Тема: Составление тезауруса по теме «Современные воспитательные технологии как объективная потребность».
Современные воспитательные технологии
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Для специальности
050146 «Преподавание в начальных классах»
Белово
Рассмотрены на заседании ПЦК преподавание в начальных классов
Протокол №……..от……………………
Рекомендованы к изданию МС ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»
Протокол №………..от…………………..
Современные воспитательные технологии. Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы [Текст]:для студентовспециальности 050146 «Преподавание в начальных классах»/ Составитель Засименко Л.Г.- Белово: ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж», 2013.-16с.
Содержание
Введение | |
Методические рекомендации подготовке студентов к внеаудиторной самостоятельной работе | |
Самостоятельная работа №1 Составление тезауруса по теме « Современные воспитательные технологии как объективная потребность». Самостоятельная работа №2 Сравнительный анализ технологий личностно-ориентированного обучения Самостоятельная работа №3 Анализ опыта применения здоровьесберегающих технологий Самостоятельная работа №4 Разработка памятки «Проблемы и трудности внедрения методики КТД в повсеместную практику внеучебной деятельности Самостоятельная работа №5 Разработка методики подготовки, педагогических организации игры- путешествия Самостоятельная работа №6 Подбор и анализ статей периодической печати об использовании статей педагогического общения. Самостоятельная работа №7 Подготовка ситуации нравственно-этического плана для обсуждения с учащимися различного возраста Самостоятельная работа №8 Составление рекомендаций по применению технологии педагогического требования для учителя начальных классов Самостоятельная работа №9 Разработка алгоритма педагогической оценки поступка детей. Самостоятельная работа №10 «Проблемы организации самоуправления на современном этапе развития школы». Самостоятельная работа №11 Анализ системы воспитания авторской школы с позиции соответствии признаками системности (на выбор) Самостоятельная работа №12 Написание реферата на тему: модель «Русская школа», «Школа парк» М.А.Балабан, «Школа завтрашнего дня» Д.Ховард. | |
Список информационного обеспечения |
Введение
Основой образования является самостоятельная работа студента, именно она формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования.
Можно с уверенностью утверждать, что, какие бы квалифицированные преподаватели ни обучали студента, основную работу; связанную с овладением знаниями, он должен проделать самостоятельно.
В соответствии со стандартом СПО к образованности специалиста предъявляется ряд требований. Будущий учитель начальных классов должен иметь не только научные и практические знания и представления, необходимые для его будущей профессиональной деятельности, но и определенные умения:
· коммуникативные
· организаторские
· проектировочные
· дидактические
· аналитические.
Углублению знаний и совершенствованию умений и будет способствовать активная самостоятельная работа студентов.
Выполнение заданий в процессе самостоятельной деятельности позволит:
· развить умения выделять наиболее важные мысли
· критически оценивать себя
· творчески строить выступления, доклады
· качественно проектировать социальную деятельность.
Самостоятельная работа по дисциплине «Современные воспитательные технологии» составляет 38ч.
Её цель – научить выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний.
Задачами СРС являются:
· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
· углубление и расширение теоретических знаний;
· формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
· развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· развитие исследовательских умений;
· использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать постановку цели и задач уроков с использованием современных воспитательных технологий;
- определять педагогические возможности и эффективность применения различных воспитательных технологий в учебно-воспитательном процессе;
- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
- ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
- планировать учебно-воспитательный процесс с учетом разнообразных воспитательных технологий;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- актуальность и суть воспитательных технологий;
- классификацию воспитательных технологий;
- современные воспитательные технологии;
- методику применения воспитательных технологий в соответствии с изучаемой дисциплиной.
Формируемые компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10 Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ОК 12 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы состоит из введения, методических рекомендаций по подготовке студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, 12 тем. По каждой теме указаны: цель, задание, технология работы, требования к отчёту, список литературы.
Выполнение самостоятельных работ предполагает глубокий анализ рекомендуемой литературы, обращение к материалам интернет, оперирование профессиональной терминологией, опору на практический опыт.
Каждая самостоятельная работа выполняется в специальной тетради.
Методические рекомендации по выполнению заданий
самостоятельной работы
В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя
студент должен:
- освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с ФГОС СПО по данной дисциплине.
- планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
- самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
- выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
студент может:
- самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;
- в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;
- использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;
- использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.
Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Для выполнения самостоятельных работ студент должен владеть умениями, навыками умственного труда:
а) умение конспектировать на лекции и при работе с книгой;
б) владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, определение понятий, правила систематизации и классификации.
Также активизировать познавательные психические процессы: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление. Слабое развитие каждого из них становится серьезным препятствием в учебе.
Также следует помнить, что одно из важных условий - хорошая работоспособность, которая обеспечивается нормальным физическим состоянием. Ведь серьезное учение - это большой многосторонний и разнообразный труд. Результат обучения оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения, умением ее использовать и развитием у себя способности к дальнейшему самостоятельному образованию. Необходимо выработать у себя умение саморегулировать свое эмоциональное состояние и устранять обстоятельства, нарушающие деловой настрой, мешающие намеченной работе.
В процессе выполнения самостоятельных работ по дисциплине особое внимание следует обратить на определение основных понятий дисциплины. Следует подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради дополнять конспект лекций. Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Правила самостоятельной работы с литературой.
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми следует познакомиться
• перечень книг должен быть систематизированным
• выписывать все выходные данные по каждой книге
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями, который поможет лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...
•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то – до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...
• Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1. информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)
2. усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)
3. аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)
4. творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).
С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:
1. библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;
2. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
3. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
4. изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;
5. аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Самостоятельная работа №1
Количество часов:4
Тема: Составление тезауруса по теме «Современные воспитательные технологии как объективная потребность».
Цель: Расширение знаний о терминологии по вопросам современных воспитательных технологий.
Задания: Составить тезаурус по теме «Современные воспитательные технологии как объективная потребность».
ОК 1,2.
ПК 2,5; 4,4
Технология работы:
· Подберите информационные источники по теме современные воспитательные технологии
· Определить 10 значимых терминов по теме: « Современные воспитательные технологии как объективная потребность»
· Расположить термины в алфавитном порядке и дать им определения
Требование к отчету: тезаурус по теме: « Современные воспитательные технологии как объективная потребность»
Самостоятельная работа №2
Количество часов: 6