Типовые профессиональные задачи для проведения итогового комплексного государственного экзамена
по специальности «Логопедия»
Задача 1
Проанализируйте представленную ситуацию и выполните задания.
Во время изучения документации детей вновь укомплектованной логопедической группы логопед отметил, что у основной части детей группы отмечаются следующие пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи:
- лексические замены (плащ – пальто, халат – пижама, катушка – нитки, душ – мыться, узкий – маленький, дно – чайник, ствол – дерево, конура – собачка живет тут и.т.);
- трудности в образовании прилагательных от существительных с различными значениями соотнесенности: клюный – клюквенный, глинявый – глиняный, сосный, березкин, в употреблении приставочных глаголов с наиболее тонкими оттенками действий (приехал – ехал, подписал – писал, вырезал – резал );
- аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении предлогов, нарушении согласования: мама снимает чайник плиты, рисую красным карандашем и красным ручком; пять ручком.
- Обоснуйте выбор направлений и содержание коррекционно-логопедической работы с указанной группой дошкольников.
- Составьте перспективный план фронтальной работы на месяц на начальном этапе работы с детьми данной группы.
- Подберите 5 заданий для углубленного логопедического обследования грамматического строя речи старших дошкольников с указанными проявлениями; укажите необходимый лингвистический материал, подготовьте наглядность к заданиям.
- Составьте 3 фрагмента фронтальных логопедических занятий, направленных на формирование навыков словообразования прилагательных от существительных с различными значениями соотнесенности.
- Составьте рекомендации для родителей по закреплению навыков употребления приставочных глаголов.
Задача 2
Проанализируйте предложенную речевую карту и выполните следующие задания:
- Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
- Составьте индивидуальную программу развития данного ребенка с указанием периодов и направлений коррекционно-педагогического воздействия.
- Составьте по 1 конспекту фронтальных логопедических занятий разных типов по преодолению нарушений лексических операций во 2 периоде обучения.
- Приведите примеры дидактического материала по закреплению навыков употребления падежных форм имен существительных (В.п., Д.п., Т.п.) на занятиях воспитателя по ознакомлению с окружающим.
- Подберите задания для родителей по закреплению навыка словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сформулируйте методические указания к их проведению.
Задача 3.
В логопедической группе для детей ОНР воспитываются дошкольники с различной степенью нарушения языковой системы.
1. Подберите дидактический (наглядный, лингвистический) материал для проведения обследования речи детей с различной степенью нарушения языковой системы, сформулируйте инструкции к предлагаемым заданиям.
2. Составьте план работы на начальном этапе с детьми с 1 и 3 степенью нарушения языковой системы с указанием задач и содержания деятельности всех участников коррекционно-педагогического процесса.
3. Разработайте по 2 конспекта подгрупповых логопедических занятий по формированию навыка составления рассказа по серии картинок у детей с 1 и 3 степенью нарушения языковой системы.
4. Опишите 5 приемов работы по стимуляции речевой активности детей с 1 степенью нарушения языковой системы.
5. Составьте рекомендации для воспитателей логопедических групп по развитию пассивного словаря дошкольников во время прогулок.
Задача 4.
Проанализируйте следующие нарушения слоговой структуры слова у детей с алалией и выполните задания:
Чемодан – мачедан, грибы – бики, капает – крапает, ногти – нокити, доктор – дока, телефон – фон, колбаса – йайа
- Квалифицируйте указанные нарушения слоговой структуры и объясните их механизмы при моторной (экспрессивной) алалии.
- Подберите лингвистический и наглядный материал для обследования состояния слоговой структуры слова у детей.
- Составьте перспективный план поэтапной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
- Подберите по 3 приема логопедической работы и необходимый дидактический материал для каждого этапа работы.
- Составьте 3 фрагмента индивидуальных логопедических занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с экспрессивной алалией на основном этапе коррекционно-логопедической работы.
Задача 5