Типовые профессиональные задачи для проведения итогового комплексного государственного экзамена

по специальности «Логопедия»

Задача 1

Проанализируйте представленную ситуацию и выполните задания.

Во время изучения документации детей вновь укомплектованной логопедической группы логопед отметил, что у основной части детей группы отмечаются следующие пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи:

  1. лексические замены (плащ – пальто, халат – пижама, катушка – нитки, душ – мыться, узкий – маленький, дно – чайник, ствол – дерево, конура – собачка живет тут и.т.);
  2. трудности в образовании прилагательных от существительных с различными значениями соотнесенности: клюный – клюквенный, глинявый – глиняный, сосный, березкин, в употреблении приставочных глаголов с наиболее тонкими оттенками действий (приехал – ехал, подписал – писал, вырезал – резал );
  3. аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении предлогов, нарушении согласования: мама снимает чайник плиты, рисую красным карандашем и красным ручком; пять ручком.
  1. Обоснуйте выбор направлений и содержание коррекционно-логопедической работы с указанной группой дошкольников.
  2. Составьте перспективный план фронтальной работы на месяц на начальном этапе работы с детьми данной группы.
  3. Подберите 5 заданий для углубленного логопедического обследования грамматического строя речи старших дошкольников с указанными проявлениями; укажите необходимый лингвистический материал, подготовьте наглядность к заданиям.
  4. Составьте 3 фрагмента фронтальных логопедических занятий, направленных на формирование навыков словообразования прилагательных от существительных с различными значениями соотнесенности.
  5. Составьте рекомендации для родителей по закреплению навыков употребления приставочных глаголов.

Задача 2

Проанализируйте предложенную речевую карту и выполните следующие задания:

  1. Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
  2. Составьте индивидуальную программу развития данного ребенка с указанием периодов и направлений коррекционно-педагогического воздействия.
  3. Составьте по 1 конспекту фронтальных логопедических занятий разных типов по преодолению нарушений лексических операций во 2 периоде обучения.
  4. Приведите примеры дидактического материала по закреплению навыков употребления падежных форм имен существительных (В.п., Д.п., Т.п.) на занятиях воспитателя по ознакомлению с окружающим.
  5. Подберите задания для родителей по закреплению навыка словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сформулируйте методические указания к их проведению.

Задача 3.

В логопедической группе для детей ОНР воспитываются дошкольники с различной степенью нарушения языковой системы.

1. Подберите дидактический (наглядный, лингвистический) материал для проведения обследования речи детей с различной степенью нарушения языковой системы, сформулируйте инструкции к предлагаемым заданиям.

2. Составьте план работы на начальном этапе с детьми с 1 и 3 степенью нарушения языковой системы с указанием задач и содержания деятельности всех участников коррекционно-педагогического процесса.

3. Разработайте по 2 конспекта подгрупповых логопедических занятий по формированию навыка составления рассказа по серии картинок у детей с 1 и 3 степенью нарушения языковой системы.

4. Опишите 5 приемов работы по стимуляции речевой активности детей с 1 степенью нарушения языковой системы.

5. Составьте рекомендации для воспитателей логопедических групп по развитию пассивного словаря дошкольников во время прогулок.

Задача 4.

Проанализируйте следующие нарушения слоговой структуры слова у детей с алалией и выполните задания:

Чемодан – мачедан, грибы – бики, капает – крапает, ногти – нокити, доктор – дока, телефон – фон, колбаса – йайа

  1. Квалифицируйте указанные нарушения слоговой структуры и объясните их механизмы при моторной (экспрессивной) алалии.
  2. Подберите лингвистический и наглядный материал для обследования состояния слоговой структуры слова у детей.
  3. Составьте перспективный план поэтапной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
  4. Подберите по 3 приема логопедической работы и необходимый дидактический материал для каждого этапа работы.
  5. Составьте 3 фрагмента индивидуальных логопедических занятий по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с экспрессивной алалией на основном этапе коррекционно-логопедической работы.

Задача 5

Наши рекомендации