Дидактика как научная дисциплина
Дидактика (общая теория обучения)— особая область педагогики, изучающая закономерности единого процесса образования и воспитания в обучении. Дает научное обоснование целям и отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения.
Предмет дидактики— процесс преподавания-учения с порождающими его факторами и условиями, в которых он протекает, и получаемыми результатами (Ч. Куписевич).
Основные понятия дидактики:
• процесс Обучения;
• содержание образования;
• знания;
• умения;
• навыки (ЗУНы);
• методы обучения;
• формы организации обучения;
• учение;
• научение;
• преподавание;
• учебная деятельность;
• учебный предмет;
• урок;
• образовательные технологии и др.
Методологическая основа— теория познания и отражения. Познание челове
ка — активный процесс. Практика — необходимая исходная и конечная ступе
ни познания. , '-
Движущие силы обучения— противоречия.
Дидактикасвязана с философией, социологией, информатикой, этикой, психологией, медициной, эстетикой, частными методиками и др.
Основные концепции обучения в дидактике
Традиционная
Доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя
Я. Коменский, И. Пес-тал оцци, А. Дистервег, И. Гербарт и др.
Цель — передача и усвоение готовых знаний, выработка умений и навыков их применения
Педоцентристская
Доминирующая роль отводится учению, деятельности учеников
Л. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай и др.
Цель — развитие личности воспитанника и раскрытие всех потенциальных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучаемого
Современные
дидактические
системы
В центре обучения — взаимодействие преподавания и учения, деятельность как учителя, так и ученика
Л. Занков, Д. Элысонин, В. Давыдов, Ш. Амонаш-вили и др.
Цель — формировать систему знаний и обеспечить развитие личности обучаемого
7]
Соотношение познания и учения
Познание | Учение |
Открываются объективно новые знания | Познается познанное (субъективно новое) |
Путь познания длителен | Ускоренный темп познания и индивидуального продвижения |
Путь проб, ошибок и заблуждений | Специально организованный процессе с продуманной методикой и технологией |
Процесс познания сложен и противоречив | Процесс познания педагогизирован и адаптирован в соответствии с возрастными особенностями Личности |
Многое познается непосредственно . | Многие знания приобретаются опосредованно |
Практика — источник и критерий истины | Практика — способ закрепления и применения знаний |
Умения и навыки приобретаются самопроизвольно, в процессе научного поиска | Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями |
Взаимодействие обучающего и обучаемого не предполагается, но может иметь место (развитие научных школ, коллективные исследования и др.) | Познание происходит в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия обучающего и обучаемого |
Организация знаний исследователя соответствует логике конкретной науки и исследовательской деятельности | Организация знаний обучаемого соответствует логике учебного предмета, отражающего конкретную научную область |
И |
От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таковдиалектический путь познания истины. (М. В. Ломоносов, В. И. Ленин)