Азбука прав и ответственности

Беседы

Об ответственности

И правах ребенка

Творческий

Центр

Москва 2008

УДК 371

ББК 74.100.5

Д13

Давыдова О.И., Вялкова С.М.

Д13 Беседы об ответственности и правах ребенка. —

М.: ТЦ Сфера, 2008. — 112 с. — (Вместе с детьми).

ISBN 978-5-9949-0149-6

В современном обществе приоритетным становится такой прин­цип семейного воспитания, при котором ребенок рассматривает­ся не как объект воспитательного воздействия, а как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрасту. Предлагаемое пособие поможет родителям и педагогам воспитать личность социально ответственную, имеющую свою точку зрения и способную ее отстоять.

Основу книги, разделы которой располагаются в алфавит­ном порядке, составляют короткие рассказы с проблемными ситуациями для обсуждения детьми, родителями и педагогами на занятиях в детском саду или дома; к ним прилагаются за­дания и дополнения. Предваряет основную часть глоссарий, где дается краткая трактовка используемым понятиям.

Пособие адресовано педагогам и воспитателям ДОУ, роди­телям, а также студентам дошкольных отделений и факуль­тетов педагогических вузов и колледжей.

УДК 371

ББК 74.100.5

ISBN 978-5-9949-0149-6 © ООО *'ГЦ Сфера* 2008

От авторов

В последнее время появилось большое количество книг и пособий по защите прав детей. На наш взгляд, серьезным недостатком их является то, что права ре­бенка рассматриваются отдельно от его обязанностей. Ограждая детей от ответственности, мы не только про­длеваем «псевдодетскость», но и лишаем их возмож­ности по-настоящему повзрослеть. Может, именно по­этому дети протестуют против излишней опеки с по­мощью девиантного поведения, грубости, отсутствия уважительного отношения ко взрослым.

Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономнос­ти личности и обеспечением свободы принятия реше­ния, умения сделать выбор. Между тем, российские дети в семье, ДОУ, школе, обществе в целом не при­учены самостоятельно делать выбор, у них нет в этом потребности. Они очень инертны, а ведь именно осо­знание выбора и ответственности за него рождает са­мостоятельность.

Кардинальные социальные изменения последних лет в обществе выдвигают на первый план следующий при­оритетный принцип семейного воспитания: ребенок дол­жен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наде­ленный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированно­го воспитания позволяет родителям сформировать лич­ность, обладающую социальной ответственностью, неза­висимой жизненной позицией и высокой сопротивляе­мостью к возможным негативным воздействиям со сто­роны неблагоприятной окружающей среды.

С 2004 г. в ДОУ № 20 «Золотой ключик» г. Новоалтайска Алтайского края разрабатывается и апробиру­ется «Азбука

прав и ответственности». Основа «Азбуки...» — короткие рассказы с проблемными ситуаци­ями, которые обсуждаются детьми и родителями (на­пример, на родительском собрании или индивидуаль­ной консультации). Решение этих ситуаций может быть разным — в зависимости от личного опыта детей и родителей, их взглядов на воспитание, образования, социального статуса и т.д. Такое обсуждение помогает детям понять, что часто просто не существует одно­значных решений, у каждого может быть свое мне­ние, которое нужно уважать. Рассказы используются на занятиях в детском саду; для чтения детям дома (они периодически печатаются в рукописном журнале для родителей «Ключи от дома»); выставляются в пап­ках-передвижках. К ним прилагаются задания и до­полнения для родителей.

Книга состоит из двух частей. Первая — глоссарий, где представлены все используемые нами понятия, они дублируются и в каждом отдельном разделе. Как по­казал опыт, такой способ размещения материалов при проведении занятий с детьми или обсуждении про­блемной ситуации с родителями наиболее удобен.

Во второй части представлены разделы «Азбуки прав и ответственности», как правило, состоящие из двух рассказов для детей разного возраста, проблемной си­туации для обсуждения с детьми, заданий для родите­лей, а также примечаний, которые могут помочь про­вести то или иное занятие.

В 2004 г. некоторые материалы «Азбуки прав и от­ветственности» были опубликованы в журнале «Обруч» (№ 6, с. 21—23). В результате на адрес детского сада пришло большое количество писем из разных регио­нов России с положительными отзывами.

Большое спасибо всем, кто заинтересовался нашей работой. Надеемся, что данное пособие поможет вам в работе с детьми.

ГЛОССАРИЙ

Ассоциации, детские организации (ЮНИСЕФ, Дет­ский фонд) — Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) был основан как фонд помощи детям, пострадавшим в годы Второй мировой войны. Сейчас ЮНИСЕФ занимается организацией здравоохранения и образования детей во всем мире, особенно в районах, опустошенных войной или голодом. Фонд ведет постоянную работу в бедных странах Азии и Африки.

Безопасность — защита от опасности, что предпо­лагает человеческую деятельность по выявлению, пре­дупреждению, устранению и отражению опасности и угроз, способных погубить индивида, социальную груп­пу, общество, лишить их фундаментальных матери­альных и духовных ценностей, нанести ущерб, закрыть путь для дальнейшего развития.

Война— физическое уничтожение массы людей. Борьба за власть привела к появлению такой формы поведения человека, не имеющей аналога в природе, как война.

Герб — отличительный знак или узор, по которому можно было узнать рыцарей (тяжело вооруженных всадников), поскольку в бою их тела полностью за­крывались доспехами. Герб помещался на льняную тунику, надеваемую поверх доспехов. Этот знак закреп­лялся за семейством рыцарей и переходил от отца к сыну.

Гражданственность — качество, свойство поведе­ния человека, гражданина, которое означает его готов­ность и способность принимать активное участие в де­лах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять обязанности. Гражданственность обычно противопоставляют аполи­тичности, социально-политической индифферентности, равнодушию к общественной деятельности. Однако не­правомерно отождествлять гражданственность с лояль­ностью к властям, законопослушным поведением и тем более с конформизмом. Понятие «гражданственность» органически связано с понятием «патриотизм».

Детская игра — исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении деть­ми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

Детская литература — в прямом смысле художе­ственные, научно-художественные и научно-популяр­ные произведения, написанные специально для детей. Однако обычно в понятие включается также широкий круг произведений для взрослых, прочно вошедших в обиход детского чтения.

Доброта — наиболее общая оценочная категория, характеризующая все то, что способствует благополу­чию человека, общества в целом. Как и любая оценоч­ная категория, доброта социально и культурно детер­минирована, т.е. зависит от мировоззрения, традиций, актуальных устремлений и потребностей тех или иных социальных групп.

Долг— обязанность перед кем-либо, чем-либо: Ро­диной, народом, семьей и т.п. (патриотический долг, долг чести, дружбы).

Дом — основное пространство, где ребенок чувству­ет себя в безопасности, духовно и душевно раскрывает внутренний потенциал своей личности. Это жилище, где человек проводит большую часть жизни и от кото­рого зависит его здоровье, эмоциональное состояние и материальное благополучие. Дом может быть холод­ным и неуютным для человека, а может стать крепос­тью для него, настоящим убежищем, дающим ему пол­ноценный физический отдых, душевное спокойствие, уверенность и вдохновение.

Достоинство — ценностное отношение личности к себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самокон­троля, на которых строится требовательность человека к самому себе.

Дружба— отношение между хорошо известными друг другу людьми, предполагающее расположенность и привязанность, а также взаимные обязательства, на­пример, верность.

В отличие от родства или других статусов, дружеские отношения трудно точно определить, ибо они прежде всего характеризуются добро­вольным характером и широко варьируются в своей продолжительности и интенсивности. Дружба являет­ся значительным фактором персонального благополу­чия, но большинство взрослых имеет сравнительно мало близких людей. Среди детей дружба и отношения со сверстниками играет важную роль в процессе социа­лизации.

Естественные права человека — права на жизнь, свободу, достойное существование, безопасность и т.п., образующие фундамент либерализма, который среди всех человеческих ценностей на первое место ставит свободу.

Жадность— стремление взять себе, получить, иметь больше, чем это необходимо. В некоторых случаях жад­ность характеризует неудовлетворенность желания, потребности, например чувства голода, жажды. Жаж­да может иметь позитивное значение, когда относит­ся, например, к познанию, увлечению каким-то инте­ресным делом.

Жизнь— одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных услови­ях в процессе ее развития.

Уже в древних языках понятие «жизнь» включало в себя множество значений. Латинский термин aevum молено перевести как вечность, жизнь, старость, поко­ление, эпоха. Он родствен древнеиндийскому ayus — жизненная сила; в переводе с санскрита рrапа бук­вально означает дыхание, жизнь или жизненная энер­гия. Греческий термин bios тоже переводится как жизнь, включая все ее проявления: строение и функ­ции живых существ и их природных сообществ, рас­пространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой.

Немецкий писатель и философ В. Гете толкует жизнь прежде всего как творчество, а французский мысли­тель Ж.-Ж. Руссо писал: «Сама по себе жизнь ничего не значит, цена ее зависит от ее употребления».

Защита детства — система практических меропри­ятий, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, создание нормальных условий для их развития и воспитания.

Важнейшим критерием определения ценностей любого общества является его отношение к детям. Это приоритетная стратегическая задача экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально-экономического развития на всех уровнях. Конституция РФ (1993) закрепила положе­ние о том, что дети находятся под защитой государ­ства. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ и родителей дошкольников — условие формирования правового государства, гражданского общества.

Здоровье — состояние полного физического, ум­ственного и социального благополучия. Здоровье мож­но определить как функционирование психики и тела человека без боли и с достаточным количеством энер­гии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела.

Игра— деятельность, которая является доброволь­ной, приносит удовольствие и не имеет никакой иной очевидной цели, кроме удовольствия.

Игрушки — специальные предметы, предназначен­ные для использования их в игровой деятельности. Они специфическим образом отражают естественную и ис­кусственную окружающую человека среду и тем са­мым несут в себе информацию о культуре того или иного этноса.

Игры, забавы и развлечения — виды непродуктив­ной деятельности, отражающие конкретную культур­ную модель. Передаются от поколения к поколению, но каждое проводит среди них селекцию, приспосаб­ливая к потребностям своего времени. Игры, забавы и развлечения должны соответствовать типу ментальности и обычаям людей определенной культуры, в то же время постепенно преобразуя саму ментальность.

Имя— данное ребенку имя задает ему координаты во времени, пространстве и истории, выделяет его сре­ди других людей, обозначает его сущность здесь и сей­час, устанавливает место в социальной, культурной, национальной группе. В этнографике имя ребенка рассматривается как фактор, влияющий на характер вла­дельца, вынуждает занимать определенную статусную позицию как в семье, так и в группе сверстников.

Индивидуальность — неповторимость, своеобразие человека, особенности реальной жизни и деятельности того или иного субъекта. Индивидуальность выступает предварительным условием становления личности.

Инициатива— умение самостоятельно предпринять что-либо в нужный момент.

Информация— 1) сообщение о чем-либо; 2) сведе­ния, которые являются объектом хранения, перера­ботки и передачи.

Любовь— удивительный феномен в жизни челове­ка, имеющий биологический, социальный, психичес­кий, исторический и культурный аспекты, но подчи­няющийся прежде всего закономерностям культуры. Без любви человек представляет собой неполноценное существо, он лишен подлинной жизни, не способен ни эффективно действовать, ни верно понимать себя и других.

Мода — существующее и общепризнанное в дан­ный период отношение к стилю жизни, манере пове­дения, автомобилям, вещам. Однако при употребле­нии слова «мода» обычно имеют в виду одежду, по­скольку конструирование одежды человека неразрыв­но снизано с модой. При моделировании костюма учитываются особенности мужской и женской фигу­ры, что затем находит отражение в форме изделия.

Музыка— вид искусства, отражающий действитель­ность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека. Музыка зани­мает заметное место в культуре разных цивилизаций и формировании личности. Музыка как акустический феномен оказывает физиологическое и психологичес­кое воздействие. Установлено, что некоторые ритмы и определенные частоты могут ускорить или замедлить обмен веществ в организме, вызывать гипнотическое состояние. Музыка способствует как гармоническому развитию личности (оно необходимо для творчества), так и ее деструкции, проявляющейся в насилии.

Образование — процесс приобретения знаний, на­чинается с рождения и продолжается всю жизнь.

Одежда — не только защищает человека от небла­гоприятных условий окружающей среды, но и указы­вает на его социальный статус. Функциональность одеж­ды зависит от ее назначения. Например, теплая одеж­да должна в первую очередь защищать от холода, вет­ра и дождя, поэтому не столь важно, как она выглядит и какого цвета. Специальные виды одежды созданы для занятий каким-либо видом деятельности (спортив­ная, дипломатическая, религиозная).

Ответственность — возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия.

Охрана детства — любой вопрос, связанный с поло­жением и воспитанием детей в семье, системе благо­творительных служб. Сотрудники социально-патронажной службы, на которых возложена эта функция, сле­дят за тем, чтобы благополучию ребенка ничто не уг­рожало, а сам он не выходил из-под контроля.

Охрана материнства и детства — совокупность пра­вовых норм и мероприятий государства, направлен­ных на обеспечение интересов и защиту прав матери и ребенка.

Патриотизм (от греч. patris — Родина, Отечество) — трактуется как социально-политический и нравствен­ный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, на­ционально-культурным традициям. Чувство патриотиз­ма, выражаемое прежде всего в привязанности к род­ным местам, так называемой малой родине, привыч­ному укладу жизни, известно уже с древности. Это любовь к своему Отечеству, преданность своему наро­ду, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины.

Права природы — концепция ценностного отноше­ния человека к природе. В настоящее время происхо­дит переоценка места и роли человека в природных экосистемах.

Права человека — права на жизнь, свободу слова, неприкосновенность частной жизни, справедливую оплату труда, нормальное жилье, труд в здоровых про­изводственных условиях, свободу совести и др.

Право — форма общественного сознания, суть ко­торой состоит в социальной регуляции и выражена в социальных нормах, обеспеченных принуждением со стороны государства, в чем заключается основное от­личие прав от морали. Право понимается как совокуп­ность социальных норм, признанных в данном обще­стве и имеющих официальную защиту, которые регу­лируют взаимодействие обладающих волей субъектов.

Религия — мировоззрение и мироощущение, а так­же соответствующее поведение и соответствующий культ, основанные на вере в существование бога или богов, священного, в той или иной мере сверхъесте­ственного (в буддизме и конфуцианстве отсутствует). Она обещает адептам — приверженцам, последовате­лям какого-либо религиозного учения — награду за благочестие. Исторический анализ различных рели­гий показывает наличие имманентного и общего всем религиям элемента — отношения к сакральному, т.е. священному, святому или святости.

Семья — исторически сложившееся, устойчивое объединение людей, связанных брачными или род­ственными узами, живущих вместе и ведущих общее хозяйство. Это специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого в отдельности. Будучи пер­вичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для каждого чело­века.

Спорт — система организации и проведения сорев­нований и учебно-тренировочных занятий по различ­ным комплексам физических упражнений. Спорт — многогранное явление, составляющее неотъемлемый элемент культуры общества, одно из средств и мето­дов всестороннего гармонического развития человека, укрепления его здоровья, подготовки к труду и оборо­не. В современном понимании спорт — стремление человека к расширению границ своих физических воз­можностей, важнейшее средство этического и эстети­ческого воспитания, удовлетворения духовных запро­сов общества. Это и целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами в соревнованиях, сложный ком­плекс межчеловеческих отношений и, наконец, попу­лярнейшее зрелище, причем его общественная значи­мость продолжает стремительно возрастать.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимое и снисходительное отношение к чужим мне­ниям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чув­ствам, идеям.

Труд — целеполагающая деятельность человека. Благодаря труду отношения индивидов перестают быть только биологически телесными, а перерастают в общественно-исторические.

Уважение — чувство почтения, основанное на при­знании достоинств, высоких качествах кого-, чего-либо.

Физическая культура— часть общей культуры об­щества, включающая: систему физического воспита­ния, специальные научные знания по анатомии, пси­хологии, развитие спорта и достижений в нем. В по­нятие физической культуры входят также обществен­ная и личная гигиена труда и отдыха, оздоровление и закаливание.

Флаг — полотнище, цвет и рисунок которого долж­ны быть легко узнаваемы. Одной стороной он крепит­ся к древку, другая свободно развевается. Флаг-символ есть у каждого государства. Свои флаги — у Крас­ного Креста и других международных организаций. Флаг играет особую роль на войне. Его держит полко­водец, чтобы солдаты во время боя видели, где их ко­мандир.

До появления телефона и радио с помощью флагов часто передавали срочные сообщения. Теперь сигналь­ные флаги используются редко, но некоторые сохраняют свое значение. Белый флаг в бою означает капи­туляцию, а приспущенный — траур.

Человек — представитель биологического вида Homo sapiens, явление космопланетарного масштаба. Чело­век — пластичное существо, способное меняться со­гласно законам эволюции.

Экология детства — забота о сохранении у детей творческого начала, естественной способности к раз­витию — становление детскости как типа ценностно­го отношения к миру природы и самому себе.

Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов, влияние на них окружающей сре­ды и человека и возможные последствия этого взаимо­действия.

АЗБУКА ПРАВ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

АССОЦИАЦИИ, ДЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ЮНИСЕФ, ДЕТСКИЙ ФОНД)

Рассказ для детей 6—7 лет

По окончании Второй мировой войны страны-побе- дительницы, желая предотвратить подобные конфлик­ты, создали Организацию Объединенных Наций (ООН). Сейчас в нее входят более 180 стран, в том числе и Россия. Штаб-квартира ООН, на заседаниях которой решаются главные вопросы по сохранению мира на Земле, находится в г. Нью-Йорке, в Соединенных Штатах Америки (США). Эмблема ООН представляет собой условную карту Земли в обрамлении оливковых ветвей, символизирующих мир.

Вспомним, что в Греции, где были проведены пер­вые в мире спортивные игры (сейчас их называют Олим­пийскими), на период соревнований запрещались все военные конфликты. Для объявления перемирия пе­ред играми посылали гонца с веткой оливы — символа мира. Иногда, чтобы предотвратить войну или восста­новить мир, та или иная страна обращается в ООН с просьбой прислать миротворческие силы. Россия так­же посылает своих солдат-миротворцев для предотвра­щения военных конфликтов.

Для поддержки детей, пострадавших в конфликтах, после Второй мировой войны был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Фонд помогает детям получить обра­зование — в разных странах открываются школы; со­хранить здоровье — с помощью ЮНИСЕФ построены детские больницы, где детей прививают от разных опасных заболеваний (кори, оспы). Если в стране на­ступает голод (это часто происходит в странах с жарким климатом), Детский фонд оказывает помощь про­довольствием. Отделение ЮНИСЕФ есть и в России. Туда можно принести игрушки, одежду; их отправят детям, которым нужна помощь.

Рекомендации взрослым. Если есть возможность, сходите с детьми в отделение Детского фонда в вашем городе, отнесите туда игрушки, книги, тетради, одеж­ду. Спросите, кому будут посланы эти вещи, напиши­те вместе с детьми письмо, отправьте рисунки.

Детям будет понятнее, если вы при чтении расска­за используете карту мира, отметив на ней места, где сейчас находятся российские солдаты-миротворцы.

Покажите эмблему ООН и ЮНИСЕФ; объясните, почему оливковые ветки символизируют мир, а на эм­блеме детского фонда изображены мать с ребенком.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Наши рекомендации