Здоровье» в разных возрастных группах

Возрастные группы Разделы (блоки)/ Основные задачи Направления работы Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми
Образовательная деятельность в режимных моментах Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная детская деятельность Совместная деятельность с семьей
Виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная Трудовая, Двигательная, Познавательно-исследовательская, Продуктивная ,Музыкально –художественная, Чтение  
II младшая группа Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Формирование начальных представлений детей о здоровом образе жизни 1. Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрос­лом) и признаках здоровья человека 2. Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего поведения. 3. Развивать интерес к изучению себя, своих физических возмож­ностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья). Воспитание культурно-гигиенических навыков 1. Обогащать представления детей о процессах умывания, одева­ния, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных дейст­виях, сопровождающих их. 2. Совершенствовать умения правильно совершать процессы умыва­ния, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом 3. Развивать умения одеваться и раздеваться при участии взросло­го, стремясь к самостоятельным действиям. 4. Развивать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при участии взрослого 5. Осваивать правила культурного поведения во время еды, разви­вать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. 6. Развивать умения отражать в игре культурно-гигиенические на­выки (одеваем куклу на прогулку, купаем кукол, готовим обед и уго­щаем гостей), правила здоровьесберегающего поведения при участии взрослого. Формирование представлений о том, что такое здоровье и здоровый чело­век, основных умениях и навыках личной гигиены, содействующих поддержанию, укреплению и сохранению здоровья (умывание, одевание, купание, еда, уборка помещения и др.), режиме дня, ситуациях, угрожающих здоровью, строении тела человека, его основных частях, их назначении, правилах ухода за ними. Формирование умений и навыков культуры гигиены: *умываться, чистить зубы, расчёсывать волосы, полоскать горло и рот, устранять непорядок в одежде *вытираться только своим полотенцем * гигиены в туалете *одеваться в соответствии с температурным режимом группового помещения *выполнение простейших закаливающих процедур *элементарные навыки приёма пищи Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная *чтение художественных произведений, личный пример наблюдение деятельность репродуктивного характера (показ-повтор за взрослым, пример сверстников, поощрение) беседы с привлечением наглядности игры разного вида: игры-эксперименты, игры-исследования, игры-путешествия с целью практикования и закрепления КГН, дидактические, сюжетные, игровые приемы простейшая поисковая деятельность дидактическая кукла простейшая проектная деятельность коллекции изобразительная деятельность Подгрупповая Фронтальная Обучающие игры по инициативе воспитателя (сюжетно-дидактические) наблюдение просмотр мультфильмов беседы с привлечением наглядности игровые приемы дидактическая кукла простейшая проектная деятельность изобразительная деятельность   Индивидуальная Подгрупповая Сюжетно – ролевые игры Рассматривание фотографий, иллюстраций простейшая поисковая деятельность изобразительная деятельность   Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная Беседы, консультации, родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, мастер-классы, интернет общение
Возрастные группы Разделы (блоки)/ Основные задачи Направления работы Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми Совместная деятельность с семьей
Образовательная деятельность в режимных моментах Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная детская деятельность
Виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная Трудовая, Двигательная, Познавательно-исследовательская, Продуктивная, Музыкально –художественная, Чтение
Средняя группа Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Формирование начальных представлений детей о здоровом образе жизни 1. Способствовать становлению интереса детей к правилам здоро­вьесберегающего поведения. 2. Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрос­лом), об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим, закаливание, физкультура и пр. 3. Способствовать сохранению и укреплению физического и пси­хического здоровья детей: закаливание, участие в физкультурных праздниках и досугах, утренней гимнастике, подвижных играх на свежем воздухе, соблюдение двигательного режима. Воспитание культурно-гигиенических навыков 1. Развивать умения самостоятельно и правильно совершать про­цессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внеш­ним видом; соблюдать культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами лично­го пользования). 2. Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение оказывать элементарную под­держку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует. 3. Развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения. Формирование представлений о: *человеке (себе, сверстнике и взрослом), особенностях внешнего вида здорового и заболевшего человека, особенностях своего здоровья, строении тела человека (части тела). *правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здо­ровья человека: режим, закаливание, физкультура и пр. *вредных привычках, приво­дящих к болезням, Формирование и совершенствование умений и навыков культуры гигиены: *содержать своё тело в чистоте *пользоваться только своими предметами гигиены *знать правила гигиены в туалете *знать общественные гигиенические правила *уметь понимать своё состояние *различать, понимать и выражать свои чувства при общении *одеваться в соответствии с температурным режимом группового помещения *выполнять простые закаливающие процедуры *соблюдать элементарные правила приёма пищи * соблюдать правила пользования столовыми предметами Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Аптека», «Больница», «Поликлиника» Игры-экспери­ментирования и игры-путешествия, связанные с личной гигиеной, режимом дня, здоровым образом жизни; Дидактические игры «Мой организм», «Здоровые зубы», «Режим дня», «Уши мыть или не мыть», «Глаза», «Витамины»; игры-этюды «Вот как Галю одевали», «Куклу кормили?», «Уж я косу заплету», «Что взяла, клади на место» и другие по мотивам детских стихотво­рений. Игровые поисковые и игровые познаватель­ные ситуации. Рассматривание фотографии, изображающих детей, членов семьи во время умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры. Прослушивание аудиозаписи тематического литера­турного материала, тематических детских песен, например «Зарядка», «Веселая компания», «Огород», «Моя игрушка». Индивидуальные и подгрупповые беседы с детьми, с опорой на личный опыт дошкольников. Рассказывание, чтение произведений дет­ской литературы (например, В. Зайцев «Я одеться сам могу», Е. Бла­гинина «Научу одеваться и братца», Л.Герасимов «Купаю куклу», A. Кузнецова «Кто умеет?», Я. Яхнин «Почему надо чистить зубы?», B.Степанов «Сам»). Ситуационные задачи: «Сгруппируй...», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей...», «Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) не будут умываться, спать, гулять, делать за­рядку?», «Приведи пример того, что полезно для здоровья, а что вредит нашему здоровью», «Предложи способ, позволяющий...»«Найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, этом рисунке и т. д.)», «Покажи или расскажи, что будет с куклой (твоим любимым игровым персона­жем), если она будет/не будет соблюдать правила личной гигиены...» Подгрупповая Фронтальная Игры-экспери­ментирования, связанные с личной гигиеной, режимом дня, здоровым образом жизни; Дидактические игры Игровые поисковые и игровые познаватель­ные ситуации («Наши помощники – глаза, уши, кожа…», «Да здравствует мыло душистое», «Что будет, если…», «Хрюша заболел» и др.) Рассматривание фотографии, изображающих детей, членов семьи во время умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры. Индивидуальная Подгрупповая Самостоятельная сюжетно – ролевая игра   Самостоятельная элементарная поисковая деятельность   Рассматривание фотографий, иллюстраций, картин, картинок Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная Беседы, консультации, родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, мастер-классы, интернет общение  
Возрастные группы Разделы (блоки)/ Основные задачи Направления работы Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми Совместная деятельность с семьей
Образовательная деятельность в режимных моментах Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная детская деятельность
Виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная Трудовая, Двигательная Познавательно-исследовательская, Продуктивная, Музыкально –художественная, Чтение
Старшая группа Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка 1. Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего поведения. 2. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья. 3. Способствовать развитию самостоятельности детей в выполне­нии культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек. 4. Развивать умение элементарно описывать свое самочувствие; умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания. 5. Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения. 6. Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольники знакомятся с признаками здоровья и нездоровья человека, особенностями самочувствия, настроения и поведения здорового человека. Знакомятся с правилами здорового образа жизни, полезными (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и спортом) и вредными для здоровья привычками. Узнают об особенностях правильного поведения при болезни, посильной помощи при уходе за больным родственником дома. Знакомятся с человеческим организмом, некоторыми органами и их функционированием (сердце, органы пищеварения). Получают знания о бережном отношении к своему организму, узнают некоторые правила профилактики и охраны здоровья: зрения, слуха, органов дыхания, движения. Получают представление о собственном здоровье и здоровье сверст­ников (внешние признаки нездоровья), об элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания. Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная Игро­выми проблемные и поисковые ситуации. Ситуационные задания: составь режим дня для малышей (своего маленького братика, сестренки); придумай и покажи, как научить маленького ребенка (братика, сестренку) мыть руки, умы­вать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды; расскажи, что будет с твоей любимой куклой, если она пере­станет мыть руки, если не будет чистить зубы, если откажется пить лекарство; выбери, какие из этих продуктов самые полезные; по­смотри на эти картинки и расскажи, какие дети умеют следить за своим здоровьем. Простейшие практические ситуации: как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Проектная деятельность: «Создаем азбуку здоровья», ищем ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумываем рецепт «Са­лата здоровья», рисуем плакат для малышей «Как помочь увидеть хо­роший сон». Праздники здоровья Дидактические игры здоровьесберегающего содержа­ния: «В гостях у Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Полезные и вред­ные привычки» и прочее. Творческую деятельность: изобразительная, речевая. Чтение литературных произведений соответствующей те­матики (например, А. Барто «Наступили холода», А. Акулин «Ле-доеды», В. Бондаренко «Где здоровье медвежье», С. Прокофьев «Силач», В. Голявкин «Про Вовкину тренировку», И. Черницкая «Мишка», Е.Ильин «Боксер», «Олимпиец», В.Зайцев «Я одеться сам могу», Е. Благинина «Научу одеваться и братца», Л. Герасимов «Купаю куклу», А.Кузнецова «Кто умеет?», Я.Яхнин «Почему надо чистить зубы?», В. Степанов «Сам») Беседы на тему здоровья. Подгрупповая Фронтальная Игро­выми проблемные и поисковые ситуации   Проектная деятельность   Изобразительная деятельность   Обучающие игры (сюжетно – дидактические)   Использование компьютерных обучающих программ   Просмотр видеофильмов, мультфильмов соответствующей тематики     Чтение художественной и познавательной литературы   Беседы   Рассматривание иллюстраций, картин, картинок, фотографий Индивидуальная Подгрупповая Сюжетно – ролевые игры   Самостоятельная поисковая деятельность   Самостоятельное рассматривание иллюстраций, картин, картинок, фотографий Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная Беседы, консультации, родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, мастер-классы, интернет общение
Возрастные группы Разделы (блоки)/ Основные задачи Направления работы Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы с детьми Совместная деятельность с семьей
Образовательная деятельность в режимных моментах Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная детская деятельность
Виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная Трудовая, Двигательная Познавательно-исследовательская, Продуктивная , Музыкально –художественная, Чтение
Подготовительная группа Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка 1. Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и чело­веческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей. 2. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддер­жать, укрепить и сохранить здоровье. 3. Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиени­ческих навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре. 4. Обеспечить сохранение и укрепление физического и психиче­ского здоровья детей.   Формирование следующих представлений: Здоровье как жизненная ценность. Правила здорового образа жизни. Некоторые способы сохранения и приумножения здоровья, профилактики болезней, значение закаливания, занятий спортом и физической культурой для укрепления здоровья. Связь между соблюдением норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем чело­века, его самочувствием, успешностью в деятельности. Некоторые способы оценки собственного здоровья и самочувствия, необходимость внимания и заботы о здоровье и самочувствии близких в семье, чуткости по отношению к взрослым и детям в детском саду. Гигиенические основы организации деятельности: необходимость достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы, чисто­ты материалов и инструментов и т. п. Развитие и совершенствование умений и навыков культуры гигиены: * применять общественные гигиенические правила *одеваться в соответствии с температурным режимом группового помещения *выполнять закаливающие процедуры *соблюдать правила этикета во время приёма пищи * в том числе соблюдать правила пользования столовыми приборами Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная Проблемные игровые и практические ситуации, в которых дети применяют накопленный опыт, умения и навыки здоровьесбережения: как оказать первую по­мощь, как заботиться о своем организме. Беседы с детьми о здоровье и здоровом образе жизни, значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики, необходимости активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья. Рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, энциклопедий, просмотр презентаций, компьютерные игры об организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания), его потребностях, способах ухода за ним, предупреждении травматизма. Проектная деятельность, в том числе создание наглядных пособий (модели, плакаты, макеты, колла­жи, позволяющие закрепить представления об основах здорового об­раза жизни), придумывание и изготовление настольно-печатных игр на тему путешествия по Стране здоровья, создание полезных подарков для детей других групп детского сада («Чудесная книга здоровья», «Кладовая витаминов»). Выставки дет­ских или совместно подготовленных с родителями коллекций: «По­лезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств). Чтение стихов, пословиц, поговорок о здоро­вье, закаливании, гигиене, культуре еды. Встречи детей с людьми, чьи профессии связа­ны с охраной и укреплением здоровья (врач, медсестра, массажист). Тематические конкурсы, соревнования с участием детей и родителей на темы укрепления здоровья («Папа, мама, я — спортив­ная семья», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»). Подгрупповая Фронтальная Обучающие игры (сюжетно-дидакические) Проблемные ситуации и вопросы Беседы Просмотр обучающих видеофильмов, презентаций Чтение художественной и познавательной литературы Рассматривание иллюстративного материала Изобразительная деятельность Индивидуальная Подгрупповая Сюжетно – ролевые игры   Самостоятельное рассматривание картин, картинок, иллюстраций, фотографий   Самостоятельная двигательная активность, организация подвижных игр Индивидуальная Подгрупповая Фронтальная Беседы, консультации, родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, мастер-классы, интернет общение
                           

Наши рекомендации