Модульная технология обучения (МТО)
Цель модульного обучения— содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Данная технология возникла и приобрела большую популярность в учебных заведениях Западной Европы и США в начале 60-х годов как альтернатива традиционному обучению. В настоящее время технология модульного обучения наиболее активно используется в практике высшего и профессионального образования. Принцип модульности предполагает построение учебного материала в виде блоков модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде учебных элементов.
Модуль – это завершенная часть курса (темы, раздела), которая заканчивается контролем. Модуль может состоять из подмодулей, подмодули состоят из более мелких единиц – учебных элементов (УЭ). Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращённом и углубленном.
Главная сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем - целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием
В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.
В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и др. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.
Как любая технология, модульная технология имеет свои «плюсы» и «минусы».
Преимущества данной технологии:
– самостоятельное получение знаний, развитие общих умений и навыков;
– урок четко структурирован и на каждый учебный элемент отведено определенное количество времени;
– каждый ученик работает с удобной для него скоростью, не смотря на предложенный учителем временной регламент;
– обеспечивается психологический комфорт учащихся (если ученик чего-то не знает, не может сразу найти нужную информацию, то коррекция знаний, предложенная в разработке, помогает справиться с проблемой);
– использование рефлексии (особое позитивное настроение вызывают комментарии в таблице оценок – «Ты молодец!», «Я тобой очень довольна!» и т.д., что повышает самооценку учащихся);
– форма урока создаёт условия успешности (практически все задания выполняются на «5» и «4»);
– возможно использование данной технологии в сочетании с другими технологиями.
Недостатки данной технологии:
– разработка урока требует большого объема времени (~1,5 часа);
– требуется большое количество бумаги, если задания выполняются на индивидуально распечатанных листах (можно выполнять задания в тетрадях).