Работы познавательно-практического типа
а) Учебно-практические работы. К ним относятся изготовление наглядных пособий (графиков, диаграмм, схем, макетов приборов, подготовка статей для школьных газет, журналов и т.п.). В процессе такой работы знания, умения и навыки формируются в органическом единстве с жизненной практикой и индивидуальным опытом школьника.
б) Общественно-практические самостоятельные работы. Имеется в виду учебная деятельность школьников, выходящая за рамки школьной жизни. Выполнение учебных заданий подобного рода – незаменимый путь связи обучения с жизнью.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Методы и средства внеурочной деятельности - этометоды и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
1) беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
2) упражнение,
3) поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
4) методы игры в различных вариантах,
5) составление плана и т.д.
Оценка общей учебной нагрузки
Под влиянием интенсивной или длительной учебной работы у детей возникает и развивается утомление, т.е. наблюдается временное снижение функциональных возможностей организма. Это отражается в ухудшении количественных (объем работы) и качественных (ошибки) показателях умственной работоспособности, неблагоприятных изменениях в деятельности некоторых органов и систем.
У школьников утомление, как правило, развивается в результате нерациональной организации учебного процесса и чрезмерной учебной нагрузки.
Очень часто в школах встречаются такие нарушения организации учебного процесса как:
- увеличение учебных часов в недельном расписании;
- проведение отдельных предметов вне сетки расписаний;
- сокращение времени перемен за счет увеличения продолжительности уроков.
Рациональное расписание уроков способствует не только снижению утомления, поддержанию работоспособности на высоком уровне, но и успешности обучения без выраженных отклонений в состоянии здоровья. Поэтому школьный медицинский работник должен принимать непосредственное участие на этапе составления и утверждения расписания.Расписание занятий обычно составляют на полгода и не меняют на протяжении этого периода. Такая необходимость обусловлена тем, что за это время у учащихся формируется устойчивый динамический стереотип учебной деятельности, а это, как известно, способствует эффективности обучения и овладения знаниями.
Особое внимание следует уделять чередованию предметов в зависимости от степени их трудности и сложности их усвоения Обязательно должны иметь место 15-ти и 20-ти минутные перемены, используемые детьми для приема пищи и активного отдыха. Особое место в процессе учебного дня должно отводится физическому воспитанию и двигательной активности школьников.
В течение учебной недели, помимо прочих элементов двигательной активности (утренняя гимнастика, прогулка, занятия в секциях), обязательным является проведение не менее двух уроков физической культуры.
Общая продолжительность учебной нагрузки в течение дня (уроки в школе и самоподготовка), соответствующая возрастным возможностям здоровых учащихся, составляет (с учетом перерывов через каждые 45 минут работы) в астрономических часах:во II классе - 3,5 часа;в III-IV классах - 4,5 часа;в V-VI классах - 5,5 часов;в VII-IX классах - 6.5 часов;в X-XI классах - 8 часов.
Учебная нагрузка учащихся I классов, детей 6-7-ми лет, ограничивается 2,5 часами.
Основные типы уроков, их структура. Особенности построения уроков различных типов. Основные дидактические требования к уроку. Фронтальные, групповые и индивидуальные занятия с учащимися в системе урока.
классно-урочная система обучения основана Я. А. Коменским.
Урок– это организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения.
Структура урока – последовательность, составляющих его элементов или этапов урока.
Тип урока – определяется его основной дидактической целью.
Вид урока определяется методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, главным источником знаний на данном уроке.
При классно-урочной системе обучения учебная работа проводится со всеми учащимися одновременно. Она может носить общеклассный, групповой или индивидуальный характер.
Структура урока зависит от того, какое место он занимает в общей системе уроков по теме курса. Определить основную дидактическую цель урока — значит установить, чему в основном он будет посвящен — изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала В зависимости от того, какая основная дидактическая цель решается на том или ином уроке, структура уроков, а следовательно, и типы уроков будут различны. классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока.
Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать такие типы уроков: объединенный, или комбинированный, урок; урок изучения нового; урок закрепления; урок повторения, или повторительно-обобщающий урок; урок проверки знаний, умений, навыков—контрольный, или учетный, урок.
Тип- по цели и ведущему методу обучения: трад и нетрад. Вид – по виду деятельности т источнику знаний.
Форма – ф.организации учебной деятельности (коллект(фронтальн), группов., индив.)
Стуктура нетрад урока: 1 актуализация старых ЗУН, 2 форм-е новых ЗУН, 3 применение их в новой ситуации, 4 д.з.
Типы трад урока: комбинир. Урок, объяснение нов материала, повторительно-обощающий, у. контроля знаний. Структура: организация учащихся к занятиям; повторительно-обучающая работа по пройденному материалу; работа по осмыслению и усвоению нового материала; работа по закреплению изложенного материала; работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков; задавание домашнего задания.
Дидактические требования к современному уроку:
· формулирование образовательных задач;
· определение оптимального содержания урока;
· прогнозирование уровня усвоения учащимися ЗУН;
· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля;
· реализация на уроке всех дидактических принципов;
· создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к уроку:
1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
· планирование усвоения знаний в готовом виде;
· учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников;
· соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения.
2. Особенности самоорганизации учителя:
· подготовленность к уроку;
· рабочее самочувствие;
· педагогический такт;
· психологический климат на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиенические требования к уроку:
1. температурный режим;
2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
3. освещение;
4. предупреждение утомления и переутомления;
5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
8. соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока:
1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную.
Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроке способствует установлению особенно близких отношений между учителем и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения.
Индивидуальная формаучебной работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся. Ее преимущества состоят в том, что обучение в максимальной степени соответствует уровню развития, способностям и познавательным возможностям каждого ученика. Индивидуальная форма работы наиболее целесообразна при выполнении различных упражнений и решении задач, она успешно применяется при программированном обучении, при изучении иностранных языков в лингафонных кабинетах, а также с целью углубления знаний и восполнения имеющихся у учащихся пробелов в изучении материала, при формировании умений и навыков.
Поэтому индивидуальная работа школьников на уроке должна сочетаться с коллективными формами ее организации. Наряду с фронтальной организацией работы учеников на уроке применяется и такая коллективная форма, как групповая работа.
Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение, как утверждают психологи, является непременным условием формирования правильных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности.