Азбука прав и ответственности
Беседы
Об ответственности
И правах ребенка
Творческий
Центр
Москва 2008
УДК 371
ББК 74.100.5
Д13
Давыдова О.И., Вялкова С.М.
Д13 Беседы об ответственности и правах ребенка. —
М.: ТЦ Сфера, 2008. — 112 с. — (Вместе с детьми).
ISBN 978-5-9949-0149-6
В современном обществе приоритетным становится такой принцип семейного воспитания, при котором ребенок рассматривается не как объект воспитательного воздействия, а как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрасту. Предлагаемое пособие поможет родителям и педагогам воспитать личность социально ответственную, имеющую свою точку зрения и способную ее отстоять.
Основу книги, разделы которой располагаются в алфавитном порядке, составляют короткие рассказы с проблемными ситуациями для обсуждения детьми, родителями и педагогами на занятиях в детском саду или дома; к ним прилагаются задания и дополнения. Предваряет основную часть глоссарий, где дается краткая трактовка используемым понятиям.
Пособие адресовано педагогам и воспитателям ДОУ, родителям, а также студентам дошкольных отделений и факультетов педагогических вузов и колледжей.
УДК 371
ББК 74.100.5
ISBN 978-5-9949-0149-6 © ООО *'ГЦ Сфера* 2008
От авторов
В последнее время появилось большое количество книг и пособий по защите прав детей. На наш взгляд, серьезным недостатком их является то, что права ребенка рассматриваются отдельно от его обязанностей. Ограждая детей от ответственности, мы не только продлеваем «псевдодетскость», но и лишаем их возможности по-настоящему повзрослеть. Может, именно поэтому дети протестуют против излишней опеки с помощью девиантного поведения, грубости, отсутствия уважительного отношения ко взрослым.
Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решения, умения сделать выбор. Между тем, российские дети в семье, ДОУ, школе, обществе в целом не приучены самостоятельно делать выбор, у них нет в этом потребности. Они очень инертны, а ведь именно осознание выбора и ответственности за него рождает самостоятельность.
Кардинальные социальные изменения последних лет в обществе выдвигают на первый план следующий приоритетный принцип семейного воспитания: ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.
С 2004 г. в ДОУ № 20 «Золотой ключик» г. Новоалтайска Алтайского края разрабатывается и апробируется «Азбука
прав и ответственности». Основа «Азбуки...» — короткие рассказы с проблемными ситуациями, которые обсуждаются детьми и родителями (например, на родительском собрании или индивидуальной консультации). Решение этих ситуаций может быть разным — в зависимости от личного опыта детей и родителей, их взглядов на воспитание, образования, социального статуса и т.д. Такое обсуждение помогает детям понять, что часто просто не существует однозначных решений, у каждого может быть свое мнение, которое нужно уважать. Рассказы используются на занятиях в детском саду; для чтения детям дома (они периодически печатаются в рукописном журнале для родителей «Ключи от дома»); выставляются в папках-передвижках. К ним прилагаются задания и дополнения для родителей.
Книга состоит из двух частей. Первая — глоссарий, где представлены все используемые нами понятия, они дублируются и в каждом отдельном разделе. Как показал опыт, такой способ размещения материалов при проведении занятий с детьми или обсуждении проблемной ситуации с родителями наиболее удобен.
Во второй части представлены разделы «Азбуки прав и ответственности», как правило, состоящие из двух рассказов для детей разного возраста, проблемной ситуации для обсуждения с детьми, заданий для родителей, а также примечаний, которые могут помочь провести то или иное занятие.
В 2004 г. некоторые материалы «Азбуки прав и ответственности» были опубликованы в журнале «Обруч» (№ 6, с. 21—23). В результате на адрес детского сада пришло большое количество писем из разных регионов России с положительными отзывами.
Большое спасибо всем, кто заинтересовался нашей работой. Надеемся, что данное пособие поможет вам в работе с детьми.
ГЛОССАРИЙ
Ассоциации, детские организации (ЮНИСЕФ, Детский фонд) — Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) был основан как фонд помощи детям, пострадавшим в годы Второй мировой войны. Сейчас ЮНИСЕФ занимается организацией здравоохранения и образования детей во всем мире, особенно в районах, опустошенных войной или голодом. Фонд ведет постоянную работу в бедных странах Азии и Африки.
Безопасность — защита от опасности, что предполагает человеческую деятельность по выявлению, предупреждению, устранению и отражению опасности и угроз, способных погубить индивида, социальную группу, общество, лишить их фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести ущерб, закрыть путь для дальнейшего развития.
Война— физическое уничтожение массы людей. Борьба за власть привела к появлению такой формы поведения человека, не имеющей аналога в природе, как война.
Герб — отличительный знак или узор, по которому можно было узнать рыцарей (тяжело вооруженных всадников), поскольку в бою их тела полностью закрывались доспехами. Герб помещался на льняную тунику, надеваемую поверх доспехов. Этот знак закреплялся за семейством рыцарей и переходил от отца к сыну.
Гражданственность — качество, свойство поведения человека, гражданина, которое означает его готовность и способность принимать активное участие в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять обязанности. Гражданственность обычно противопоставляют аполитичности, социально-политической индифферентности, равнодушию к общественной деятельности. Однако неправомерно отождествлять гражданственность с лояльностью к властям, законопослушным поведением и тем более с конформизмом. Понятие «гражданственность» органически связано с понятием «патриотизм».
Детская игра — исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.
Детская литература — в прямом смысле художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей. Однако обычно в понятие включается также широкий круг произведений для взрослых, прочно вошедших в обиход детского чтения.
Доброта — наиболее общая оценочная категория, характеризующая все то, что способствует благополучию человека, общества в целом. Как и любая оценочная категория, доброта социально и культурно детерминирована, т.е. зависит от мировоззрения, традиций, актуальных устремлений и потребностей тех или иных социальных групп.
Долг— обязанность перед кем-либо, чем-либо: Родиной, народом, семьей и т.п. (патриотический долг, долг чести, дружбы).
Дом — основное пространство, где ребенок чувствует себя в безопасности, духовно и душевно раскрывает внутренний потенциал своей личности. Это жилище, где человек проводит большую часть жизни и от которого зависит его здоровье, эмоциональное состояние и материальное благополучие. Дом может быть холодным и неуютным для человека, а может стать крепостью для него, настоящим убежищем, дающим ему полноценный физический отдых, душевное спокойствие, уверенность и вдохновение.
Достоинство — ценностное отношение личности к себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе.
Дружба— отношение между хорошо известными друг другу людьми, предполагающее расположенность и привязанность, а также взаимные обязательства, например, верность.
В отличие от родства или других статусов, дружеские отношения трудно точно определить, ибо они прежде всего характеризуются добровольным характером и широко варьируются в своей продолжительности и интенсивности. Дружба является значительным фактором персонального благополучия, но большинство взрослых имеет сравнительно мало близких людей. Среди детей дружба и отношения со сверстниками играет важную роль в процессе социализации.
Естественные права человека — права на жизнь, свободу, достойное существование, безопасность и т.п., образующие фундамент либерализма, который среди всех человеческих ценностей на первое место ставит свободу.
Жадность— стремление взять себе, получить, иметь больше, чем это необходимо. В некоторых случаях жадность характеризует неудовлетворенность желания, потребности, например чувства голода, жажды. Жажда может иметь позитивное значение, когда относится, например, к познанию, увлечению каким-то интересным делом.
Жизнь— одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития.
Уже в древних языках понятие «жизнь» включало в себя множество значений. Латинский термин aevum молено перевести как вечность, жизнь, старость, поколение, эпоха. Он родствен древнеиндийскому ayus — жизненная сила; в переводе с санскрита рrапа буквально означает дыхание, жизнь или жизненная энергия. Греческий термин bios тоже переводится как жизнь, включая все ее проявления: строение и функции живых существ и их природных сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой.
Немецкий писатель и философ В. Гете толкует жизнь прежде всего как творчество, а французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо писал: «Сама по себе жизнь ничего не значит, цена ее зависит от ее употребления».
Защита детства — система практических мероприятий, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, создание нормальных условий для их развития и воспитания.
Важнейшим критерием определения ценностей любого общества является его отношение к детям. Это приоритетная стратегическая задача экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально-экономического развития на всех уровнях. Конституция РФ (1993) закрепила положение о том, что дети находятся под защитой государства. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ и родителей дошкольников — условие формирования правового государства, гражданского общества.
Здоровье — состояние полного физического, умственного и социального благополучия. Здоровье можно определить как функционирование психики и тела человека без боли и с достаточным количеством энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела.
Игра— деятельность, которая является добровольной, приносит удовольствие и не имеет никакой иной очевидной цели, кроме удовольствия.
Игрушки — специальные предметы, предназначенные для использования их в игровой деятельности. Они специфическим образом отражают естественную и искусственную окружающую человека среду и тем самым несут в себе информацию о культуре того или иного этноса.
Игры, забавы и развлечения — виды непродуктивной деятельности, отражающие конкретную культурную модель. Передаются от поколения к поколению, но каждое проводит среди них селекцию, приспосабливая к потребностям своего времени. Игры, забавы и развлечения должны соответствовать типу ментальности и обычаям людей определенной культуры, в то же время постепенно преобразуя саму ментальность.
Имя— данное ребенку имя задает ему координаты во времени, пространстве и истории, выделяет его среди других людей, обозначает его сущность здесь и сейчас, устанавливает место в социальной, культурной, национальной группе. В этнографике имя ребенка рассматривается как фактор, влияющий на характер владельца, вынуждает занимать определенную статусную позицию как в семье, так и в группе сверстников.
Индивидуальность — неповторимость, своеобразие человека, особенности реальной жизни и деятельности того или иного субъекта. Индивидуальность выступает предварительным условием становления личности.
Инициатива— умение самостоятельно предпринять что-либо в нужный момент.
Информация— 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, которые являются объектом хранения, переработки и передачи.
Любовь— удивительный феномен в жизни человека, имеющий биологический, социальный, психический, исторический и культурный аспекты, но подчиняющийся прежде всего закономерностям культуры. Без любви человек представляет собой неполноценное существо, он лишен подлинной жизни, не способен ни эффективно действовать, ни верно понимать себя и других.
Мода — существующее и общепризнанное в данный период отношение к стилю жизни, манере поведения, автомобилям, вещам. Однако при употреблении слова «мода» обычно имеют в виду одежду, поскольку конструирование одежды человека неразрывно снизано с модой. При моделировании костюма учитываются особенности мужской и женской фигуры, что затем находит отражение в форме изделия.
Музыка— вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека. Музыка занимает заметное место в культуре разных цивилизаций и формировании личности. Музыка как акустический феномен оказывает физиологическое и психологическое воздействие. Установлено, что некоторые ритмы и определенные частоты могут ускорить или замедлить обмен веществ в организме, вызывать гипнотическое состояние. Музыка способствует как гармоническому развитию личности (оно необходимо для творчества), так и ее деструкции, проявляющейся в насилии.
Образование — процесс приобретения знаний, начинается с рождения и продолжается всю жизнь.
Одежда — не только защищает человека от неблагоприятных условий окружающей среды, но и указывает на его социальный статус. Функциональность одежды зависит от ее назначения. Например, теплая одежда должна в первую очередь защищать от холода, ветра и дождя, поэтому не столь важно, как она выглядит и какого цвета. Специальные виды одежды созданы для занятий каким-либо видом деятельности (спортивная, дипломатическая, религиозная).
Ответственность — возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия.
Охрана детства — любой вопрос, связанный с положением и воспитанием детей в семье, системе благотворительных служб. Сотрудники социально-патронажной службы, на которых возложена эта функция, следят за тем, чтобы благополучию ребенка ничто не угрожало, а сам он не выходил из-под контроля.
Охрана материнства и детства — совокупность правовых норм и мероприятий государства, направленных на обеспечение интересов и защиту прав матери и ребенка.
Патриотизм (от греч. patris — Родина, Отечество) — трактуется как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности. Это любовь к своему Отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины.
Права природы — концепция ценностного отношения человека к природе. В настоящее время происходит переоценка места и роли человека в природных экосистемах.
Права человека — права на жизнь, свободу слова, неприкосновенность частной жизни, справедливую оплату труда, нормальное жилье, труд в здоровых производственных условиях, свободу совести и др.
Право — форма общественного сознания, суть которой состоит в социальной регуляции и выражена в социальных нормах, обеспеченных принуждением со стороны государства, в чем заключается основное отличие прав от морали. Право понимается как совокупность социальных норм, признанных в данном обществе и имеющих официальную защиту, которые регулируют взаимодействие обладающих волей субъектов.
Религия — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и соответствующий культ, основанные на вере в существование бога или богов, священного, в той или иной мере сверхъестественного (в буддизме и конфуцианстве отсутствует). Она обещает адептам — приверженцам, последователям какого-либо религиозного учения — награду за благочестие. Исторический анализ различных религий показывает наличие имманентного и общего всем религиям элемента — отношения к сакральному, т.е. священному, святому или святости.
Семья — исторически сложившееся, устойчивое объединение людей, связанных брачными или родственными узами, живущих вместе и ведущих общее хозяйство. Это специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для каждого человека.
Спорт — система организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по различным комплексам физических упражнений. Спорт — многогранное явление, составляющее неотъемлемый элемент культуры общества, одно из средств и методов всестороннего гармонического развития человека, укрепления его здоровья, подготовки к труду и обороне. В современном понимании спорт — стремление человека к расширению границ своих физических возможностей, важнейшее средство этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества. Это и целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами в соревнованиях, сложный комплекс межчеловеческих отношений и, наконец, популярнейшее зрелище, причем его общественная значимость продолжает стремительно возрастать.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимое и снисходительное отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям.
Труд — целеполагающая деятельность человека. Благодаря труду отношения индивидов перестают быть только биологически телесными, а перерастают в общественно-исторические.
Уважение — чувство почтения, основанное на признании достоинств, высоких качествах кого-, чего-либо.
Физическая культура— часть общей культуры общества, включающая: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии, развитие спорта и достижений в нем. В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена труда и отдыха, оздоровление и закаливание.
Флаг — полотнище, цвет и рисунок которого должны быть легко узнаваемы. Одной стороной он крепится к древку, другая свободно развевается. Флаг-символ есть у каждого государства. Свои флаги — у Красного Креста и других международных организаций. Флаг играет особую роль на войне. Его держит полководец, чтобы солдаты во время боя видели, где их командир.
До появления телефона и радио с помощью флагов часто передавали срочные сообщения. Теперь сигнальные флаги используются редко, но некоторые сохраняют свое значение. Белый флаг в бою означает капитуляцию, а приспущенный — траур.
Человек — представитель биологического вида Homo sapiens, явление космопланетарного масштаба. Человек — пластичное существо, способное меняться согласно законам эволюции.
Экология детства — забота о сохранении у детей творческого начала, естественной способности к развитию — становление детскости как типа ценностного отношения к миру природы и самому себе.
Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов, влияние на них окружающей среды и человека и возможные последствия этого взаимодействия.
АЗБУКА ПРАВ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
АССОЦИАЦИИ, ДЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ЮНИСЕФ, ДЕТСКИЙ ФОНД)
Рассказ для детей 6—7 лет
По окончании Второй мировой войны страны-побе- дительницы, желая предотвратить подобные конфликты, создали Организацию Объединенных Наций (ООН). Сейчас в нее входят более 180 стран, в том числе и Россия. Штаб-квартира ООН, на заседаниях которой решаются главные вопросы по сохранению мира на Земле, находится в г. Нью-Йорке, в Соединенных Штатах Америки (США). Эмблема ООН представляет собой условную карту Земли в обрамлении оливковых ветвей, символизирующих мир.
Вспомним, что в Греции, где были проведены первые в мире спортивные игры (сейчас их называют Олимпийскими), на период соревнований запрещались все военные конфликты. Для объявления перемирия перед играми посылали гонца с веткой оливы — символа мира. Иногда, чтобы предотвратить войну или восстановить мир, та или иная страна обращается в ООН с просьбой прислать миротворческие силы. Россия также посылает своих солдат-миротворцев для предотвращения военных конфликтов.
Для поддержки детей, пострадавших в конфликтах, после Второй мировой войны был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Фонд помогает детям получить образование — в разных странах открываются школы; сохранить здоровье — с помощью ЮНИСЕФ построены детские больницы, где детей прививают от разных опасных заболеваний (кори, оспы). Если в стране наступает голод (это часто происходит в странах с жарким климатом), Детский фонд оказывает помощь продовольствием. Отделение ЮНИСЕФ есть и в России. Туда можно принести игрушки, одежду; их отправят детям, которым нужна помощь.
Рекомендации взрослым. Если есть возможность, сходите с детьми в отделение Детского фонда в вашем городе, отнесите туда игрушки, книги, тетради, одежду. Спросите, кому будут посланы эти вещи, напишите вместе с детьми письмо, отправьте рисунки.
Детям будет понятнее, если вы при чтении рассказа используете карту мира, отметив на ней места, где сейчас находятся российские солдаты-миротворцы.
Покажите эмблему ООН и ЮНИСЕФ; объясните, почему оливковые ветки символизируют мир, а на эмблеме детского фонда изображены мать с ребенком.
БЕЗОПАСНОСТЬ