Возрастные группы | Разделы (блоки)/ Основные задачи | Направления работы | Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми |
Образовательная деятельность в режимных моментах | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная детская деятельность | Совместная деятельность с семьей |
Виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная Трудовая, Двигательная, Познавательно-исследовательская, Продуктивная ,Музыкально –художественная, Чтение |
II младшая группа | Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Формирование начальных представлений детей о здоровом образе жизни 1. Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом) и признаках здоровья человека 2. Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего поведения. 3. Развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья). Воспитание культурно-гигиенических навыков 1. Обогащать представления детей о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их. 2. Совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом 3. Развивать умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям. 4. Развивать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при участии взрослого 5. Осваивать правила культурного поведения во время еды, развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. 6. Развивать умения отражать в игре культурно-гигиенические навыки (одеваем куклу на прогулку, купаем кукол, готовим обед и угощаем гостей), правила здоровьесберегающего поведения при участии взрослого. | Формирование представлений о том, что такое здоровье и здоровый человек, основных умениях и навыках личной гигиены, содействующих поддержанию, укреплению и сохранению здоровья (умывание, одевание, купание, еда, уборка помещения и др.), режиме дня, ситуациях, угрожающих здоровью, строении тела человека, его основных частях, их назначении, правилах ухода за ними. Формирование умений и навыков культуры гигиены: *умываться, чистить зубы, расчёсывать волосы, полоскать горло и рот, устранять непорядок в одежде *вытираться только своим полотенцем * гигиены в туалете *одеваться в соответствии с температурным режимом группового помещения *выполнение простейших закаливающих процедур *элементарные навыки приёма пищи | Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная *чтение художественных произведений, личный пример наблюдение деятельность репродуктивного характера (показ-повтор за взрослым, пример сверстников, поощрение) беседы с привлечением наглядности игры разного вида: игры-эксперименты, игры-исследования, игры-путешествия с целью практикования и закрепления КГН, дидактические, сюжетные, игровые приемы простейшая поисковая деятельность дидактическая кукла простейшая проектная деятельность коллекции изобразительная деятельность | Подгрупповая Фронтальная Обучающие игры по инициативе воспитателя (сюжетно-дидактические) наблюдение просмотр мультфильмов беседы с привлечением наглядности игровые приемы дидактическая кукла простейшая проектная деятельность изобразительная деятельность | Индивидуальная Подгрупповая Сюжетно – ролевые игры Рассматривание фотографий, иллюстраций простейшая поисковая деятельность изобразительная деятельность | Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная Беседы, консультации, родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, мастер-классы, интернет общение |
Возрастные группы | Разделы (блоки)/ Основные задачи | Направления работы | Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми | Совместная деятельность с семьей |
Образовательная деятельность в режимных моментах | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная детская деятельность |
Виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная Трудовая, Двигательная, Познавательно-исследовательская, Продуктивная, Музыкально –художественная, Чтение |
Средняя группа | Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Формирование начальных представлений детей о здоровом образе жизни 1. Способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения. 2. Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим, закаливание, физкультура и пр. 3. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей: закаливание, участие в физкультурных праздниках и досугах, утренней гимнастике, подвижных играх на свежем воздухе, соблюдение двигательного режима. Воспитание культурно-гигиенических навыков 1. Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; соблюдать культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования). 2. Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует. 3. Развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения. | Формирование представлений о: *человеке (себе, сверстнике и взрослом), особенностях внешнего вида здорового и заболевшего человека, особенностях своего здоровья, строении тела человека (части тела). *правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека: режим, закаливание, физкультура и пр. *вредных привычках, приводящих к болезням, Формирование и совершенствование умений и навыков культуры гигиены: *содержать своё тело в чистоте *пользоваться только своими предметами гигиены *знать правила гигиены в туалете *знать общественные гигиенические правила *уметь понимать своё состояние *различать, понимать и выражать свои чувства при общении *одеваться в соответствии с температурным режимом группового помещения *выполнять простые закаливающие процедуры *соблюдать элементарные правила приёма пищи * соблюдать правила пользования столовыми предметами | Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Аптека», «Больница», «Поликлиника» Игры-экспериментирования и игры-путешествия, связанные с личной гигиеной, режимом дня, здоровым образом жизни; Дидактические игры «Мой организм», «Здоровые зубы», «Режим дня», «Уши мыть или не мыть», «Глаза», «Витамины»; игры-этюды «Вот как Галю одевали», «Куклу кормили?», «Уж я косу заплету», «Что взяла, клади на место» и другие по мотивам детских стихотворений. Игровые поисковые и игровые познавательные ситуации. Рассматривание фотографии, изображающих детей, членов семьи во время умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры. Прослушивание аудиозаписи тематического литературного материала, тематических детских песен, например «Зарядка», «Веселая компания», «Огород», «Моя игрушка». Индивидуальные и подгрупповые беседы с детьми, с опорой на личный опыт дошкольников. Рассказывание, чтение произведений детской литературы (например, В. Зайцев «Я одеться сам могу», Е. Благинина «Научу одеваться и братца», Л.Герасимов «Купаю куклу», A. Кузнецова «Кто умеет?», Я. Яхнин «Почему надо чистить зубы?», B.Степанов «Сам»). Ситуационные задачи: «Сгруппируй...», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей...», «Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) не будут умываться, спать, гулять, делать зарядку?», «Приведи пример того, что полезно для здоровья, а что вредит нашему здоровью», «Предложи способ, позволяющий...»«Найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, этом рисунке и т. д.)», «Покажи или расскажи, что будет с куклой (твоим любимым игровым персонажем), если она будет/не будет соблюдать правила личной гигиены...» | Подгрупповая Фронтальная Игры-экспериментирования, связанные с личной гигиеной, режимом дня, здоровым образом жизни; Дидактические игры Игровые поисковые и игровые познавательные ситуации («Наши помощники – глаза, уши, кожа…», «Да здравствует мыло душистое», «Что будет, если…», «Хрюша заболел» и др.) Рассматривание фотографии, изображающих детей, членов семьи во время умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры. | Индивидуальная Подгрупповая Самостоятельная сюжетно – ролевая игра Самостоятельная элементарная поисковая деятельность Рассматривание фотографий, иллюстраций, картин, картинок | Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная Беседы, консультации, родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, мастер-классы, интернет общение |
Возрастные группы | Разделы (блоки)/ Основные задачи | Направления работы | Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми | Совместная деятельность с семьей |
Образовательная деятельность в режимных моментах | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная детская деятельность |
Виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная Трудовая, Двигательная Познавательно-исследовательская, Продуктивная, Музыкально –художественная, Чтение |
Старшая группа | Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка 1. Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего поведения. 2. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья. 3. Способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек. 4. Развивать умение элементарно описывать свое самочувствие; умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания. 5. Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения. 6. Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. | Дошкольники знакомятся с признаками здоровья и нездоровья человека, особенностями самочувствия, настроения и поведения здорового человека. Знакомятся с правилами здорового образа жизни, полезными (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и спортом) и вредными для здоровья привычками. Узнают об особенностях правильного поведения при болезни, посильной помощи при уходе за больным родственником дома. Знакомятся с человеческим организмом, некоторыми органами и их функционированием (сердце, органы пищеварения). Получают знания о бережном отношении к своему организму, узнают некоторые правила профилактики и охраны здоровья: зрения, слуха, органов дыхания, движения. Получают представление о собственном здоровье и здоровье сверстников (внешние признаки нездоровья), об элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания. | Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная Игровыми проблемные и поисковые ситуации. Ситуационные задания: составь режим дня для малышей (своего маленького братика, сестренки); придумай и покажи, как научить маленького ребенка (братика, сестренку) мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды; расскажи, что будет с твоей любимой куклой, если она перестанет мыть руки, если не будет чистить зубы, если откажется пить лекарство; выбери, какие из этих продуктов самые полезные; посмотри на эти картинки и расскажи, какие дети умеют следить за своим здоровьем. Простейшие практические ситуации: как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Проектная деятельность: «Создаем азбуку здоровья», ищем ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумываем рецепт «Салата здоровья», рисуем плакат для малышей «Как помочь увидеть хороший сон». Праздники здоровья Дидактические игры здоровьесберегающего содержания: «В гостях у Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Полезные и вредные привычки» и прочее. Творческую деятельность: изобразительная, речевая. Чтение литературных произведений соответствующей тематики (например, А. Барто «Наступили холода», А. Акулин «Ле-доеды», В. Бондаренко «Где здоровье медвежье», С. Прокофьев «Силач», В. Голявкин «Про Вовкину тренировку», И. Черницкая «Мишка», Е.Ильин «Боксер», «Олимпиец», В.Зайцев «Я одеться сам могу», Е. Благинина «Научу одеваться и братца», Л. Герасимов «Купаю куклу», А.Кузнецова «Кто умеет?», Я.Яхнин «Почему надо чистить зубы?», В. Степанов «Сам») Беседы на тему здоровья. | Подгрупповая Фронтальная Игровыми проблемные и поисковые ситуации Проектная деятельность Изобразительная деятельность Обучающие игры (сюжетно – дидактические) Использование компьютерных обучающих программ Просмотр видеофильмов, мультфильмов соответствующей тематики Чтение художественной и познавательной литературы Беседы Рассматривание иллюстраций, картин, картинок, фотографий | Индивидуальная Подгрупповая Сюжетно – ролевые игры Самостоятельная поисковая деятельность Самостоятельное рассматривание иллюстраций, картин, картинок, фотографий | Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная Беседы, консультации, родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, мастер-классы, интернет общение |
Возрастные группы | Разделы (блоки)/ Основные задачи | Направления работы | Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми | Совместная деятельность с семьей |
Образовательная деятельность в режимных моментах | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная детская деятельность |
Виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная Трудовая, Двигательная Познавательно-исследовательская, Продуктивная , Музыкально –художественная, Чтение |
Подготовительная группа | Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка 1. Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей. 2. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье. 3. Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре. 4. Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. | Формирование следующих представлений: Здоровье как жизненная ценность. Правила здорового образа жизни. Некоторые способы сохранения и приумножения здоровья, профилактики болезней, значение закаливания, занятий спортом и физической культурой для укрепления здоровья. Связь между соблюдением норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности. Некоторые способы оценки собственного здоровья и самочувствия, необходимость внимания и заботы о здоровье и самочувствии близких в семье, чуткости по отношению к взрослым и детям в детском саду. Гигиенические основы организации деятельности: необходимость достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы, чистоты материалов и инструментов и т. п. Развитие и совершенствование умений и навыков культуры гигиены: * применять общественные гигиенические правила *одеваться в соответствии с температурным режимом группового помещения *выполнять закаливающие процедуры *соблюдать правила этикета во время приёма пищи * в том числе соблюдать правила пользования столовыми приборами | Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная Проблемные игровые и практические ситуации, в которых дети применяют накопленный опыт, умения и навыки здоровьесбережения: как оказать первую помощь, как заботиться о своем организме. Беседы с детьми о здоровье и здоровом образе жизни, значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики, необходимости активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья. Рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, энциклопедий, просмотр презентаций, компьютерные игры об организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания), его потребностях, способах ухода за ним, предупреждении травматизма. Проектная деятельность, в том числе создание наглядных пособий (модели, плакаты, макеты, коллажи, позволяющие закрепить представления об основах здорового образа жизни), придумывание и изготовление настольно-печатных игр на тему путешествия по Стране здоровья, создание полезных подарков для детей других групп детского сада («Чудесная книга здоровья», «Кладовая витаминов»). Выставки детских или совместно подготовленных с родителями коллекций: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств). Чтение стихов, пословиц, поговорок о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды. Встречи детей с людьми, чьи профессии связаны с охраной и укреплением здоровья (врач, медсестра, массажист). Тематические конкурсы, соревнования с участием детей и родителей на темы укрепления здоровья («Папа, мама, я — спортивная семья», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»). | Подгрупповая Фронтальная Обучающие игры (сюжетно-дидакические) Проблемные ситуации и вопросы Беседы Просмотр обучающих видеофильмов, презентаций Чтение художественной и познавательной литературы Рассматривание иллюстративного материала Изобразительная деятельность | Индивидуальная Подгрупповая Сюжетно – ролевые игры Самостоятельное рассматривание картин, картинок, иллюстраций, фотографий Самостоятельная двигательная активность, организация подвижных игр | Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная Беседы, консультации, родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, мастер-классы, интернет общение |
| | | | | | | | | | | | | |