Восстановительное обучение при акустико-мнестической
Афазии
|
Восстановительное обучение при афферентной моторной
Афазии
|
Восстановительное обучение при эфферентной моторной
Афазии
|
Восстановительное обучение при динамической афазии
|
Н А Р У Ш Е Н И Я П И С Ь М Е Н Н О Й
Р Е Ч И
Классификация нарушений письменной речи
Ступени формирования навыка чтения
Условия успешного овладения навыком чтения
Группы ошибок при дислексии
№ | Ошибки при чтении |
Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких – глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З- В и др.) | |
Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно | |
Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлении, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др. | |
Нарушения понимания прочитанного, проявляющиеся на уровне отдельного слова, предложения и текста при сохранности техники чтения | |
Аграмматизм при чтении, проявляющийся на аналитико-синтетической и синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения |
Операции процесса письма
(по материалам А.Р. Лурия)
Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма
|
|
Продолжение
|
Система работы по дифференциации звуков при дислексии и дисграфии
(по материалам И.Н. Садовниковой)
РАЗДЕЛ 3. Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных нарушениях
Особенности логопедической работы при нарушении слуха
Классификации тугоухости
№ | Классификация | Степень | Средняя потеря слуха в дБ | Условия разборчивого восприятия речи |
Классификация тугоухости, разработанная Л.В. Нейманом | І | Не превышает 50 дБ | Речь разговорной громкости – на расстоянии не менее 1 м, шепот – у ушной раковины и далее | |
ІІ | От 50 до 70 дБ | Речь разговорной громкости – на расстоянии 0,5-1 м, шепот – не воспринимается | ||
ІІІ | Более 70 дБ | Речь разговорной громкости – у ушной раковины и до 0,5 м, шепот – не воспринимается | ||
Международная классификация тугоухости | І | 26-40 дБ | ||
ІІ | 41-55 дБ | |||
ІІІ | 56-70 дБ | |||
IV | 71-90 дБ | |||
Глухота | >91 дБ |
Минимальные нарушения слуховой функции у детей с недоразвитием речи (по данным Е.Л. Черкасовой)
Формы нарушения звукопроизношения при снижении слуха
№ | Механизм нарушения | Проявления |
Недостаточность сенсорного отдела речевого аппарата | ¨ замена звуков ¨ искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации или с полной невозможностью восприятия на слух из-за парциального выпадения звуковых частот ¨ звуковые замены отражаются на письме в виде буквенных замен | |
Недостаточность моторного отдела речевого аппарата | ¨ искаженое звучание звуков (межзубное или боковое С, увулярное Р и др.) | |
Сенсорная и моторная недостаточность речевого аппарата | ¨ замена звуков из-за невозможности их слуховой дифференциации от сходных фонем ¨ искажения звуков при отклонении в строении и функционировании артикуляторного аппарата |
Нарушения лексического и грамматического строя речи при снижении слуха
№ | Вид нарушения | Проявления |
Лексические нарушения | ¨ ограниченность словарного запаса ¨ неточность употребления слов, расширение их значений; полные замены лексического значения слов, основанные на их семантической общности; смешение аффиксов при сохранении корневой части слов при их фонетическом сходстве ¨ грубые искажения звуко-слоговой структуры слов | |
Грамматические нарушения | ¨ нарушение согласования слов в предложении ¨ неправильное употребление падежных окончаний ¨ пропуск предлогов в предложении, добавление лишних предлогов, замены ¨ замены глагольных форм ¨ затруднения в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций |
Нарушения письменной речи у детей с нарушением слуха
№ | Типичные и специфические ошибки слабослышащих на письме |
Замены оппозиционных звуков, ударных и безударных гласных Пропуски и перестановки звуков и частей слов Слитное написание слов с предлогами Нарушение флексивного согласования Отсутствие маркировки границ предложений Замены графически близких символов Замены гласных, в основном низко- и среднечастотных (О-У, А-У) Смешение ротовых и носовых согласных (Н-Д, М-Б и др.) Множественные замены букв, соответствующих группам дизъюнктных и оппозиционных звуков (С-Ш, З-Ж, Б-Д и др.) Пропуски звуков и слогов в начале и конце слов, дописывание лишних элементов слов Озвончение глухих и оглушение звонких звуков в сильных позициях Отсутствие мягкости на письмев необходимых случаях |
Комплексное воздействие при недоразвитии речи и нарушениях слуховой функции[7]
Этапы /блоки | Содержание и реализация | ||
Медицинский блок (врач, медсестра) | Психолого-педагогический блок (логопед) | Лингвистический блок (логопед) | |
1. Под-готови- тельный | Лечебное воздейст-вие: консервативный, хирургический мето-ды лечения заболева-ний ЛОР-органов | Определение слуховых возможнос-тей восприятия речи. Развитие мотивации общения. Активизация внимания и памяти слуховой модальности | Развитие понимания устной речи: умения вслушиваться в обращенную речь, выде-лять названия предметов, действий, признаков, обобщенных значений |
2. До-фонем ный | Проведение лечебных процедур (по индиви-дуальным показани-ям). Проведение профи-лактических меропри-ятий: санация, массаж, закаливание ЛОР-орга-нов, общеукрепляющие комплексы и др. | Условия, максимально облегчающие слуховое восприятие. Развитие неречевого слуха: диффе-ренциация неречевых звуков по ха-рактеру звучания, акустическим свойствам, определение количества звуков и звучащих предметов, на-правления звучания. Развитие внимания и памяти слухо-вой модальности. Развитие слухо-двигательных коор-динаций. Формирование слухового и слухо-двигательного контроля. | Уточнение и расширение словарного запаса. Практическое овладение некоторыми способами словообразования без привлечения внимания к фонематическим различи-ям. Практическое усвоение синтаксического конструи-рования. |
3. Фо-нем-ный | Проведение профилактических ме-роприятий | Постепенное усложнение условий слухового восприятия. Развитие внимания и памяти слухо-вой модальности. Развитие слухового, кинестетичес-кого и языкового контроля, слухо-моторного самоконтроля | Развитие фонематического слуха: дифференциация акустических признаков ре-чевых звуков, направлен-ности звучания речевых стимулов, интонационных средств языка. Коррекция звукопроизно-шения, интонационно-рит-мического контура слов. Овладение фонематичес-кими процессами. Расширение лексических и грамматических значений слов на основе фонематичкских различий |
4. Ин-тегра-тивный | Проведение профилактических мероприятий | Слуховое восприятие в сложных условиях. Развитие внимания и памяти слуховой модальности. Формирование самоконтроля речи. | Развитие связной речи, адекватное использование звукового, лексико-грамма-тического и интонационно-го оформления собственно-го высказывания в различ-ных коммуникативных ситуациях. |
Специфика логопедической работы с детьми со снижением слуха
|
Особенности логопедической работы при нарушениях зрения
Уровни сформированности речи у детей с нарушениями зрения
4 уровень
3 уровень
2 уровень
1 уровень
Специфика логопедической работы с детьми с нарушениями зрения
|
Особенности логопедической работы при интеллектуальной недостаточности у детей
|
Распространенность нарушений письменной речи у учащихся вспомогательной школы[8]
Специфика логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта
|
Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе
Частота нарушений речи при детском церебральном параличе
|