Упражнения для растяжения подъязычной связки

Часто родители спрашивают специалистов о том, достаточной ли длины подъязычная связка (уздеч­ка) у их ребенка, не нужна ли операция по ее подрезанию.

Действительно, у разных людей подъязычная связка может быть разной длины. Если у ребенка очень короткая уздечка языка, он не сможет произносить шипящие звуки: Ш, Ж, Ч, Щ и звук Р. Но на самом деле такая анатомическая особенность встре­чается весьма редко.

Если ребенок может высунуть изо рта язык и при этом его кончик не раздваивается в форме двух полу­круглых лепестков из-за того, что снизу его тянет подъязычная связка, если он может облизать блюдце, поцокать языком, то у него совершенно точно не бу­дет препятствий для постановки вышеперечисленных звуков, требующих подъема языка к нёбу.

И еще один важный показатель: у ребенка 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8 мм.

Упражнения для растяжения подъязычной связки - student2.ru

Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8мм), то лучше ее растягивать, чем опе­рировать. В пользу этого говорит то, что после опе­рации на уздечке останется рубец, который также будет сокращать ее подвижность. Кроме того, проопе­рированный ребенок еще долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Далее приводятся упражнения для постепенного растяжения подъязычной связки, необходимые для тех детей, у которых она имеет небольшую длину.

Маляр

(динамическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку языком, как «кисточкой», покрасить в «доме»-ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно).

Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...»

Барабан

(динамическое артикуляционно – голосовое упражнение)

Покажите ребенку, как можно изобразить ба­рабан, отбивая дробь с помощью языка. Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряжен­ным кончиком языка постучать по альвеолам (бу­горкам за верхними резцами), многократно и от­четливо, на одном дыхании, произнося звуки « Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп.

Попросите ребенка повторить. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Если это происходит, то между зубами в одном из уголков рта надо вставить ручку зубной щетки или кончик указательного пальца ребенка.

Посоревнуйтесь, чей барабан дольше стучит.

Лошадка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Попросите ребенка изобразить, как скачет лошад­ка. Для этого надо приоткрыть рот, присосать широ­кий кончик языка к твердому нёбу за верхними зуба­ми, а затем со щелчком оторвать его. Сначала следует цокать в медленном темпе, а затем постепенно уве­личивать его.

Следите, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Грибок

(статическое артикуляционное упражнение)

Предложите ребенку показать грибок с помощью языка. Для этого надо широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5—10 с. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его тоненькую ножку. Затем «отклеить» язык и закрыть рот.

Повторить упражнение 2—3 раза.

Гармошка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите ребенку, как можно изобразить с по­мощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к нёбу, как в упражнении.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Предложите ребенку проверить себя и убедиться, что теперь он может произносить любые, даже самые трудные, скороговорки. Пусть малыш постарается объяснить смысл пословиц и поговорок.

Звуки [м] и [м']

Повтори скороговорки:

Милый, милый Михаил

Мыться с мылом не любил.

Говорил: «Не надо мыла!

Я без мыла очень милый!»

(Т. Павлова-Зеленская)

Марина Малъвину кормила малиной.

(Т. Павлова-Зеленская)

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

Мал, да удал.

***

Шел мимо, зашел, где мило.

***

Мыла ~ не устала, вымыла — не узнала.

Звуки [н] и [н']

Повтори скороговорки:

Неразлучные подружки

Жить не могут друг без дружки —

Надя Левина,

Неля Аюлина,

Ната Мулина.

***

Клоун-чудак все делал не так:

Рисовал ножом,

Ел карандашом,

На руках ходил,

Воду в сите носил.

***

Носорог бодает рогом –

Не шутите с носорогом.

(С. Маршак)

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

Наш Федул губы надул.

***

На вкус на цвет товарища нет.

Звуки [п] и [п']

Повтори скороговорки:

Пичуга на ветке,

Питон в клетке.

***

Наш Полкан попал в капкан.

***

У Пети — копилка,

У Вити ~ копирка.

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

Жизнь прожить — не попе перейти.

***

Повеселимся и спляшем,

Когда пашню вспашем.

Звуки [б] и [б']

Повтори скороговорки:

Бедненькой Любе

Холодно в шубе.

***

Был баран белорыл,

Всех баранов перебелорылил.

***

По бревну бобры бредут.

***

Кибитка битком набита.

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

Побалуешься — избалуешься.

***

Если бы да кабы,

Да во рту росли б грибы,

Да все белые бы.

Звуки [ф] и [ф']

Повтори скороговорки:

Федя полез за конфетой в буфет...

Факт, что в буфете не будет конфет.

***

У филина Фили два филиненка —

Филька и Филимонка.

***

Фокусник одет во фрак.

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

Мать сыра земля всех кормит,

Всех поит, всех одевает,

Всех своим теплом пригревает.

***

Все в пору да в срок,

Так и будет толк.

Звуки [в] и [в']

Повтори скороговорки:

Варежки у Вари пропали на бульваре.

***

Проворонила ворона вороненка.

***

Вертолет вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

(Г. Виеру)

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

В зимний холод всякий молод.

***

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Звуки [т] и [т']

Повтори скороговорки:

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

***

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетере­вятами — на ветке.

***

Банты у Ани,

Ленты у Тани.

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

Учить — ум точить.

***

Труд человека кормит, а лень — портит.

Звуки [д] и [д']

Повтори скороговорки:

В дупле на дубе дятла дом.

Целый день сидит он в нем.

***

Несу к огороду

Холодную воду.

***

Даня в доме мылся в душе,

Долго мыл ладонью уши.

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

От добра добра не ищут.

***

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Звуки [к] и[к']

Повтори скороговорки:

Купи кипу пик.

***

Около кола — колокола.

***

Клала Клава лук на полку,

Кликнула себе Николку.

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

Вез наук как без рук.

***

Всяк кулик на своей кочке велик.

Звуки [г] и [г']

Повтори скороговорки:

Галка села на забор,

Грач завёл с ней разговор.

***

На иве — галка, на берегу — галька.

***

Клади в угол уголь.

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

У лодыря Егорки все отговорки.

***

Нет друга — ищи,

А нашел — береги.

Звуки [х] и [х']

Повтори скороговорки:

Дед Михай надел малахай.

***

Муха-горюха села на ухо.

***

Уха была неплоха, неплоха была уха.

***

Прохор и Пахом ехали верхом,

Ехали верхом Прохор и Пахом.

***

Грызет белка орех, а ребятам смех.

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

Что сделано наспех,

Сделано на смех.

***

Какова пряха,

Такова и рубаха.

Звуки [с] и [с']

Повтори скороговорки:

У Саньки новенькие санки.

***

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

***

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне...

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

***

В поле — все, все, все:

В поле — сев, сев, сев.

***

Сеня вез сена воз.

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

Каковы сани, таковы, и сами.

***

Ему по секрету, а он всему свету.

Звук [з] и [з']

Повтори скороговорки:

Из кузова в кузов игла перегрузка арбузов.

В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

***

От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

***

Замок закрыт на замок.

У входа в замок — звонок.

Столетняя пыль на звонке —

Замок сто лет на замке.

(Т. Павлова-Зеленская)

***

Из загона три газели

На густой газон глазели.

— Вот бы сигануть с разгона

Через изгородь загона !

(В. Борисов)

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

Не все то золото, что блестит.

***

Назвался груздем —

Полезай в кузов.

Звук [ц]

Повтори скороговорки:

Бедным курицам не спится,

Если им лисица снится.

***

Пес тоскует на цепи,

А попробуй отцепи.

***

Из колодца принесла

Курица водицы,

И цыплята всей семьей

Побежали мыться.

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

***

Грамоте учиться

Всегда пригодится.

Звук [ш]

Повтори скороговорки:

Шесть мышат в камыше шуршат.

***

Слушали старушки

Кукушек на опушке.

***

В чашке — кашка,

В плошке — плюшки.

У мишки —шишка,

У кошки — мышка,

У мышки — сыр.

***

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

Тише едешь —

Дальше будешь.

***

С кем поведешься,

От того и наберешься.

Звуки [л] и [л']

Повтори скороговорки:

Полы мыла Алла,

А Луша помогала.

***

Под липой — лиса,

На липе — оса.

***

Налили Лене лимонада,

А ей еще лимона надо.

***

На льдине спит тюлень,

Он ленится весь день.

***

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

И нескладно, и не ладно.

***

Кончил дело — гуляй смело.

Звуки [р] и [р']

Повтори скороговорки:

Тридцать три трубача трубят тревогу.

***

Тары - бары -растабары!

У Варвары куры стары.

***

Редька редко росла на грядке,

Грядка редко была в порядке.

Король-орел,

Орел-король.

***

В озере — карп,

А в море —краб.

***

Повтори и постарайся объяснить значение посло­виц и поговорок:

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

***

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.


Наши рекомендации