языковые средства, используемые при составлении:

- научная терминология (метод, приём, система, эксперимент, диагностика);

- научная фразеология (дифференцированный подход, проблемная ситуация, дидактический материал, структурно-логические схемы);

- отглагольные существительные (изучение, анализ, развитие, формирование, использование);

- абстрактная лексика (сущность, интерес, мышление, эффективность, идея, мотив);

- слова с обобщённым значением (учащийся, группа, урок). /9/

Приложение 1

Примерные требования

к образовательной программе детского коллектива (кружка, школы, студии)
в учреждениях внешкольного воспитания и обучения

Образовательный и воспитательный процесс в учреждении внешкольного воспитания и обучения строится на качественном программно-методическом обеспечении, основу которого составляет образовательная программа.

Программа является основным документом, регламентирующим образовательно-воспитательный процесс в учреждении внешкольного воспитания и обучения. Она служит инструментом для решения задач, обозначенных в Положении об учреждении, которое обеспечивает получение внешкольного воспитания и обучения.

При проектировании образовательной программы должны учитываться требования передовой педагогической науки, государственный и социальный заказ, продуктивный педагогический опыт.

Образовательная программа кружка, школы, студии (далее по тексту «образовательная программа») — это документ, отражающий модель воспитательно-образовательного процесса, а именно: его содержание, ценностно-целевое обоснование, организацию, порядок взаимодействия всех его участников и результативность.

Образовательная программа

1.1. Качественные характеристики образовательных программ

§ Актуальность (способность программы отвечать социальным потребностям и быть ориентированной на эффективное решение задач в области образования);

§ Прогностичностъ (способность программы предвидеть тенденции и перспективы развития образовательно-воспитательного процесса, его влияние на личностный рост кружковцев);

§ Рациональность (способность программы определять такие способы решения образовательно-воспитательных задач, которые позволят на основе имеющихся ресурсов получить максимальный результат);

§ Реалистичность (свойство программы отражать соответствие содержания способам достижения цели);

§ Целостность (способность программы обеспечить согласованность и полноту, взаимодействие и последовательность действий участников педагогического процесса для реализации цели);

§ Контролируемость (способность программы отслеживать реализацию программы, определять результаты на промежуточном и конечном этапах);

§ Корректируемостъ (способность программы к модификации в соответствии с изменяющимися условиями педагогического процесса);

§ Вариативность (свойство программы предлагать различные пути достижения результата);

§ Научность (свойство программы отвечать требованиям педагогической науки и практики).

1.2. Классификация образовательных программ

Образовательные программы учреждений внешкольного воспитания и обучения отражают широкий спектр направлений деятельности: техническое, художественное, декоративно-прикладное, экологическое, туристско-краеведческое, интеллектуальное, спортивное. Образовательные программы можно классифицировать следующим образом:

а) по целевому назначению

общекультурные — программы, целевое назначение которых - общее разностороннее развитие кружковцев;

углубленные — программы, обеспечивающие общее разностороннее развитие и формирование теоретических знаний и практических навыков в определенной области образования и деятельности, включая допрофессиональную подготовку;

б) по содержанию и видам деятельности

профильные (многопрофильные) — программы, содержащие соответственно одну или несколько образовательных областей;

комплексно-интегрированные — программы, которые предполагают интеграцию различных образовательных областей, их взаимосвязь и взаимодополнение в достижении единой образовательной цели;

в) по степени авторства

типовые (базовые) — программы, утвержденные Министерством образования в качестве примерных;

творческие (модифицированные) — программы, созданные на основе типовых программ (или программ, разработанных другими авторами), адаптированные к условиям образовательно-воспитательного процесса в учреждении внешкольного воспитания и обучения;

авторские — программы, разработанные на основе авторской концепции, отражающие новые подходы к содержанию и организации образовательно-воспитательного процесса;

г) по сроку реализации

краткосрочные — программы тематических спецкурсов, рассчитанных на срок менее учебного года;

одногодичные — программы, рассчитанные на 1 год обучения;

долгосрочные — программы, рассчитанные на несколько лет обучения, но не более 6 лет;

д) по особенностям развития

общие — программы, ориентированные на широкий контингент кружковцев;

специальные — программы, ориентированные на особенности развития кружковцев:

- для одаренных и талантливых;

- для детей и молодежи с особенностями психофизического развития.

1.3. Срок действия образовательной программы – по срокам реализации с обязательным переутверждением 1 раз в 3 года.

1.4. Порядок утверждения индивидуальной образовательной программы определяется на местах согласно Уставу (Положению) учреждения внешкольного воспитания и обучения.

Наши рекомендации